Новости

Прошедшие события

« Все новости

отчет о выездной обучающей программе «Арт-терапия в США: многообразие опыта» 28.12.2013 03:39

Выездная обучающая программа
под  таким  названием  проводи-лась в третий раз. Как и в преды-дущие годы, она заинтересовала многих, кто изучает или практику-ет арт-терапию в нашей стране. Предусматривалось  участие  в четвертом международном сам-мите  экспрессивных  терапиий
(Expressive  Therapies  Summit), обучающих мероприятиях, орга-низованных двумя находящимися в Нью-Йорке центрами арт-тера-певтического образования — фа-культетами  арт-терапии  Школы визуальных  искусств  (School  of Visual Arts) и Университета Лонг-Айленда  (Long  Island  University), а  также  посещение  некоторых учреждений, на базе которых ис-пользуются методы арт-терапии, либо инновационные программы
поддержки людей с ограниченны-ми  возможностями  здоровья  на основе использования искусства. Среди  них  — Rebecca  School,специализированная  школа  для детей c аутизмом, и музей совре-менного искусства (момА).Саммит был организован компа-нией «Экспресссив медиа инкор-порейтед» вместе с множеством партнерских  организаций —  в основном,  образовательных учреждений,  занимающихся подготовкой  специалистов  по терапиям  искусством,  экспрес-сивным терапиям, либо центров развития  инновационных здо-ровьесберегающих подходов на основе  искусств  (The  College  of New Rochelle, Pratt Institute, Free Artsи ряд других).Саммит  привлекает  огромное число специалистов по экспрес-сивным терапиям, а также психо-логов, психотерапевтов, которые осваивают или используют твор-ческие практики в своей работе с клиентами. В этом году общее
число  участников  саммита  пре-высило  800  человек,  поэтому  с полным  основанием  его  можно признать крупнейшим междуна-родным  научно-практическим мероприятием по обмену опытом в  области  терапий  искусством (арт-терапии,  музыкотерапии,драматерапии,  танцевально-двигательной  терапии,  терапии выразительными  искусства-ми — expressive arts therapies) и смежных направлений — терапии литературным творчеством,биб-лиотерапии,  песочной  терапии, психодрамы. По числу участников саммит можно сопоставить лишь с  ежегодными  конференциями Американской  арт-терапевти-ческой ассоциации, являющейся самой  крупной  профессиональ-ной  организацией  по  терапиям
искусствами.Помимо  мастер-классов  и  мас-терских, в рамках саммита про-шел  двухдневный  симпозиум, посвященный  терапии  психи-ческой травмы на основе приме-нения  экспрессивных  терапий. Ведущими  мастер-классов  и мастерских являлись в основном
признанные  мастера,  лидеры данных  направлений,  наиболь-шее число которых представляли США,  хотя  также  были  специа-листы из других стран.В  рамках  саммита  наша  группа посетила несколько однодневных мастерских,  а  также  ряд  более
коротких  мастер-классов. так, в  первый  день  саммита  мы  по-сетили  мастерскую  «RasaBoxes: мультимодальный подход в раз-витии  навыков  эмоциональной саморегуляции и эмоционально-го интеллекта», ведущим которой был драматерапевт из Нью-Йорка Эндрю  Гейнс. мастерская  была основана на исследовании и вы-ражении разных эмоциональных
состояний  на  основе  ролевой игры, движения и танца, музыки,
сочинения  историй  и  изобрази-тельного искусства. Для обозна-чения эмоциональных состояний использовались  санскритские понятия  различных  рас  или  аф-фективных энергий: Вира — сме-лость,  Абтхута  —  удивление, Раудра — гнев и т.д. По мнению
участников нашей группы, данная мастерская  обеспечила  наибо-лее  полное  и  разностороннее переживание,  выражение,  ос-мысление  и  интеграцию  разных
человеческих эмоций и показала один  из  наиболее  эффективных
путей развития эмоционального интеллекта  и  саморегуляции  в работе  с  разными клиентскими группами.мастерская «Создание альтерна-тивных  книг  с  целью  самовыра-жения и самотерапии», ведущим которой  была  арт-терапевт  из
шт.  Пенсильвания минди  Якоб-сон-Леви  знакомила  с  новым форматом творческой активнос-ти на стыке визуальных искусств и  нарративного  подхода.  Как
