Новости

Вопросы и ответы

Что такое арт-терапия?

 

Согласно общепринятому международному определению, арт-терапия является одним из направлений терапии искусством (по-английски, creative arts therapies), наряду с такими направлениями, как музыкальная терапия, танцевально-двигательная терапия и драматерапия. Все они используют творческую активность клиентов/пациентов как фактор лечебно-профилактического воздействия, но с преимущественной опорой на одну из модальностей, с помощью которой клиенты творчески выражают себя – изобразительного искусства, музыки, движения и танца или искусства театра. Соответственно, имеются специалисты, осуществляющую свою работу с использованием этих модальностей – арт-терапевты, музыкальные терапевты, танцевально-двигательные терапевты и драматерапевты. В последние годы также развиваются интегративные формы терапевтического применения искусства, называемые «терапия выразительными искусствами» (expressive arts therapy).

 

Наряду с понятием «арт-терапия», для обозначения профессиональных услуг, связанных с оказанием психологической (психотерапевтической) помощи на основе использования изобразительного искусства, в последние годы все чаще используется слово «арт-психотерапия». Нередко оба слова используются как равнозначные, но слово «арт-психотерапия» представляется все же более уместным при рассмотрении арт-терапии как вида психологической (психотерапевтической) помощи, имеющего ряд принципиальных отличий от использования изобразительной деятельности клиентов (пациентов) в качестве терапии занятостью (трудотерапии, эрготерапии).

 

Арт-психотерапия основана на использовании искусства (прежде всего, изобразительной экспрессии клиента) в контексте психотерапевтической практики. Использует искусство не столько как форму занятости или фактор самолечения, но как средство личностно-ориентированного, психотерапевтического взаимодействия специалиста с клиентами с разными психологическими запросами, психической и соматической патологией, дисфункциональными семьями и сообществами.

 

В ряде стран (США, Великобритания и некоторые другие) разные формы терапии искусством рассматриваются как самостоятельные специальности, требующие соответствующей профессиональной (в основном, магистерской) подготовки, рассчитанной не менее чем на два или три года. Прохождение таких программ позволяет лицам с разным базовым образованием (не ниже уровня бакалавра) в сфере искусства, педагогики, психологии, медицины или социальной работы овладеть достаточным объемом знаний и сформировать комплекс умений, необходимых для оказания психологической, психосоциальной помощи разным группам населения на основе применения искусства.

 

Существуют также страны, к которым относится и Россия, где терапии искусством не имеют статуса самостоятельных специальностей. Они рассматриваются как методы психологической (психотерапевтической) помощи, для овладения которыми и последующего их применения в одной из областей помогающей деятельности (лечебной, реабилитационной, консультативной и др.) необходимо иметь соответствующую профессиональную квалификацию врача-психотерапевта, психолога или иного специалиста, после чего пройти соответствующую программу дополнительного образования (профессиональной переподготовки).

 

Использование поддерживающего и развивающего потенциала искусства возможно не только профессиональными арт-терапевтами (как в некоторых зарубежных странах) или психологами, врачами-психотерапевтами и иными специалистами, прошедшими соответствующую дополнительную подготовку, но и педагогами, художниками или представителями иных творческих профессий, не имеющими такой подготовки. Однако их деятельность не может рассматриваться как форма психологической или лечебной помощи (психотерапии), а относится к сфере искусства или образования.

 

Обращение к существующим определениям арт-терапии и иных направлений терапии искусством позволяет лучше понять их основное содержание и предназначение. Согласно Резолюции Арт-терапевтической ассоциации, арт-терапия характеризуется как «система психологических и психофизических лечебно-коррекционных воздействий, основанных на занятиях клиентов/пациентов изобразительной деятельностью, построении и развитии терапевтических отношений. Она может применяться с целью лечения и предупреждения различных болезней, коррекции нарушенного поведения и психосоциальной дезадаптации, реабилитации лиц с психическими и физическими заболеваниями и психосоциальными ограничениями, достижения более высокого качества жизни и развития человеческого потенциала». Данное определение соответствует общепринятому определению арт-терапии в разных странах, представленному в основополагающих документах профессиональных саморегулируемых организаций (Американской арт-терапевтической ассоциации, Британской ассоциации арт-терапевтов и др.) и в научной литературе.

