отчет о выездной обучающей программе «Арт-терапия в США: многообразие опыта» 28.12.2013 00:39
Выездная обучающая программа
под таким названием проводи-лась в третий раз. Как и в преды-дущие годы, она заинтересовала многих, кто изучает или практику-ет арт-терапию в нашей стране. Предусматривалось участие в четвертом международном сам-мите экспрессивных терапиий
(Expressive Therapies Summit), обучающих мероприятиях, орга-низованных двумя находящимися в Нью-Йорке центрами арт-тера-певтического образования — фа-культетами арт-терапии Школы визуальных искусств (School of Visual Arts) и Университета Лонг-Айленда (Long Island University), а также посещение некоторых учреждений, на базе которых ис-пользуются методы арт-терапии, либо инновационные программы
поддержки людей с ограниченны-ми возможностями здоровья на основе использования искусства. Среди них — Rebecca School,специализированная школа для детей c аутизмом, и музей совре-менного искусства (момА).Саммит был организован компа-нией «Экспресссив медиа инкор-порейтед» вместе с множеством партнерских организаций — в основном, образовательных учреждений, занимающихся подготовкой специалистов по терапиям искусством, экспрес-сивным терапиям, либо центров развития инновационных здо-ровьесберегающих подходов на основе искусств (The College of New Rochelle, Pratt Institute, Free Artsи ряд других).Саммит привлекает огромное число специалистов по экспрес-сивным терапиям, а также психо-логов, психотерапевтов, которые осваивают или используют твор-ческие практики в своей работе с клиентами. В этом году общее
число участников саммита пре-высило 800 человек, поэтому с полным основанием его можно признать крупнейшим междуна-родным научно-практическим мероприятием по обмену опытом в области терапий искусством (арт-терапии, музыкотерапии,драматерапии, танцевально-двигательной терапии, терапии выразительными искусства-ми — expressive arts therapies) и смежных направлений — терапии литературным творчеством,биб-лиотерапии, песочной терапии, психодрамы. По числу участников саммит можно сопоставить лишь с ежегодными конференциями Американской арт-терапевти-ческой ассоциации, являющейся самой крупной профессиональ-ной организацией по терапиям
искусствами.Помимо мастер-классов и мас-терских, в рамках саммита про-шел двухдневный симпозиум, посвященный терапии психи-ческой травмы на основе приме-нения экспрессивных терапий. Ведущими мастер-классов и мастерских являлись в основном
признанные мастера, лидеры данных направлений, наиболь-шее число которых представляли США, хотя также были специа-листы из других стран.В рамках саммита наша группа посетила несколько однодневных мастерских, а также ряд более
коротких мастер-классов. так, в первый день саммита мы по-сетили мастерскую «RasaBoxes: мультимодальный подход в раз-витии навыков эмоциональной саморегуляции и эмоционально-го интеллекта», ведущим которой был драматерапевт из Нью-Йорка Эндрю Гейнс. мастерская была основана на исследовании и вы-ражении разных эмоциональных
состояний на основе ролевой игры, движения и танца, музыки,
сочинения историй и изобрази-тельного искусства. Для обозна-чения эмоциональных состояний использовались санскритские понятия различных рас или аф-фективных энергий: Вира — сме-лость, Абтхута — удивление, Раудра — гнев и т.д. По мнению
участников нашей группы, данная мастерская обеспечила наибо-лее полное и разностороннее переживание, выражение, ос-мысление и интеграцию разных
человеческих эмоций и показала один из наиболее эффективных