и  техника  арт-джорнеллинга, создание  альтернативных  книг становится  все  более  популяр-ным видом арт-терапевтической работы,  позволяющим  вовлечь клиентов  в  более  или  менее длительный процесс творческого самовыражения на основе пере-работки  и  оформления  старых книг. В ходе мастерской были не только  изложены  методические
и  концептуальные  предпосылки метода, но и практически освое-ны разные материалы и техники, позволяющие  сделать  процесс создания  альтернативных  книг
поистине творческим, выражаю-щим  уникальность  автора  и  вы-зывающим массу положительных переживаний.мастерская  «Клиническое  ис-пользование SoulCollage на раз-ных этапах жизни» (ведущая — Д. Наварро) позволила углубиться в
изучение  терапевтических  воз-можностей  такого  чрезвычайно интересного арт-терапевтичес-кого  метода,  как  SoulCollage, первое  знакомство  с  которым  у
российской группы состоялось в рамках саммита 2012 г. 00-1Данный метод  предполагает  создание авторской  колоды  ассоциатив-ных (метафорических) карт кли-ентом  на  основе  журнального фотоколлажа и ее последующее использование  как  в  формате психотерапии  (арт-психотера-пии), так и для психологической самопомощи и самопознания. В ходе мастерской были показаны некоторые возможности адапта-ции метода к работе с клиентами
разного возраста.Несколько  мастерских  в  рамках саммита  касались  методов фо-тотерапии  и  фото-арт-терапии, отражая возрастающий интерес к  использованию  фотографии
в  самых  разных  ее  проявлени-ях  в  работе  терапевтов  разных экспрессивных  направлений: «Фото-арт-терапия:  введение» (ведущий — А.И. Копытин), «ме-дитативная  фотография  и  фо-тотерапия:  креативный  портал между  мирами»,  «Фототерапия:
мастерская  для  терапевтов  ис-кусствами» (Роберт Вольф).мастерская «Фото-арт-терапия:
введение»  впервые  за  четыре года проведения саммита пред-ставляла фотографию как состав-ную часть и один из инструментов творческой активности участни-ков  арт-терапии,  подчеркивала специфические  отличия  фото-арт-терапии  от  фототерапии  и
широчайший  спектр  фото-арт-терапевтических  техник.  Как отметили  некоторые  участники мастерской,  использование  го-товых  фотографий  в  качестве стимула  в  их  работе  на  занятии ускорило  их  погружение  в  акту-альный  психологический  мате-риал и позволило более успешно включиться  в  изобразительную деятельность.мастерская  «медитативная  фо-тография  и  фототерапия:  креа-тивный  портал  между  мирами»
делала  акцент  на  особенностях визуального восприятия как важ-нейших  предпосылок  творчес-кого самовыражения и терапии. Ведущая призывала специалис-тов  к  развитию  таких  навыков восприятия  реальности  через фотографию, которые предпола-гают исследование формальных особенностей визуальной среды. такое  исследование  сопряжено
с  переживанием  прекрасного. Данные особенности восприятия также  распространяются  и  на продукты фотосъемки и связаны с  отказом  от  попыток  навеши-вания  ярлыков  на  визуальные фотографические  образы  и  их интерпретирования.мастерская одного из пионеров американской  фототерапии — психоаналитика и фотографа Ро-берта Вольфа — еще раз подтвер-дила  богатство  смыслов  и  эмо-циональных  нагрузок  фотогра-фических  образов,  способность фотографии  актуализировать, выявлять  и  делать  доступным для  осознания  индивидуальные особенности  зрителя,  прежде всего,  ранее  не  осознаваемые
содержания внутреннего мира. Р.
Вольф продемонстрировал мно-жество  собственных  художест-венных  фотографий,  используя их как стимульный материал для работы с проекциями участников
мастерской. было  предложено сочинять названия для предъяв-ляемых  фотографий,  сочинять короткий рассказ или монолог, а также создавать художественную
продукцию на основе принесен-ных личных фото, например, пре-образовывая свое изображение в образ героического персонажа или злодея.мастерская «Путешествие к сер-дцу  боли:  мультимодальная  те-рапия детей — жертв домашнего насилия» представляла интегра-тивный подход к работе с детьми и взрослыми, пострадавшими от
домашнего насилия. Этот подход реализуется группой специалис-тов по экспрессивным терапиям в рамках программы «PALS (Peace: A Learned Solution)». Программа основана  на  создании  безопас-ной, поддерживающей, фасили-тирующей среды, в которой пос-традавшие от насилия дети могут восстановить  чувство  комфорта и доверия и начать выстраивать новые отношения с окружающи-ми, используя средства игровой и творческой активности.Наряду  с  изложением  теорети-ческих,  методических  основ  и принципов работы, разъяснени-ем  и  иллюстрированием  дина-мики положительных изменений