 

К сожалению, существует немало русскоязычных изданий, в которых слову «арт-терапия» приписывается иное, не свойственное ей значение. Это затрудняет формирование в обществе адекватного представления о данном явлении, создает препятствия для развития арт-терапии как одной из форм помогающей деятельности с присущими ей стандартами и нормами профессионального образования и практической работы.

 

Где она применяется?

 

Во многих странах мира, включая Российскую Федерацию, в последние годы арт-терапия используется все более широко. Она, например, является очень ценным и даже незаменимым инструментом при оказании психотерапевтической (психологической) помощи детям с различными эмоциональными и поведенческими расстройствами, имеющими нарушения в развитии. С ребенком легче наладить контакт посредством игр и рисунка. Арт-терапию можно проводить даже с детьми или взрослыми, не способными к языковому общению – с теми, у кого имеются врожденные заболевания, органические поражения мозга и т. д. В этих случаях рисунок становится основным средством общения с клиентом.

 

Арт-терапия активно внедряется в качестве одного из инструментов психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования. Используется в психологическом консультировании субъектов образовательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей), в программах развития универсальных учебных действий, воспитания и социализации обучающихся и воспитанников и для иных целей.

 

Раньше всего, однако, арт-терапию в нашей стране и за рубежом начали применять в деятельности психиатрических учреждений, первоначально – в качестве вида занятости больных, а затем – в форме психо- и социотерапевтической поддержки и реабилитации пациентов с разными психическими расстройствами – неврозами и реактивными состояниями, психозами, наркотической и алкогольной зависимостью. Арт-терапия при этом в большинстве случаев дополняет психофармакотерапию, физиотерапию и другие методы лечения.

 

Наряду с трудотерапией, терапией средой, психологическим консультированием и психотерапией, арт-терапия может быть отнесена к немедикаментозным методам профилактики, лечения и медицинской реабилитации. В соответствии со стандартами медицинской помощи, она может применяться для решения целого ряда лечебно-профилактических и реабилитационных задач, актуальных для обслуживания пациентов с психическими расстройствами и расстройствами поведения.

 

Все чаще арт-терапия применяется у пациентов с соматическими и психосоматическими заболеваниями на разных этапах их лечения и реабилитации. Это происходит, в целом, на фоне все более активного использования психотерапии при разных заболеваниях внутренних органов. Значительным потенциалом арт-терапия обладает и в плане работы с пожилым людьми, а также в качестве одного из видов психосоциальной помощи разным социально неблагополучным группам населения: тем, кто переживает стресс из-за отсутствия работы, пытается адаптироваться к новым условиям (беженцы), вернулся из мест лишения свободы или находится в исправительных учреждениях и другим.

 

Развитие арт-терапии характеризуется возрастающей дифференциацией клинических, социальных и педагогических аспектов использования здоровьбесберегающего и социализирующего потенциала искусства. На фоне внедрения полипрофессионального, биопсихосоциального подхода становится все более очевидной их взаимодополняемость. В разных сферах практической работы специалистов используются клинические (медицинские) и неклинические (немедицинские) модели арт-терапии.

 

Клинические (медицинские) модели арт-терапии связаны с использованием искусства и творческой активности пациентов, находящихся в стационарных и в амбулаторных условиях, в качестве основного или дополнительного фактора профилактики и лечения психических и соматических заболеваний, а также реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Клиническое направление в арт-терапии стремится к повышению эффективности лечебно-профилактических мероприятий на основе использования терапевтических и защитно-стабилизирующих факторов творческой активности. Оно ориентировано на использование не только универсальных, но и более дифференцированных лечебно-профилактических воздействий, учитывающих специфику заболевания, его проявлений и патогенеза. Данное направление реализуется в основном специалистами с клинической подготовкой (врачами-психотерапевтами и клиническими психологами).

 

Неклинические (немедицинские) модели арт-терапии, в свою очередь, включают социальные и педагогические (арт-педагогические) модели. Социальные модели арт-терапии связаны с использованием искусства и творческой активности в качестве средств психосоциальной поддержки личности, семьи и сообществ, гармонизации общественных отношений. Решаемые при этом задачи включают: предупреждение или смягчение проблем психосоциального характера, связанных с отношениями людей и социальных групп; повышение эффективности деятельности и качества жизни; позитивные социальные изменения; преодоление негативных психосоциальных последствий психических и соматических заболеваний (в частности, стигматизации); социальную интеграцию (инклюзию) людей с ограниченными возможностями здоровья и представителей групп риска. Социальные аспекты арт-терапии нередко связаны с использованием искусства в качестве одного из факторов развития организаций, личностного и профессионального роста.

