Новости

Прошедшие события

« Все новости

Посещение седьмого международного саммита экспрессивных терапий 12.01.2017 21:21

Группа российских специалистов, вместе с коллегами из Азербайджана, в очередной раз посетила Нью-Йорк в начале ноября. Группа участвовала в мероприятиях седьмого международного саммита по экспрессивным терапиям, а также посещала различные учреждения – университет Пратта, психиатрическую больницу, специализированную школу для детей с аутизмом и другие – с целью ознакомления с опытом американских арт-терапевтов,  методиками и организацией работы, системой подготовки специалистов.

Международный саммит по экспрессивным терапиям является крупнейшим форумом, собирающим многих ярких представителей арт-терапии, музыкотерапии, танцевально-двигательной терапии, драматерапии, специалистов по песочной терапии, терапии литературным творчеством, игровой терапии, полимодальной терапии выразительными искусствами. В форуме в качестве ведущих принимают участие также психологи, психотерапевты, социальные работники, представителя мира искусства, использующие творческую активность  с целью лечения, реабилитации, развития человеческого потенциала, гармонизации социальных отношений.

Российская делегация уже в шестой раз оказалась фактически единственной организованной группой, представлявшей на саммите страны Евразии, реализующей задачу поддержки и укрепления профессиональных контактов и обмена опытом с американскими коллегами, а также вносящей свой вклад в программу саммита.

В первый день пребывания в Нью-Йорке группа посетила известный центр холистических практик – Нью-Йоркский открытый центр (New York Open Center), поучастовав в мастер-классе «Пробуждение вашего истинного голоса», который проводила Джин МакКлеланд. Джин пояснила, что вследствие физического или психического напряжения, страхов, пережитых психических травм, происходит блокировка энергетических каналов, нарушение целостной психофизиологической регуляции голосовой экспрессии, утрата человеком способности использовать потенциал своего голоса. 

Были продемонстрированы некоторые упражнения, способствующие восстановлению и дальнейшему развитию этих способностей для того, чтобы повысить эффективность контактов и эмоциональной экспрессии, раскрыть творческий потенциал. Особое внимание ведущая обратила на работу с дыханием и использование медитативных упражнений, повышающих качество контакта и осознавания своего тела.

8 ноября в связи с днем президентских выборов большинство учреждений были закрыты, и группа уделила знакомству с некоторыми культурными достопримечательностями, посетив, в частности, Музей современного искусства. Помимо знакомства с основной экспозицией, часть группы также посетила центр образования и музейных исследований, активно занимающийся в последние годы реализацией социально-ориентированных проектов, работающий с такими группами населения, как бездомные, иммигранты, малолетние правонарушители, ветераны войн, пожилые и престарелые и другими. Некоторые из этих программ реализуются музеем по договоренности с учреждениями медицинского и социального обслуживания и предполагают участие не только музейных работников, но и арт-терапевтов.

В помещениях центра образования и музейных исследований была развернута выставка, представляющая работы участников проектов. Мы обратили внимание на то, что созданные работы по используемым материалам, технологиям и формам экспрессии соответствуют формам и технологиям современного искусства, помогая участникам проектов, независимо от их возраста, состояния здоровья и культурного багажа, приобщаться к новым способам художественной выразительности, осваивать язык искусства постмодерна и эффективно его использовать. Среди экспонатов выставки были объекты, инсталляции, мульимедийные формы, коллаж, произведения эко-арта и лэндарта.

На следующий день, 9 ноября группа посетила старейший в США центр подготовки специалистов по арт-терапии – Институт Пратта. Одна из первых в стране программ профессионального образования по арт-терапии была открыта в институте в 1970 г. На сегодняшний день здесь действуют две магистерских программы – по арт-терапии и танцевально-двигательной терапии. Наша группа сначала посетила практическое занятие вместе со студентами арт-терапевтической магистратуры (ведущая – руководитель магистерской программы по арт-терапии, замемститель декана факультета экспрессивных терапий Дина Шапиро).

 

 Рис.1

 

Рис. 1 Группа во время посещения Института Пратта вместе с руководителями и преподавателями факультета экспрессивных терапий - Джулией Миллер, Джин Дэвис и Диной Шапиро

 

Занятие было посвящено методам семейной арт-терапии. Была использована техника, направленная на исследование личных границ и динамическое взаимодействие субъектов семейной системы. Участникам было предложено выбрать один из камней, описать его свойства и построить Я-высказывание от лица камня, представляя его как субъекта. После этого камень помещался на лист бумаги, и происходило оформление окружающей среды. На следующем этапе занятия участники объединялись в малые группы (модель семенной системы) и формировали общую картину, стараясь интегрировать индивидуальные элементы – камни и окружающую их среду в целостную композицию. 

