Новости

Вопросы и ответы

Что такое арт-терапия?

В строгом смысле этого слова арт-терапия (art therapy) - одно из направлений психотерапии искусством (по-английски, arts therapies), наряду с музыкальной терапией, танцевально-двигательной терапией и драматерапией, вид профессиональной лечебной деятельности или услуги, осуществляемой специально подготовленным персоналом.

В странах английского языка слово «art» означает визуальные искусства (живопись, графика, скульптура и др.). Таким образом, арт-терапия предполагает, что клиент (пациент) рисует, лепит, выражая себя в продуктах своей деятельности, и это обязательно происходит в присутствии специалиста - арт-терапевта (арт-психотерапевта).

Согласно Резолюции, принятой Арт-терапевтической ассоциацией во время 11-ой ежегодной конференции, арт-терапия рассматривается как система психологических и психофизических лечебно-коррекционных воздействий, основанных на занятиях клиента изобразительной деятельностью, построении и развитии психотерапевтических отношений. Она может применяться с целью лечения и предупреждения различных состояний болезни, коррекции нарушенного поведения и психосоциальной дизадаптации, реабилитации лиц с психическими и физическими заболеваниями и психосоциальными ограничениями, достижения более высокого качества жизни и развития человеческого потенциала.

Где она применяется?

Арт-терапия в развитых странах, а в последние годы и в нашей стране - используется все более широко. Она, например, является очень ценным и даже незаменимым инструментом при оказании психологической помощи детям с различными эмоциональными и поведенческими расстройствами, имеющими нарушения в развитии. С ребенком легче наладить контакт посредством игр и рисунка. Арт-терапию можно проводить даже с детьми или взрослыми, не способными к языковому общению - с теми, у кого имеются врожденные заболевания, органические поражения мозга и т. д. В этих случаях рисунок становится основным средством общения с клиентом.

Сейчас арт-терапия активно внедряется в школы - не только специальные, но и массовые, помогая, например, выявлять детей и подростков группы повышенного риска совершения общественно-опасных поступков, самоубийств и т. д., а затем проводить с ними профилактические или коррекционные программы. Арт-терапия также может использоваться в школах при проведении различных тренингов - например, общения, формирования жизненно-важных навыков, развития толерантности и других.

Раньше всего арт-терапию начали применять в деятельности психиатрических учреждений, первоначально - в качестве вида занятости больных, а затем - в форме психо- и социотерапевтической поддержки и реабилитации пациентов с разными психическими расстройствами - неврозами и реактивными состояниями, психозами, наркотической и алкогольной зависимостью. Арт-терапия при этом в большинстве случаев дополняет психофармакотерапию, физиотерапию и другие методы лечения.

В последние годы в разных странах мира также активизировались попытки использования арт-терапии у пациентов с соматическими и психосоматическими заболеваниями на разных этапах их лечения и реабилитации. Это происходит, в целом, на фоне все более активного использования психотерапии при разных заболеваниях внутренних органов.

Кроме того, арт-терапия может быть использована в качестве средства паллиативной помощи людям с онкологическими и другими тяжелыми заболеваниями с повышенной вероятностью неблагоприятного исхода, при инкурабельных состояниях.

Арт-терапия также становится все более важным инструментом психологической и социальной помощи пожилым и престарелым людям. Арт-терапия позволяет им реализовать свой творческий потенциал, противодействовать негативным изменениям в психической и физической сфере, жить более активной и приносящей удовлетворение жизнью, преодолевать одиночество и передавать свой жизненный опыт.

Значительным потенциалом арт-терапия обладает и в плане работы с разным социально неблагополучным группам населения: теми, кто переживает стресс из-за отсутствия работы, пытается адаптироваться к новым условиям (беженцы), вернулся из мест лишения свободы или находится в исправительных учреждениях и другим.

Кто такие арт-терапевты?