путей развития эмоционального интеллекта и саморегуляции в работе с разными клиентскими группами.мастерская «Создание альтерна-тивных книг с целью самовыра-жения и самотерапии», ведущим которой была арт-терапевт из
шт. Пенсильвания минди Якоб-сон-Леви знакомила с новым форматом творческой активнос-ти на стыке визуальных искусств и нарративного подхода. Как
и техника арт-джорнеллинга, создание альтернативных книг становится все более популяр-ным видом арт-терапевтической работы, позволяющим вовлечь клиентов в более или менее длительный процесс творческого самовыражения на основе пере-работки и оформления старых книг. В ходе мастерской были не только изложены методические
и концептуальные предпосылки метода, но и практически освое-ны разные материалы и техники, позволяющие сделать процесс создания альтернативных книг
поистине творческим, выражаю-щим уникальность автора и вы-зывающим массу положительных переживаний.мастерская «Клиническое ис-пользование SoulCollage на раз-ных этапах жизни» (ведущая — Д. Наварро) позволила углубиться в
изучение терапевтических воз-можностей такого чрезвычайно интересного арт-терапевтичес-кого метода, как SoulCollage, первое знакомство с которым у
российской группы состоялось в рамках саммита 2012 г. Данный метод предполагает создание авторской колоды ассоциатив-ных (метафорических) карт кли-ентом на основе журнального фотоколлажа и ее последующее использование как в формате психотерапии (арт-психотера-пии), так и для психологической самопомощи и самопознания. В ходе мастерской были показаны некоторые возможности адапта-ции метода к работе с клиентами
разного возраста.Несколько мастерских в рамках саммита касались методов фо-тотерапии и фото-арт-терапии, отражая возрастающий интерес к использованию фотографии
в самых разных ее проявлени-ях в работе терапевтов разных экспрессивных направлений: «Фото-арт-терапия: введение» (ведущий — А.И. Копытин), «ме-дитативная фотография и фо-тотерапия: креативный портал между мирами», «Фототерапия:
мастерская для терапевтов ис-кусствами» (Роберт Вольф).мастерская «Фото-арт-терапия:
введение» впервые за четыре года проведения саммита пред-ставляла фотографию как состав-ную часть и один из инструментов творческой активности участни-ков арт-терапии, подчеркивала специфические отличия фото-арт-терапии от фототерапии и
широчайший спектр фото-арт-терапевтических техник. Как отметили некоторые участники мастерской, использование го-товых фотографий в качестве стимула в их работе на занятии ускорило их погружение в акту-альный психологический мате-риал и позволило более успешно включиться в изобразительную деятельность.мастерская «медитативная фо-тография и фототерапия: креа-тивный портал между мирами»
делала акцент на особенностях визуального восприятия как важ-нейших предпосылок творчес-кого самовыражения и терапии. Ведущая призывала специалис-тов к развитию таких навыков восприятия реальности через фотографию, которые предпола-гают исследование формальных особенностей визуальной среды. такое исследование сопряжено
с переживанием прекрасного. Данные особенности восприятия также распространяются и на продукты фотосъемки и связаны с отказом от попыток навеши-вания ярлыков на визуальные фотографические образы и их интерпретирования.мастерская одного из пионеров американской фототерапии — психоаналитика и фотографа Ро-берта Вольфа — еще раз подтвер-дила богатство смыслов и эмо-циональных нагрузок фотогра-фических образов, способность фотографии актуализировать, выявлять и делать доступным для осознания индивидуальные особенности зрителя, прежде всего, ранее не осознаваемые
содержания внутреннего мира. Р.