После занятия группа встретилась с представителями факультета экспрессивных терапий – деканом Джулией Миллер, а также Джин Дэвис и Диной Шапиро. В ходе беседы американские коллеги рассказали о программе и особенностях подготовки арт-терапевтов в рамках магистерской программы, дальнейших шагах, необходимых для получения выпускниками допуска к профессиональной деятельности, в частности, о процедуре прохождения экзамена для получения лицензии на оказание арт-терапевтических услуг.

В первый день работы саммита наша группа также занималась на базе Университета Пратта, участвуя в мастер-классе «Изменение телесного образа на основе создания скульптур из скотча». Ведущие – арт-терапевты Аманда Бехтель, Лаура Теоли и даматерапевт Лаура Вуд использовали полимодальный подход, сочетая изобразительную деятельность и драматическую экспрессию, тем самым, обеспечив дополнительные возможности для выражения и интеграции опыта восприятия телесного опыта в процессе взаимодействия в группе.

 

 

 рис.2

Рис. 2 Мастер-класс «Изменение телесного образа на основе создания скульптур из скотча»

 

Была использована оригинальная скульптурная техника, связанная с созданием фигуры человека в натуральную величину на основе оборачивания его тела в скотч. После создания нескольких скульптур участники имели возможность идентифицироваться с ними как субъектами, выражать свои чувства вербально и невербально, а также взаимодействовать с фигурами. На завершающем этапе работы скульптуры были организованы в целостную композицию.

Во время мастер-класса были рассмотрены механизмы формирования телесного образа Я как комплексного психологического и социального конструкта под воздействием среды. Ведущие поясняли, как работать с телесным образом Я с разными клиентами, переживающими сложное отношение к собственной внешности, нарушения пищевого поведения, на основе данного экспрессивного приема.

11 ноября группа посетила мастер-класс «Фокусирование и арт-терапия: использование мудрости тела в творческом самовыражении» (ведущая – Элизабет Баринг). Метод фокусировки был разработан Евгенией Гендлиной и коллегами из университета Чикаго. Фокусировка является таким методом, который позволяет использовать мудрость тела на основе ориентации во внутреннюю среду и картину ощущений. По Гендлиной, мышление берез свои истоки в «опыте ощущений», хранящем ключи в разгадке многих вопросов. Во время мастер-класса участники формулировали личные вопросы и в процессе последующей медитации на собственном теле, локализуя и прорисовывая возникающие телесные ощущения, получали ответы на поставленные вопросы. 

Была показана такая разновидность метода фокусировки, которая создана Лаурой Раппаторт и получила название «фокусно-ориентированная арт-терапия». Участники смогли убедиться в возможности использования фокусировки и изобразительной деятельности для снятия стресса, эмоциональной саморегуляции, прояснения и решения актуальных вопросов и улучшения самочувствия у разных клиентов.

12 ноября группа посетила три более коротких мастер-класса в рамках саммита. Первый из них – «Образ и воображение» - проводила Линни Викс. Была представлена методика работы с образами в арт-терапии на основе пост-юнгианского подхода. Как пояснила ведущая, основное отличие классической аналитической юнгианской терапии и арт-терапии от их современных форм заключается в снижении роли символического контента образа и переносе акцента на динамическое взаимодействие с ним, в частности, в виде созерцания образа, вчувствования в него, создание наративов, развитие образа на основе создания последовательности картин и других видов рефлексивной и экспрессивной деятельности. При этом повышенное внимание придается формированию «поэтико-художественной чувствительности», позволяющей более тонко чувствовать и осознавать образ. Для описания данного подхода к работе используются выражения «приклеивание к образу» («sticking to the image»), «вслушивание и всматривание в образ».

В ходе работы на мастер-классе участники создавали художественные работы на основе поэтического текста, затем медитировали на работе, описывали, пользуясь заданной схемой, основанной на алгоритме работы, предложенном Джеймсом Хиллманом, акцентируя внимание на объективных сенсорных и образных характеристиках работы, затем развивали и перерабатывали картину и создавали новое описание.