 

Педагогические (арт-педагогические) модели арт-терапии развиваются не только в образовательных организациях, но и за их рамками. Арт-педагогические аспекты представлены, например, в клинической сфере в работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья, а также сфере социальной арт-терапии. В то же время, она характеризуется рядом отличий, касающихся приоритетных задач и методического обеспечения деятельности.

 

Педагогическая арт-терапия и арт-педагогика занимаются, прежде всего, вопросами социализации и воспитания личности через искусство и творческую активность. Это, в свою очередь, может выступать одним из факторов сохранения здоровья и успешной психосоциальной адаптации.В связи с реформированием отечественной системы образования одним из важнейших направлений деятельности педагогов и других работников образовательных организаций является воспитание и социализация обучающихся в такой важной сфере, как отношение к своему здоровью. В статье 3 ФЗ «Об образовании в РФ», при обозначении государственной политики в области образования обозначены такие ценности и принципы, как «…гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, …воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде…». Здоровье, наряду с другими категориями, обозначено как базовая национальная ценность, включенная в концепцию духовно-нравственного развития и воспитания гражданина РФ.

 

Очевидно, что одним из инструментов здоровьесберегающего воспитания обучающихся, как и сохранения здоровья всех участников образовательного процесса, могут выступать арт-педагогические технологии. Однако, роль искусства и творческой активности, применительно к системе образования, не ограничивается задачами формирования здоровьесберегающих навыков и установок. Она также связана с формированием у обучающихся целостной картины мира, их подготовкой к субъект-субъектному взаимодействию, поддержкой творческой личностной позиции на основе приобщения к искусству (более широко – духовной культуре человечества) и освоения целостных алгоритмов творческой деятельности. Формируемые у обучающихся на основе применения арт-педагогических технологий навыки и личностные качества включают также осознанность, самостоятельность и автономность принятия решений, способствуют снижению уровня стресса в условиях интенсивного информационного пространства.

 

Особую роль здоровьесберегающее воспитание и социализация на основе использования потенциала арт-терапии и арт-педагогики могут играть в специальных образовательных организациях, а также в инклюзивном образовании. Таким образом, очевидна актуальность и необходимость развития педагогической арт-терапии  и арт-педагогики как совокупности методов и технологий образования в целях эстетического, здоровьесберегающего, экологического/средового, духовно-нравственного, патриотического воспитания и социализации.

Формулировка показаний и противопоказаний к применению арт-терапии в целом вряд ли корректна. Скорее, показания и противопоказания могут касаться конкретных моделей и методов арт-терапии и организационных форм ее применения на разных этапах лечебно-реабилитационного и образовательного процесса. В наиболее общем виде показания к применению клинической (медицинской) и неклинической (немедицинской) арт-терапии могут быть сформулированы следующим образом.

 

Показания к применению клинической (медицинской) арт-терапии: невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства, зависимости от психоактивных веществ, расстройства личности, психосоматические заболевания и соматопсихические реакции. Психические расстройства, более тяжелые, чем ППР включая шизофрению, аффективные психозы, органические психические расстройства. Общие и специфические расстройства развития у детей.

Показания к применению неклинической (немедицинской) арт-терапии, включая социоцентрированную и арт-педагогическую модели: проблемы межличностных отношений, идентичности и самооценки, недостаточной мотивации к деятельности, не связанные с клиническими расстройствами (основными клиническими проявлениями). Планирование будущего, профориентация; повышение качества жизни, эффективности деятельности (спорт, силовые структуры, диспетчера, менеджеры и иные категории); развитие уверенного поведения, межличностных навыков, навыков управления стрессом и саморегуляции. Развитие ресурсов семей и сообществ с целью гармонизации и укрепления отношений, более эффективного функционирования, сохранения здоровья, системной трансформации социальных групп и общественных отношений; медиация в ситуациях межличностных и межгрупповых конфликтов и др.

 

Кто такие арт-терапевты – специалисты в сфере арт-терапии?

Каковы квалификационные требования к специалисту, реализующему клиническую (медицинскую) и неклиническую (немедицинскую) модели арт-терапии?

