Методика «Вариабили» («Variabilie») в работе с детьми и взрослыми
Нина Гелинг, Эккахарт Бушон
(галерея Драйклаг, Ханн. Мюнден, Германия)
«Фантазия важнее знания». Альберт Эйнштейн
Представленная арт-методика «Вариабили» тесно связана с современным абстрактным искусством, его формами и приемами, а лежащее в его основе вариабельное искусство обладает особыми характеристиками, важными для использования в арт-терапевтической практике.
Хорошо известны мобили Александра Колдера (1898-1976) и кинетическое искусство Жана Тэнгли (1925-1991). Чем отличается от них вариабили? Как отмечает арт-критик Марина Седлукова, «вариабили подразумевает наличие нескольких художественных планов, образов, нахождение которых предоставляется зрителю, вовлекаемому таким образом в творческий процесс. Художники, можно сказать, бросают вызов: «Творите с нами! Скажите «да» своей фантазии». («Русская коллекция. Изобразительное искусство», июнь 1997). «Сначала долго смотришь и как ра-а-а-а-адостно, когда увидишь красивый, гармоничный образ» (отзывы посетителей).
фото 1. Примеры вариабельного искусства
Вариабельное искусство (фото 1) означает, что картину можно перевернуть вверх ногами, а скульптуры комбинировать друг с другом и с другим материалом. Важно, что в нем нет и тени элитарности, оно всех зовет к сотворчеству, когда с каждым новым изменением вариабельной композиции, будь то картина, рельеф или скульптура, каждый раз создается новое произведение: «Это настоящее волшебство: одним прикосновением руки меняется пространство, смысл картины приобретает иное звучание» (отзывы посетителей).
Одилон Редон, предвестник ирреализма в искусстве, обращённый к психике человека, написал в1882 году: «Суть тайны - в сохранении состояния неопределенности через возможность двоякой и троякой интерпретации, через смутные намеки на возможные интерпретации (образы в образах), через формы, которые материализуются, но только в сознании зрителя» (Глаз, как причудливый воздушный шар, плывущий в бесконечность). Это помогает понять, почему создаваемые художником и скульптором абстрактные вариабельные образы так глубоко затрагивают зрителей, что они (зрители) входят c ними в особый резонас (фото 2). И тогда, глядя на работу, 5-летний ребенок из студии «Азъ»говорит: «Что-то родилось, развивалось, разрушалось и снова собиралось и все из одного и того же состоит!», 8-летняя Дина Павлова из Нижнего Новгорода видит, как «цветовые гаммы играют гаммы мелодий».
фото 2 На выставке в городе Чайковском, Пермского края
Первая ретроспективная выставка вариабельного искусства состоялась в 1997 году в Москве (Музей классического и современного искусства «Бурганов-центр»), а через год – в Германии, в Музее княжества Люнебурга, но именно в России идея вариабельности в искусстве получила высокую оценку специалистов с появлением информации в газетах, на радио и телевидении.
В процессе использования методики «Вариабили» образы, созданные из переплетений танцующих линий, заполняются красками. Живописные абстрактно-вариабельные композиции сочетают в себе движение линий и энергию красок. Часто используются разные породы дерева. Дерево является удивительно живым материалом, сочетающим в себе причудливые узоры и естественную цветовую окраску от самых светлых до глубоко насыщенных тонов желтого, красного, коричневого и черного цвета. Прикосновение к его гладкой поверхности
дает ощущение тепла и успокоения. Через комбинирование отдельных элементов, вырезанных из дерева, снимаются препятствия для творчества, открывается простор для фантазии.
Рождаются существа, напоминающие своими формами сказочных персонажей (фото 3).
фото 3 Деревянные «Вариабили»
Одну и ту же «голову» можно примерять на многие «тела» или менять «головы» у одного и того же «тела». Внелогичное сознание, свойственное искусству, вступает в свои права, чтобы вообразить невообразимое и представить непредставимое. И не только участники семинара становятся творцами, ими становятся и те, для кого эти работы создаются. Как пишет Светлана Киселева, педагог-психолог из Нижнего Новгорода: «Вариабили» сделаны на языке детей».
