Новости

Арт-терапевтическое образование

Курсы повышения квалификации и специализированные программы профессиональной подготовки по арт-терапии

Общая характеристика

Для успешной профессиональной деятельности в арт-терапии других направлениях психотерапии искусством (драматерапии, музыкотерапии, танцевально-двигательной терапии) требуется специальная подготовка. Оказывать арт-терапевтические услуги разным группам населения могут лишь специалисты, имеющие соответствующее образование. В некоторых странах, где арт-терапия и другие направления психотерапии искусством признаны в качестве самостоятельных профессий (США, Великобритания и некоторые другие), арт-терапию проводят специалисты, которые в дополнение к своему основному образованию - художественному, психологическому или иному - обучались этой профессии еще как минимум 2 или 3 года. Получив соответствующий диплом (например, магистра арт-терапии), эти специалисты также должны пройти сертификацию и лицензирование прежде, чем быть допущенными к практической работе. Все это делается для того, чтобы гарантировать качественные арт-терапевтические услуги.

Существует также немало стран, к которым относится и Российская Федерация,  где арт-терапия и иные направления психотерапии искусством рассматриваются не как самостоятельные профессии, а как методы лечения, психологической или психофизической помощи, которые могут быть использованы специалистами некоторых помогающих профессий (врачами-психотерапевтами и психологами). Однако, и в этом случае, помимо подготовки врача-психотерапевта или психолога, специалист должен пройти соответствующую образовательную программу или курсы повышения квалификации по арт-терапии.

На сегодняшний день в Российской Федерации существуют разные программы и курсы такого рода:

  1. Пролонгированные (включающие не менее 500 часов аудиторной подготовки, а также значительный объем часов практики и самостоятельной работы) программы, аналогичные тем, которые существуют в странах профессиональной арт-терапии (см. Зарубежные программы профессиональной подготовки).
  2. Курсы повышения квалификации разного объема - от краткосрочных, то есть, в пределах 72 часов, до более длительных.

Пролонгированные программы позволяют сформировать у студентов комплекс профессиональных навыков, необходимых для квалифицированного применения методов терапии искусством, как правило, в рамках одного из выбранных направлений (арт-терапии, музыкотерапии, драматерапии и танцевально-двигательной терапии). В ближайшие годы в Российской Федерации, с учетом возрастающей профессионализации деятельности в области терапии искусством, будут либо созданы соответствующие специальности, либо введена система дополнительного контроля, включающая, например, сертификацию и лицензирование специалистов, применяющих методы терапии искусством.

Курсы повышения квалификации разного объема обеспечивают овладение слушателями (как правило, уже имеющими соответствующую квалификацию) базовыми знаниями и навыками, связанными с применением отдельных техник или приемов арт-терапии. Прохождение таких курсов не дает права называть себя специалистом в области арт-терапии, но может являться основой для прохождения более длительных программ.   

В последние годы, как в нашей стране, так и за рубежом, получают распространение программы дистанционного обучения. Определенные блоки пролонгированных программ профессионального образования, а также курсов повышения квалификации по арт-терапии могут быть успешно реализованы в таком формате, учитывая то, что программы арт-терапевтического образования в Российской Федерации пока еще только складываются и существуют главным образом в Санкт-Петербурге и Москве.