 

Оказанием психологической помощи с использованием методов арт-терапии занимаются разные специалисты. Важное значение имеет статус и уровень профессионального признания арт-терапии в той или иной стране. В тех странах, где арт-терапия рассматривается как самостоятельная помогающая (вспомогательная медицинская) профессия и действуют определенные нормы допуска к профессиональной арт-терапевтической деятельности (США, Великобритания), проводить арт-терапию могут исключительно дипломированные и сертифицированные  арт-терапевты. В странах (включая РФ), где арт-терапия рассматривается как совокупность методов психологической помощи (психотерапии) на основе изобразительной деятельности и иных видов искусства. Проводить арт-терапию на достаточно высоком профессиональной уровне, гарантируя получателям услуг качественную помощь, могут специалисты с высшим образованием (преимущественно психологическим и медицинским), получившие дополнительную подготовку по арт-терапии.

 

Определенные формы арт-терапии, относимые к неклиническим моделям, могут также проводиться специалистами с высшим педагогическим или художественным образованием, также получившие дополнительную профессиональную подготовку по арт-терапии. Однако их деятельность не может квалифицироваться как арт-терапевтическая, а относится к сфере искусства, творческой занятости, досуговой активности.

 

Очевидно, что основная профессиональная подготовка и уже имеющиеся у специалиста компетенции определяют то, где и кем он будет работать, используя дополнительно полученные арт-терапевтические знания и навыки. В области клинической (медицинской) арт-терапии лечебно-профилактического и реабилитационного направлений в нашей стране могут работать следующие специалисты:

  • врачи-психотерапевты, имеющие соответствующие дипломы и сертификаты, а также прошедшие специальную дополнительную подготовку по арт-терпии,
  • клинические (медицинские) психологи, прошедшие специальную дополнительную подготовку по арт-терпии,
  • специалисты с иной подготовкой (художники, специалисты по социальной работе, психологи с иной, неклинической специализацией и др.), также по возможности прошедшие подготовку по арт-терапии.

 

Врачи-психотерапевты и психологи, при наличии у них соответствующего дополнительного образования по арт-терапии, могут проводить арт-терапию не столько как вид психосоциальной поддержки населения, но как вид психологической помощи –  арт-психотерапию. Специалисты с иной подготовкой (художники, специалисты по социальной работе, психологи с иной, неклинической специализацией и др.) могут проводить арт-терапию в форме занятости, студийных групп или индивидуальных занятий рекреационно-терапевтической или развивающей направленности, но не арт-психотерапию.

 

Проводя арт-терапию в той или иной форме, в зависимости от их основного и дополнительного профессионального образования, все эти специалисты могут иметь разную меру клинической ответственности и осуществлять разные функции, делегированные им, исходя из ведущих направлений деятельности лечебно-профилактического или реабилитационного, социального, образовательного учреждения или учреждения культуры, сотрудничающие с ЛПУ.

 

С учетом особенностей становления арт-терапии в нашей стране, значительной роли врачей (психиатров, психотерапевтов) в развитии данного направления как формы арт-психотерапии, наряду с клиническими психологами, они могут продолжать занимать значимые позиции в данной области деятельности. При этом должны быть уточнены функции и формы деятельности этих специалистов, а также необходимые профессиональные компетенции. Так, проводя клиническую (медицинскую) арт-терапию, врачи-психотерапевты и клинические психологи должны обладать следующими психологическими и клиническими компетенциями:

  • осуществлять всестороннюю оценку состояния и анамнеза клиента, определяя форму клинического расстройства (врачи – также нозологическую принадлежность, особенности течения заболевания) и функциональный диагноз клиента (в том числе, исследуя его «творческий анамнез»),
  • планировать форму и направленность арт-терапевтического вмешательства, определяя при этом методы, мишени и задачи работы, с учетом клинических, психологических, социальных и физических особенностей клиентов, а также внешних условий (особенностей учреждения или подразделения, форм его работы, сроков основного лечения, условий финансирования и др.),
  • организовывать и проводить индивидуальную или групповую арт-терапию, формируя при этом терапевтические отношения, используя адекватные способы личностно-ориентированного взаимодействия с клиентами, фасилитации их художественной экспрессии, вербализации опыта и его терапевтической проработки,
  • проводить всестороннюю оценку получаемых эффектов, используя в том числе, инструменты и критерии арт-терапевтической диагностики.

