Новости
|
Прошедшие события
« Все новости
Репортаж о форуме «Арт-Путь» и II 29.12.2017 18:52
Репортаж о форуме «Арт-Путь» и IIмеждународной научно-практической конференции «Арт-терапия и арт-педагогика: новые возможности для развития и социализации личности» (г. Грязи Липецкой области, 31 июля – 4 августа 2017 г.)
Второй международный форум «Арт-путь» включающий научно-практическую конференцию «Арт-терапия и арт-педагогика: новые возможности для развития и социализации личности» и серию однодневных семинаров отечественных и зарубежных специалистов, прошел с 31 июля по 4 августа в г. Грязи Липецкой области. В качестве ее организаторов выступили:
Партнерами конференции являлись:
Поддержку в организации и проведении конференции оказали:
Конференция и форум были посвящены актуальным вопросам развития арт-терапии и арт-педагогики как высоко востребованных направлений здоровьесберегающей и образовательной практики. Они в очередной раз создали богатые возможности для обмена опытом, обозначения профессиональных позиций по заявленным проблемам и способствовали повышению образовательного уровня специалистов. Представленные в программе конференции десятки докладов и более 30 мастер-классов охватывали широкий спектр актуальных вопросов современной арт-терапии и арт-педагогики, начиная с общетеоретических и методических вопросов и заканчивая прикладными аспектами, связанными с решением практических задач развития и поддержки человеческих ресурсов на основе использования искусства. Форум в очередной раз собрал значительное число специалистов из разных регионов России, а также из Израиля, характеризуя профессиональное сообщество и научно-практические школы арт-терапии и терапии искусством в целом в процессе их развития, в условиях активного междисциплинарого и межкультурного диалога и кооперации. По широте охвата актуальных вопросов арт-терапии, участию разных регионов Российской Федерации (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Волгоград, Липецк, Воронеж, Тверь, Ярославль) форум в очередной раз оказался весьма статусным, показывая, что важные мероприятия в области арт-терапии могут проводиться не только на базе известных университетов, в мегаполисах, но и в регионах. Главное – чтобы была высокая и искренняя заинтересованность у их организаторов и участников. Повестка дня форума «Арт-путь» и конференции отражали приоритетные направления и задачи развития современной арт-терапии и арт-педагогики в процессе их внедрения в разные области практического применения, прежде всего, в деятельность учреждений образования и социальной сферы, в работе с детьми, подростками, семьями и сообществами. До начала конференции, 31 июля, а также после конференции – 3 и 4 августа в рамках форума состоялись три однодневных семинара-тренинга – А.И. Копытина(«АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ РАБОТЫ С ГЛИНОЙ» и «АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ АРТ-КОНСТРУКТОР: ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ, КОРРЕКЦИОННЫЕ, РАЗВИВАЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ») и Рона Бергера из Израиля («ВКЛЮЧЕНИЕ ПРИРОДЫ В ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС НА ОСНОВЕ МЕТОДА ПРИРОДНОЙ ТЕРАПИИ»).
Рис. 1 Рон Бергер в процессе ведения семинара-тренинга «Включение природы в творческий процесс на основе метода природной терапии
Рис. 2 Завершающая часть коллективной работы по созданию «Обители архетипов» во время семинара-тренинга «Арт-терапевтическая технология арт-конструктор: диагностические, развивающие, коррекционные возможности»
Пленарные доклады А.И. Копытина (КЛИНИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АРТ-ТЕРАПИИ В КОНТЕКТЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ И САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ), Р. Бергера (ПРИРОДНАЯ ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ) и В.П. Анисимова(АРТ-ПЕДАГОГИКА КАК НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДИСЦИПЛИНА И ПРАКТИКА) открыли программу международной конференции. Они обозначили ключевые концептуальные позиции и проблемные зоны современной отечественной и международной повестки дня для арт-терапевтов. В первый же день состоялись мастер-классы С.С. Колыгиной (РАБОТА С ПСИХОСОМАТИКОЙ В АРТ-ТЕРАПИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ШЕРСТИ), Р. Бергера и З. Гринберг (ВОЗВРАЩЕНИЕ К РИТУАЛУ: ИНТЕГРАЦИЯ ДВИЖЕНИЯ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И СОЦИНЕНИЯ ИСТОРИЙ В ТЕРАПЕВТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ), О.А. Бойковой (ЦВЕТ – ОБРАЗ – СЛОВО – ДВИЖЕНИЕ: ПОЛИМОДАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ ИСКУССТВОМ), А.А. Лебедева (БЛАНК КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ – МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА), Р.