В некоторых странах (США, Великобритания) арт-терапия является самостоятельной медицинской профессией. Чтобы стать арт-терапевтом и получить право работать по этой специальности в медицинских или образовательных учреждениях или заниматься частной практикой, необходимо пройти специальное обучение, рассчитанное на два или три года последипломной подготовки. Арт-терапевты (музыкотерапевты, драматерапевты и др.) знают, что и как можно «лечить» с помощью применяемых ими методов, что может причинить клиенту вред. Они понимают причины и механизмы развития болезненных состояний и различных психологических проблем, умеют оценивать состояние клиента, получаемые им в результате арт-терапии коррекционные и развивающие эффекты и, в случае необходимости, менять форму и приемы психологического «сопровождения» клиента.

Важное значение для успешных занятий арт-терапией имеет наличие у специалиста художественного образования либо достаточного опыта художественно-творческой деятельности. Не случайно, при приеме на соответствующие программы профессиональной подготовки за рубежом кандидаты как правило должны представить портфолио своих работ.

В нашей стране (как, впрочем, и многих других странах) арт-терапия самостоятельной профессией не является. Она признана в качестве одного из методов психотерапии. Заниматься лечебной деятельностью с применением этого метода могут лишь сертифицированые психотерапевты. Применять арт-терапию также могут практические психологи, занимаясь психологическим консультированием. Однако, для того, чтобы со знанием дела применять арт-терапию, гарантировать клиентам качественные услуги, и психотерапевт, и психолог должны, как и за рубежом, пройти специальный курс подготовки. Такие курсы в Российской Федерации уже существуют в течение нескольких лет (смотри раздел «Арт-терапевтическое образование»).

Как стать арт-терапевтом?

Для того, чтобы со знанием дела применять арт-терапию, использовать ее эффективно, необходимо пройти специальный курсы подготовки. Такие курсы существуют как в Российской Федерации, так и за рубежом. Они различаются как по продолжительности, так и по качеству получаемого образования. Как правило, для того, чтобы получить право заниматься арт-терапевтической деятельностью, требуется пройти специальную образовательную программу, рассчитанную не менее чем на два года обучения, а в последующем - и специальную процедуру сертификации и лицензирования.

Зачем была создана Арт-терапевтическая ассоциация?

Ассоциация была создана в 1997 г. в Санкт-Петербурге в интересах специалистов, использующих в своей практической работе методы арт-терапии, а также разных учреждений и граждан, заинтересованных в получении арт-терапевтических услуг.

В настоящее время Ассоциация включает более 300 членов - прежде всего, таких специалистов, как психотерапевты и психологи - получивших дополнительное образование по арт-терапии и систематически использующих ее методы в работе с детьми, подростками и взрослыми в образовательных, медицинских и образовательных учреждениях и в частной практике.

Приоритетными направлениями деятельности Ассоциации являются:

  • популяризация возможностей арт-терапии в качестве эффективного инструмента лечения и реабилитации при разных психических и физических заболеваниях и психосоциальных ограничениях, а также в целях их профилактики и развития человеческого потенциала,
  • развитие квалифицированных арт-терапевтических услуг,
  • создание в Российской Федерации системы подготовки арт-терапевтических кадров и супервизии,
  • формирование доказательной базы арт-терапии, основанной на проведении научных исследований.

Более подробно с задачами и направлениями деятельности, а также условиями членства в Ассоциации можно познакомиться, прочитав Выдержки из Устава * (подраздел О нас) и подраздел Задачи.

Кто может стать членом Арт-терапевтической ассоциации?

Членами Ассоциации могут становиться дипломированные специалисты помогающих или творческих профессий (в порядке исключения - студенты старших курсов соответствующих факультетов) - врачи, психологи, педагоги, специалисты по социальной работе, художники, дизайнеры и др.

Кандидаты должны иметь хотя бы минимальную теоретическую и практическую подготовку по арт-терапии (в объеме не менее 72 часов), пройти один или несколько курсов повышения квалификации (включая программы дистанционного обучения) или специальную пролонгированную программу профессиональной подготовки (специализации) по арт-терапии (см. подраздел Членство в Ассоциации).