 

Умения данных специалистов, связанные с проведением арт-психотерапии на базе медицинских учреждений с пациентами с психическими и соматическими заболеваниями, должны включать:

  • определение общего плана и организационной формы арт-терапевтической работы, включая разные варианты групповой арт-терапии (в зависимости от ее сроков, задач, условий проведения занятий, контингента больных и реабилитируемых, стадии и уровня терапевтических изменений, групповой динамики);
  • согласование общего плана арт-терапевтической работы с комплексной программой лечебно-реабилитационных мероприятий;
  • определение общей нагрузки на эмоциональную, когнитивную, поведенческую и физическую (соматическую) сферы пациентов, связанной с формой и техниками арт-терапевтической работы;
  • выбор и комбинирование конкретных арт-терапевтических техник и приемов, что может определяться как общим планом работы, так и текущими запросами пациентов, клинической картиной психических расстройств, особенностей личностного реагирования, состоянием клиента и группы на момент начала занятия;
  • определение общей структуры занятий, включение в них как общих для разных видов психологической помощи, так и специфических для арт-терапии процедурных моментов;
  • применение техник, связанных с определенными системами психотерапии (аналитической, личностно-ориентированной и т. д.) и призванных оптимизировать процессы терапевтических изменений;
  • выбор и изменение стиля ведения клиента и группы, в зависимости от контингента больных, этапа лечебно-реабилитационного процесса, стадии и уровня терапевтических изменений, индивидуальной и групповой динамики;
  • регулирование направленности внимания пациентов, уровня психической динамики в процессе индивидуальных или групповых занятий посредством использования соответствующих форм и техник арт-терапевтической работы;
  • выбор и комбинирование различных средств творческого самовыражения, художественных средств и материалов на основе знания клинических и психологических показаний и противопоказаний к их применению, возможности достижения тех или иных терапевтических эффектов.

 

Дополнительно к психологическим и клиническим компетенциям, для проведения клинической (медицинской) арт-терапии врачи-психотерапевты и клинические психологи должны также обладать следующими художественными компетенциями:

  • знание свойств и возможностей разных художественных материалов, форм и техник изобразительного искусства;
  • наличие значительного опыта художественно-творческой деятельности с использованием различных художественных техник и материалов;
  • знание истории искусства, умение рефлексировать содержание и стилистику художественных форм в контексте истории искусства, социальных и культурных условий;
  • способность рефлексировать психологические феномены, внутриличностную и межличностную динамику, связанные с художественной деятельностью, целостным процессом творческой активности, влияние художественно-творческой деятельности на межличностную и социальную среду;
  • умение создавать для клиентов – участников арт-терапии – подходящие условия для занятий изобразительным искусством, погружения в художественную деятельность, целостного восприятия и переживания творческого процесса;
  • способность передать участникам арт-терапии знания и опыт работы с использованием разных изобразительных техник и материалами, поддерживать освоение новых средств и форм художественной выразительности с целью более точного и конгруэнтного самовыражения;
  • умение выявить уровень художественно-творческого потенциала и художественных навыков клиента, их развитие в процессе арт-терапии.

 

Компетенции и функции психологов иных специализаций и других специалистов, проводящих арт-терапию в медицине, образовании и социальной сфере, должны быть дополнительно уточнены. Сближение клинической и социальной арт-терапии, в частности, растущее признание роли социокультурных факторов патогенеза расстройств психической и физической сферы и усилении компонентов реабилитации и психосоциальной помощи определяет необходимость разработки соответствующих компетенций для специалистов по социальной работе, реабилитации, терапии занятостью, а также педагогов (педагогов-психологов), дополняющих обозначенные выше компетенции специалистов клинической арт-терапии.

 

Важным фактором, обеспечивающим гарантию достаточно высокого качества арт-терапевтических услуг, являются процедуры сертификации специалистов уже после получения ими соответствующего диплома. Такие процедуры осуществляются  учреждениями высшего и дополнительного профессионального образования, например, кафедрами психотерапии – для врачей-психотерапевтов, то есть, специалистов, использующих клиническую модель психотерапии (арт-психотерапии).

 

Такие процедуры также осуществляются специальными комиссиями, создаваемыми профессиональными саморегулируемыми организациями для разных специалистов, использующих неклинические модели психотерапии и психологической помощи и получивших дополнительное профессиональное образование в соответствии с четырехкомпонентной моделью подготовки. На сегодняшний день такие процедуры регулируют лишь выдачу сертификатов и допуск к оказанию услуг в области психологической помощи (психотерапии), без уточнения конкретного метода. По мере развития институтов гражданского общества, укреплений позиций профессиональных саморегулирующихся организаций, могут быть введены соответствующие процедуры и нормы допуска к оказанию специализированных форм психологической помощи включая арт-терапию (арт-психотерапию).