в  переживаниях,  поведении  и творческой продукции детей, нам
были  показаны  некоторые  виды деятельности,  связанные  с  со-четанием разных выразительных модальностей. мы  слушали  му-зыку и передавали свои чувства
и ассоциации, драматизировали образы,  предъявляя  их  посред-ством  выразительной  пластики тела в малых группах.Целый  ряд  интересных  видов  и техник  арт-терапии  были  пред-ставлены  нам  при  посещении факультета  арт-терапии  при Школе  визуальных  искусств.  Во время  одного  из  занятий,  про-водимого  Лизой  Фурман,  нам
было предложено поработать над созданием персональной «капсу-лы  времени» —  такой  художес-твенной,  арт-терапевтической техники,  которая  предполагает
оформление  миниатюрного  со-суда  с  использованием  самых разных, порой весьма необычных материалов —  шерсти,  цветной бумаги,  пакли  и  т.  д.  Данная техника  активно  применяется сотрудниками и студентами фа-культета арт-терапии во время их
работы с лицами, пережившими психическую  травму.00-2На  базе факультета  создан  специали-зированный  центр  по  оказанию арт-терапевтической помощи ве-теранам войн, жертвам насилия, неблагополучным  подросткам  и других категориям населения.
Во время другой мастерской, ве-дущей которой была выпускница ШВИ Ирина Деркачева, нам была показана  техника  художествен-ной  анимации  и  представлены методики  ее  использования  в процессе  арт-терапевтической работы с детьми и подростками.
Факультет  арт-терапии  Универ-ситета Лонг-Айленда специально к приезду нашей группы подгото-вил  мини-конференцию,  посвя-щенную  теме  международного
сотрудничества арт-терапевтов, после  которой  состоялось  не-формальное общение студентов, выпускников  и  преподавателей факультета  с  нашей  делегаци-ей.Конференция  началась  с  при-ветствий  директора  программы арт-терапевтического  обра-зования  данного  университе-та — доктором Сьюнг Йонг Ли — и профессором факультета Наоми Шварц. они  обе  подчеркнули то,  что  глобализация  оказывает мощное влияние на арт-терапию в современном мире.Содержательная часть конферен-ции  началась  с  нашего  выступ-ления  о  развитии  арт-терапии
в  России.  Затем  был  показан фильм  о  международной  про-грамме,  связанной  с  проведен-ной  студентами  и  преподавате-лями факультета работе с детьми в  Доминиканской  республике,Никарагуа и России. Фильм был
дополнен комментариями одного из  ее  руководителей,  препода-вателем  факультета  Кельвином Рамиресом.третий  доклад  был  сделан  про-фессором  факультета  Ди  Лих-тенберг-Сканлан  и  представлял собой  описание  процесса  дол-госрочной  индивидуальной  арт-терапии  на  основе  рисования мандал  и  использования  иных
изобразительных приемов.00-3Наша  группа  посетила  также музей современного искусства. Сотрудница  отдела  музейной педагогики Керри макГи позна-комила  нас  с  многочисленными образовательными  программа-ми,  ориентированными  на  лю-дей  с  особыми потребностями
и  социально  неблагополучными
группами населения — ветеранов
войн, людей с проблемами пси-хического здоровья, пожилых лиц
с болезнью Альцгеймера, слабо-видящими,  иммигрантами.  Как
оказалось,  современное  искус-ство может становиться близким и понятным не только ценителям
искусства, но и людям, которые им практически никогда не инте-ресовались, и, что особенно важ-но, быть активно освоенным ими
и становиться одним из способов самовыражения  и  поддержки  в сложных жизненных ситуациях.момА проводит свои программы не только в залах, где экспониру-ются произведения, но и в специ-ально  оборудованной  мастерс-кой для занятий художественной
практикой,  а  также  выезжая  в различные  центры  социального и  медицинского  обслуживания и  образовательные  учреждения в разных районах города. такие
программы  нередко  предпола-гают участие профессиональных арт-терапевтов,  которые  рабо-тают с населением вместе с ве-дущими занятий — представите-лями музея — искусствоведами и художниками.

Репортаж подготовил
А.И. Копытин