А. Черенкова («ЖИВОЙ АКРИЛ»: ОРИГИНАЛЬНЫЙ МЕТОД СОЗДАНИЯ АБСТРАКТНЫХ КАРТИН), Ж.И. Глазуновой и Т.Н. Давыдовой (ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ В ПРАКТИКЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЗАМЕЩАЮЩЕГО РОДИТЕЛЬСТВА), З. Гринберг (Израиль) (РАЗЫГРЫВАНИЕ ИСТОРИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА ПЛЭЙБЭК ТЕАТР), А.И. Копытина и Р.А. Черенкова (ЭМЦИОНАЛЬНЫЙ АРТ-КОНСТРУКТОР: КОНСТРУИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ПОРТРЕТА В КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ), А.Ю. Татаринцевой (ЖЕНСКОЕ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ РУКОДЕЛИЕ), Н.В. Ромашкиной (АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ПРИЕМ ТРАНСФОРМАЦИИ КНИГ). В конце дня объединяющий ритуал с использование движения и перкуссии провел Рон Бергер. Второй день конференции начался с докладов Л.Д. Лебедевой (КОМПЕНСАТОРНАЯ ФУНКЦИЯ АРТ-ТЕРАПИИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ: МЕТОДОЛОГИЯ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ), М.Ю. Мелиховой (ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СЕМЕЙНОЙ АРТ-ТЕРАПИИ С УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМИ ДЕТЬМИ), Л.А. Дмитриевой (ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В АРТ-ТЕРАПИИ И АРТ-ПЕДАГОГИКЕ), Л.Р. Шарафиевой (ЭКО-АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ: ОТ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ К РАЗВИТИЮ ЭКОПОСЕЛЕНИЯ), А.А. Лебедева (ВОПРОСЫ ОПТИМИЗАЦИИ И ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КЛИНИЧЕСКОЙ СИСТЕМНОЙ АРТ-ТЕРАПИИ ПОГРАНИЧНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ), Л.Н. Берегулиной (ИССЛЕДОВАНИЕ ВНУТРЕННЕЙ КАРТИНЫ ПСИХИЧЕСКОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ). Продолжением насыщенной программы второго дня конференции явились мастер-классы О.А. Старостина («ДИНАМИЧЕСКАЯ МАНДАЛА ТЕЛЕСНОСТИ» – АВТОРСКАЯ ТЕХНИКА ПРОЯВЛЕНИЯ СУБЪЕКТИВНОГО СМЫСЛА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦВЕТНОГО ПЛАСТИЧНОГО ПЕСКА), В.О. Шутовой (ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ С ПОЗИЦИЙ ЭТНОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПОДХОДА К РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТИ, С ЭЛЕМЕНТАМИ АР-ТЕРАПИИ), С.В. Большуновой (ПЛАСТИЛИНОВЫЕ ИСТОРИИ: ПЛАСТИЛИНОВЫЙ ТЕАТР И ПЛАСТИЛИНОВЫЙ МУЛЬТФИЛЬМ), Л.Н. Берегулиной (ИСКУССТВО КАК РЕСУРС), Н.Г. Талановой (ОБЪЕМНАЯ МАНДАЛА КАК ОТРАЖЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ), Л.Н. Шарафиевой (ДАРЫ ПРИРОДЫ: ПРАКТИКА ЭКО-АРТ-ТЕРАПИИ ПО ТРАНСФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТНЫХ БАРЬЕРОВ В РЕСУРСЫ РАЗВИТИЯ), О.Г. Лопуховой и К.К. Газизова (ИППОВЕНЦИЯ: ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОБЩЕНИЮ С ЛОШАДЬМИ), Л.Д. Яковчик (ДОМИКИ ДЛЯ ГНОМИКОВ), Л.Д. Лебедевой («ПРОЩАНИЕ С ОБИДОЙ»: МЕТОДЫ АРТ-ТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИИ АКТУАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ).
Рис.3 Демонстрационный мастер-класс Ольги Лопуховой и Каюма Газизова «Ипповенция: творческий подход к общению с лошадьми» с участием детей
Программа конференции завершилась подведением итогов. Оно перешло в ритуальной действо, что позволило средствами искусства выразить основные «уроки» конференции, построить тотальную инсталляцию из природных материалов и произведений, созданных в ходе мастер-классов.
Рис.4 Ритуал закрытия конференции
Дневные мероприятия форума дополнялись насыщенной программой культурно-экскурсионных мероприятий, проводимых в вечернее время. На участников произвели сильное впечатление посещение колокольни храма в селе Грязи, обзорная экскурсия в г. Липецк, посещение Липецкого музея народного и декоративно-прикладного искусства, выезд в с. Коробовку с посещением церкви Д. Солунского и источника.
Рис. 5 Наталья Таланова и Ольга Бойкова во время поездки в село Грязи
По результатам второго международного форума «Арт-путь» и конференции «Арт-терапия и арт-педагогика: новые возможности для развития и социализации личности» был подготовлен полновесный сборник материалов, представляющий собой пока еще редкий для отечественной арт-терапии пример научной публикации высокого качества. Подводя итоги форума, его участники и инициаторы высоко оценили уровень организации, искренней заинтересованности и поддержки со стороны сотрудников грязинской школы-интерната и местной администрации, а также особую атмосферу искренности и общинности, формируемой всеми участниками и ставшей отличительной чертой мероприятия. Участие в форуме запомнилось приобщением не только к инновационным здоровьесберегающим и развивающим технологиям, но и основополагающим ценностям творчества, человеческой общности и природы в их плодотворной и неразрывной связи друг с другом. Репортаж подготовил А.И. Копытин |