 

Как стать арт-терапевтом?

 

Для получения права работать с использованием методов арт-терапии необходимо пройти специальное обучение – дополнительное образование (повышение квалификации или профессиональной переподготовки), либо программу магистратурского уровня, обычно рассчитанную на два или три года или более длительный срок (при использовании кредитно-модульного подхода). Программы арт-терапевтического образования магистерского уровня существуют во многих странах мира. Наибольшее их количество имеется при государственных университетах многих европейских стран, особенно, Великобритании, Нидерландах, Франции и Германии, а также США.

 

По завершении такого обучения слушатели получают диплом с присвоением квалификации «арт-терапевт» в тех странах, где арт-терапия существует в качестве самостоятельной  профессии. В тех странах, где арт-терапия не зарегистрирована в качестве самостоятельной профессии, в дипломе указывается арт-терапевтическая специализация на базе высшего образования (психологического, художественного или иного). Также предусмотрены дополнительные процедуры аттестации (сертификации) специалистов в сфере арт-терапии, при успешном прохождении которых специалист в полном объеме получает право на ведение профессиональной деятельности в сфере арт-терапии, считается зарегистрированным и сертифицированным.

 

В последние годы, в связи с повышением спроса на арт-терапевтические услуги, аналогичные программы создаются во многих других странах, в том числе, в Российской Федерации. В последние два десятилетия разработаны и согласованы на международном уровне стандарты арт-терапевтического образования, позволяющие сформировать у обучающихся компетенции, необходимые для оказания арт-терапевтической помощи.

 

Современные программы арт-терапевтического образования имеют много общего. Как правило, они включают не менее тысячи часов аудиторных и самостоятельных занятий, а также практику под наставничеством (учебной супервизией) на базе медицинских, социальных и образовательных учреждений, также рассчитанную примерно на тысячу часов. Аудиторная подготовка предполагает овладение комплексом учебных дисциплин, включая разные психологические дисциплины, антропологию, теорию и практику изобразительного искусства.

 

Значительное место отводится изучению теории и методологии арт-терапии и получению опыта работы в учебной группе практической направленности, когда слушатели выполняют разные виды изобразительной деятельности с целью самовыражения и самопознания и работают с собственными переживаниями и проблемами. Во многих случаях, помимо занятий в таких группах, слушатели обязаны пройти в определенном объеме личную терапию. Однако это требование существует не везде. В США, например, прохождение личной терапии для получения диплома и сертификации и регистрации в качестве арт-терапевта не требуется.

 

Во всех существующих программах арт-терапевтического образования за рубежом художественная практика рассматривается как важнейшая составная часть профессиональной подготовки. Студенты учатся понимать язык художественной экспрессии, связь создаваемых произведений с внутрипсихической и межличностной динамикой и с существующими в обществе формами изобразительного искусства Важное место отводится индивидуальной творческой работе студентов с параллельной рефлексией личного опыта, подготовке выставок и представлению собственной продукции в группе. Рассматриваются вопросы профессиональной этики. В последние годы все больше внимания обращается на приобщение слушателей к методам исследований, развитию у них навыков рефлексии и оценки собственного опыта арт-терапевтической деятельности и ее эффектов.

 

В зависимости от сферы практической деятельности и связанной с ней моделью арт-терапии, в частности, работой в клинической сфере, требуется дополнительная подготовка по психиатрии. Многие обучающиеся по программам арт-терапевтического образования в нашей стране уже имеют высшее психологическое или медицинское образование. В случае его отсутствия, например, если обучающиеся имеют высшее художественное или педагогическое образование, им необходимо получить в необходимом объеме психологическую и клиническую подготовку.

 

Одним из вариантов получения профессионального психотерапевтического образования в нашей стране (включая арт-терапию) на сегодняшний день является обучение с использованием накопительно-кредитного подхода. Такое обучение имеет четырехкомпонентный характер и включает в себя: теоретическую и практическую подготовку в учебной группе (1200 часов) и практическую работу под супервизией (производственную практику под наставничеством – 1200 часов), учебную супервизию и учебную личную терапию (180 часов) и, кроме того, подготовку в области клинической психиатрии в определенном объёме (от 72 до 530 учебных часов). Объем подготовки в области клинической психиатрии зависит от осваиваемой модели арт-терапии – клинической (медицинской) или неклинической. К последней относятся педагогическая и социальная модели арт-терапии.