Вольф продемонстрировал мно-жество собственных художест-венных фотографий, используя их как стимульный материал для работы с проекциями участников
мастерской. было предложено сочинять названия для предъяв-ляемых фотографий, сочинять короткий рассказ или монолог, а также создавать художественную
продукцию на основе принесен-ных личных фото, например, пре-образовывая свое изображение в образ героического персонажа или злодея.мастерская «Путешествие к сер-дцу боли: мультимодальная те-рапия детей — жертв домашнего насилия» представляла интегра-тивный подход к работе с детьми и взрослыми, пострадавшими от
домашнего насилия. Этот подход реализуется группой специалис-тов по экспрессивным терапиям в рамках программы «PALS (Peace: A Learned Solution)». Программа основана на создании безопас-ной, поддерживающей, фасили-тирующей среды, в которой пос-традавшие от насилия дети могут восстановить чувство комфорта и доверия и начать выстраивать новые отношения с окружающи-ми, используя средства игровой и творческой активности.Наряду с изложением теорети-ческих, методических основ и принципов работы, разъяснени-ем и иллюстрированием дина-мики положительных изменений
в переживаниях, поведении и творческой продукции детей, нам
были показаны некоторые виды деятельности, связанные с со-четанием разных выразительных модальностей. мы слушали му-зыку и передавали свои чувства
и ассоциации, драматизировали образы, предъявляя их посред-ством выразительной пластики тела в малых группах.Целый ряд интересных видов и техник арт-терапии были пред-ставлены нам при посещении факультета арт-терапии при Школе визуальных искусств. Во время одного из занятий, про-водимого Лизой Фурман, нам
было предложено поработать над созданием персональной «капсу-лы времени» — такой художес-твенной, арт-терапевтической техники, которая предполагает
оформление миниатюрного со-суда с использованием самых разных, порой весьма необычных материалов — шерсти, цветной бумаги, пакли и т. д. Данная техника активно применяется сотрудниками и студентами фа-культета арт-терапии во время их
работы с лицами, пережившими психическую травму.На базе факультета создан специали-зированный центр по оказанию арт-терапевтической помощи ве-теранам войн, жертвам насилия, неблагополучным подросткам и других категориям населения.
Во время другой мастерской, ве-дущей которой была выпускница ШВИ Ирина Деркачева, нам была показана техника художествен-ной анимации и представлены методики ее использования в процессе арт-терапевтической работы с детьми и подростками.
Факультет арт-терапии Универ-ситета Лонг-Айленда специально к приезду нашей группы подгото-вил мини-конференцию, посвя-щенную теме международного
сотрудничества арт-терапевтов, после которой состоялось не-формальное общение студентов, выпускников и преподавателей факультета с нашей делегаци-ей.Конференция началась с при-ветствий директора программы арт-терапевтического обра-зования данного университе-та — доктором Сьюнг Йонг Ли — и профессором факультета Наоми Шварц. они обе подчеркнули то, что глобализация оказывает мощное влияние на арт-терапию в современном мире.Содержательная часть конферен-ции началась с нашего выступ-ления о развитии арт-терапии
в России. Затем был показан фильм о международной про-грамме, связанной с проведен-ной студентами и преподавате-лями факультета работе с детьми в Доминиканской республике,Никарагуа и России. Фильм был
дополнен комментариями одного из ее руководителей, препода-вателем факультета Кельвином Рамиресом.третий доклад был сделан про-фессором факультета Ди Лих-тенберг-Сканлан и представлял собой описание процесса дол-госрочной индивидуальной арт-терапии на основе рисования мандал и использования иных
изобразительных приемов.Наша группа посетила также музей современного искусства. Сотрудница отдела музейной педагогики Керри макГи позна-комила нас с многочисленными образовательными программа-ми, ориентированными на лю-дей с особыми потребностями
и социально неблагополучными
группами населения — ветеранов
войн, людей с проблемами пси-хического здоровья, пожилых лиц
с болезнью Альцгеймера, слабо-видящими, иммигрантами. Как
оказалось, современное искус-ство может становиться близким и понятным не только ценителям
искусства, но и людям, которые им практически никогда не инте-ресовались, и, что особенно важ-но, быть активно освоенным ими
и становиться одним из способов самовыражения и поддержки в сложных жизненных ситуациях.момА проводит свои программы не только в залах, где экспониру-ются произведения, но и в специ-ально оборудованной мастерс-кой для занятий художественной
практикой, а также выезжая в различные центры социального и медицинского обслуживания и образовательные учреждения в разных районах города. такие
программы нередко предпола-гают участие профессиональных арт-терапевтов, которые рабо-тают с населением вместе с ве-дущими занятий — представите-лями музея — искусствоведами и художниками.
Репортаж подготовил
А.И. Копытин