Включение в композиции необработанного камня будет способствовать дополнительному терапевтическому эффекту, а использование в качестве игровых элементов букв, цифр и древних рун поможет детям, имеющим сложности с запоминанием алфавита и правописания.
Каждый новый результат подобных семинаров, каждый новый созданный там набор "Вариабили" не просто уникальны, это, прежде всего, личный успех участников и их самовыражение как раз в той области, в которой и взрослые и дети так часто думают, что они «неспособные».
Арт-методика «Вариабили» апробирована, как в России, так и в Германии с детьми из детских садов, школ и интернатов. Нет ограничений для возрастных или социальных групп: это могут быть сложные подростки, обычные и одаренные дети, но также и дети с ограниченными возможностями и с нарушениями развития.
Наборы игровых элементов «Чудо Вариабили» используются в 11 детских садах Немецкого Красного Креста, приобретены объединением «Impuls Soziales Management e.V» в Касселе (Монтессори-педагогика), Центром арт-терапии в Москве и специалистами, работающими с детьми.
В России с 2012 года при поддержке посольства ФРГ в Москве, а с 2015 также и ТСХ России осуществляется передача опыта психологам, социальным работникам и преподавателям:
- демонстрация метода на международном семинаре-тренинге для психологов и педагогов в Калининграде и в Йошкар-Оле (диплом Министерства образования и науки Республики Марий Эл),
- доклад на он-лайн конференции Центра социокультурных программ и технологий,
- обсуждение на заседании «круглого стола-дискуссии» возможности распространения методики в России и в Германии,
- производство вариабельных частей в Германии для передачи в детские сады Немецкого Красного Креста.
- создание вариабельных комплектов на базе биостанции МГУ с участием специалистов из Германии и различных регионов России, проект при поддержке Посольства Федеративной Республики Германии в России,
- обучение преподавателей, воспитателей и психологов с созданием вариабельных комплектов.
За три года мастер-классы прошли в 14 городах, из них 12 в России, включая Москву, Нижний Новгород, Йошкар-Олу, Казань, Севастополь.
За последние пару лет, сконцентрировавшись на распостранении арт-методики «Вариабили», где мы только не побывали, с какими только детьми и взрослыми не встречались. Не важно, какие у них диагнозы. Не играет роли, было у них недоверие или неприятие при первой встрече.
фото 4 Светлана Семенова, специалист по жанрам студии «Азъ», г. Чайковский, Пермский край и Мартина Детерле, гестальт-терапевт, дипломированный социальный работник, воспитатель, Мюльхайм, Германия.
Это только начало большого пути. Мы уверены, что стартовав в России и Германии, арт-методика получит свое развитие и в других странах. Могут появиться «вариабили», которые будут связаны с древней традицией африканских племен, с буддистким мировозрением или древней славянской культурой.
Что для меня лично значит вариабельное искусство?
Нина Гелинг:
«Я снова ребенок с мечтами, такими увлекательными и сказочными и я могу их заказывать по своему желанию... Просто закрыть глаза, и ты в своем волшебном мире. Сейчас все здесь снова со мной, только
на полотне, где возникают неясные очертания неведомых существ и танец красок определяет общее настроение».
Эккахарт Бушон:
«Дерево является для меня самым живым материалом. Мне не дает покоя выявить его скрытую структуру, усилить ее и заставить заговорить. Через возможность варьирования положения скульптур еще больше возрастает их жизнеспособность и вовлекает зрителя в активное участие в процессе творчества».
На сайте некоммерческой галереи Dreiklang, работающей по развитию культурных связей между Россией и Германией, представлен объединенный материал по методике „Variabilie“: публикации, отзывы, радио- и ТВ-репортажи, методический видеофильм, видео-сюжеты «Чудо Вариабили»
фото 5 галерея Dreiklang, Ханн. Мюнден, Нижняя Саксония