 

Помимо программ, формирующих комплекс навыков, необходимых для ведения арт-терапии как особого вида деятельности, существует множество программ базового уровня или тематического усовершенствования, знакомящих с основами арт-терапии и некоторыми ее практическими приемами. Однако подобные программы не являются достаточными для оказания арт-терапевтических услуг. Программы профессионального арт-терапевтического образования отличаются от таких более коротких программ не только общей продолжительностью обучения и объемом часов, но и набором и содержанием учебных дисциплин и тем, используемыми видами контроля знаний и умений, а также наличием такого важнейшего элемента обучения, как супервизируемая практика.

 

Рассматривая современное состояние и перспективы арт-терапевтического образования нельзя не признать ряда существенных различий, обусловленных историей становления арт-терапии в нашей стране и за рубежом. Как уже было показано, важную, а подчас и решающую роль в развитии арт-терапии в таких странах, как США и Великобритания играли художники. Это обусловило тесную связь арт-терапии в этих странах с художественной практикой, а также превалирование среди тех, кто изучает, а затем практикует арт-терапию лиц с художественным образованием. В названных странах они составляют 50-90% от общего числа профессиональных арт-терапевтов.

 

Поэтому программы арт-терапевтического образования в этих странах включают изучение основ психологии и клинических знаний (общей психопатологии). Хотя объем часов, выделяемых на эти дисциплины, постоянно возрастает, он все же является явно недостаточным для того, чтобы выпускники таких программ имели достаточную психологическую и клиническую подготовку, могли достаточно квалифицированно применять методы исследований, характерные для доказательной медицинской и психологической практики.

 

В отличие от этих стран, в России арт-терапию развивали и продолжают развивать в основном врачи-психотерапевты и психологи. В самого начала своего оформления отечественная арт-терапия представляла собой не столько лечебное изобразительное искусство (в том виде, как его понимали и практиковали Э. Крамер, А. Хилл, Э. Адамсон), а разновидность психотерапии – арт-психотерапию. Большинство тех, кто изучает и затем практикует арт-терапию в нашей стране, также составляют психологи и врачи-психотерапевты. Им нет необходимости осваивать основы психологии или клинических знаний, как это принято за рубежом. Это было бы пустой тратой времени. В этом отношении стартовые возможности отечественных адептов арт-терапии значительно более высоки, чем у многих зарубежных коллег. Во многих случаях они уже имеют достаточные навыки психологического консультирования и психотерапии, умеют глубоко анализировать психологические и клинические особенности клиентов/пациентов и оценивать эффекты работы.

 

В то же время, «ахиллесовой пятой» отечественных специалистов в области арт-терапии является недостаток художественного опыта. Это определяет необходимость повышенного внимания в процессе подготовки специалистов в сфере арт-терапии в нашей стране к художественной стороне обучения, наряду с клинической, психотерапевтической и психологической подготовкой.

 

Зачем была создана Арт-терапевтическая ассоциация?

 

Арт-терапевтическая ассоциация была создана в 1997 г. в Санкт-Петербурге в интересах специалистов, использующих в своей практической работе методы арт-терапии, а также разных учреждений и граждан, заинтересованных в получении арт-терапевтических услуг. Первоначально она имела статус региональной общественной организации. В те годы актуальной задачей развития арт-терапии в нашей стране являлось распространение информации о ее возможностях в обществе, при использовании в разных сферах деятельности, освоение зарубежных достижений в данной области, накопление и осмысление опыта применения арт-терапии в нашей стране, «ликвидация арт-терапевтической безграмотности».

 

 «Арт-терапевтическая ассоциация» прекратила свою деятельность в 2017 г.. 25 декабря 2017 г. зарегистрирована новая организация – НАЦИОНАЛЬНАЯ АССОЦИАЦИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ «АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ АССОЦИАЦИЯ». Она является преемницей предыдущей организации, но по сравнению с РОО «Арт-терапевтическая ассоциация», имеет иную организационно-правовую форму, позволяющую создавать филиалы на всей территории РФ. В ней также существенно изменились задачи работы и требования к членам. Новая организация имеет более выраженный профессиональный характер.

 

Целью новой Ассоциации является всестороннее развитие арт-терапевтической науки и практики в Российской Федерации путем объединения субъектов профессиональной арт-терапевтической деятельности – арт-терапевтов, психотерапевтов, психологов и других специалистов, имеющих соответствующую профессиональную подготовку по арт-терапии и систематически использующих методы арт-терапии в качестве основного вида профессиональной услуги, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих арт-терапевтическую и психологическую помощь, профессиональное образование и профильные исследования в сфере арт-терапии.

 

В настоящее время Арт-терапевтическая ассоциация продолжает оставаться ведущей отечественной общественной организацией, отстаивающей профессиональ­ные позиции арт-терапии на основе достижений российской психологии, психоневрологии, педагогики, характерной для нашей страны социальной и культурной практики. Она обеспечивает ее самоопределение среди других направлений помогающей деятельности с применением искусства и творческой активности, развивающихся в России и в других странах. Несмотря на то, что арт-терапия в нашей стране по-прежнему рассматривается как совокупность помогающих мето­дов, основанных на занятиях изо­бразительным искусством, но не как самостоятельная профессия, необходимость ее дальнейшего оформления как особого вида деятельности и научно-практи­ческой дисциплины, требующего соответствующих компетенций и стандартов, очевидна.

 

В качестве важных условий дальнейшего успешного развития отечественной арт-терапии могут рассматриваться: создание магистерских программ арт-терапевтического образования, системы регулирования деятельности специалистов в области арт-терапии на основе разработки и внедрения процедур допуска к оказанию арт-терапевтических услуг. Решение этих и иных задач вряд ли возможно без активного участия РОО «Арт-терапевтическая ассоциация», ее сотрудничеству с другими общенациональными саморегулируемыми организациями.

 

Кто может стать членом Арт-терапевтической ассоциации?

 

Членами Ассоциации могут становиться дипломированные специалисты помогающих или творческих профессий (в порядке исключения - студенты старших курсов соответствующих факультетов) - врачи, психологи, педагоги, специалисты по социальной работе, художники, дизайнеры и др.

 

Членами Ассоциации могут быть физические лица – специалисты в сфере арт-терапии – психотерапевты, психологи и другие специалисты, являющиеся работниками государственных, муниципальных и частных организаций и учреждений, осуществляющих наряду с другими видами деятельности, арт-терапевтическую и психологическую помощь, профессиональное образование и профильные исследования в сфере арт-терапии, и юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие арт-терапевтическую и психотерапевтическую помощь, профессиональное образование и профильные исследования в сфере арт-терапевтической науки и практики, а также лица, разделяющие цели Ассоциации и желающие участвовать в деятельности Ассоциации.

 

Членами Ассоциации могут также становиться дипломированные специалисты помогающих или творческих профессий, студенты старших курсов соответствующих факультетов.

 

Каковы преимущества членства в Арт-терапевтической ассоциации?

 

  1. Свободный доступ к профессиональной информации по арт-терапии, включая специальные научно-методические и исследовательские материалы.
  2. Получение специализированного профессионального издания на русском языке - Международного журнала арт-терапии «Исцеляющее искусство».
  3. Возможность тесного контакта и обмена опытом с представителями профессионального арт-терапевтического сообщества Российской Федерации.
  4. Включение в общероссийский реестр членов Ассоциации, субъектов профессиональной арт-терапевтической деятельности (специалистов в сфере арт-терапии);
  5. Участие в ежегодных мероприятиях Ассоциации, в том числе, ежегодных научно-практических конференциях, а также общих собраниях, тематических семинарах, выездных образовательных программах и иных акциях (члены Ассоциации участвуют в организуемых ею официальных мероприятиях на льготных условиях).
  6. Возможность организации и проведения образовательных, научных, практических программ под эгидой Ассоциации.
  7. Получение консультационной и супервизорской помощи со стороны представителей местных отделений Ассоциации и ее экспертов.
  8. В перспективе -  возможность прохождения процедуры сертификации и аттестации с правом оказания арт-терапевтических услуг (Данный пункт может быть реализован при условии сотрудничества Ассоциации с общенациональной саморегулируемой организацией - СРО).

Более подробная информация о порядке вступления в Ассоциацию представлена в разделе Членство в Ассоциации.