Следующий мастер-класс – «Арт-терапия при онкологическом заболевании: интервенции, характерные для разных этапов работы». Ведущая – Джилл МакНафф – работающая арт-терапевтом на базе онкологического отделения уже 17 лет, поделилась опытом работы и качественных, основанных на искусстве (arts-based research) исследований, в рамках которых применялись в основном анализ работ пациентов и описание ими своих переживаний на разных этапах развития и лечения заболевания. В качестве материала для исследования ведущая также использовала свои художественные работы (фотоколлаж), отражавшие ее реакции в процессе работы с клиентами. Были подробно рассмотрены и проиллюстрированы переживания клиентов и приемы арт-терапевтической работы, характерные для разных стадий лечения и реабилитации – постановки диагноза, начала лечения, достижения лечебного эффекта, перехода на поддерживающую терапию, формирование ремиссии, возвращения в привычную среду. Дополнительно были рассмотрены риски и противопоказания, связанные с использованием арт-терапевтических приемов на разных этапах сопровождения больных.

Еще один мастер-класс этого дня был посвящен арт-терапии с подростками с трансендерными и гендерно-экспансивными проявлениями. Активно развивающиеся в последние годы представления гендерной психологии и психотерапии, как показал данный мастер-класс, используются в работе с разными группами клиентов, в том числе, детьми, подростками и молодежью. Ведущие – Келли Дарк и Шеннон Скотт-Миллер – представили методику для оценки гендерных особенностей клиентов согласно четырем основным параметрам (пол, гендерная идентичность, гендерная экспрессия, сексуальная ориентация), рассказали о принципах и методиках работы, сделав акцент на поддерживающей модели, использующей внутренние и внешние ресурсы подростков.

13 ноября часть группы посетила мастер-класс, посвященный методу СоулКоллаж (ведущая – Салли Брукер), в то время как двое участников делегации представили две авторских разработки – тест художественно-эмоционального восприятия (ТХЭВ) и методику «Арт-консруктор» в рамках мастер-класса «Диагностика и развитие эмоциональных компетенций на основе искусства» (ведущий – Александр Копытин).

Были представлены теоретические основы ТХЭВ, процедура создания теста, данные исследования валидности, после чего участники выполнили задания теста, обсудили результаты и перешли к творческой работе на основе использования фонов и фигур методики «Арт-конструктор». Работая в малых группах и используя стимульный материал методики, они передавали разные эмоции под музыку, а также создавали многофигурные композиции, передающие Путешествие Героя или собственные жизненные ситуации в динамике.

Обратная связь от участников группы и наблюдения ведущих позволили сделать вывод о возможности и эффективности использования данных инструментов, построенных на исследовании визуальных «языков» эмоционального общения (основанных на использовании эмоциональных фонов и фигур, а также набора архетипических образов) в работе с представителями разных культур. Среди участников были  не только американцы, но и японцы, корейцы, выходцы из Пакистана и других стран.

 

 Рис.3

 

Рис. 3 Одна из работ участников мастер-класса «Диагностика и развитие эмоциональных компетенций на основе искусства» - «Путь исцеления», созданная на основе использования методики Арт-конструктор

 

14 ноября группа посетила два учреждения – специализированную школу для детей с расстройствами аутистического спектра (Rebecca school) и Живой музей Нью-Йорка (The Living Museum of New York) – художественную студию при Кридмурской психиатрической больнице, расположенной в районе Квинз. Встретившая нас заместитель директора по приему Элизабет О’Ши провела по разным помещениям школы и подробно рассказала о модели и особенностях работы с детьми, отличающих данное учебное заведение, не имеющее пока аналогов а Нью-Йорке. В школе используется модель развития, делающая основной акцент на исследовании и поэтапном развитии функциональных возможностей детей с точки зрения биопсихосоциального подхода, работе с физической, ментальной, коммуникативной, эмоциональной сферами, социальными навыками обучающихся.

В качестве ведущего фактора целостного развивающего воздействия на ребенка с аутизмом выступает интерактивная среда и его многоуровневые контакты и отношения с персоналом и другими детьми. В школе, наряду с педагогами, работает бригада психологов, физиотерапевтов, специалистов по занятости, речевой терапии, музыкальной терапии и изобразительному искусству. Дважды в неделю также проводятся занятия с семьями детей, а по пятницам – также и занятия с самими с членами бригады специалистов с целью снятия накопившегося за неделю напряжения.

Завершающей частью программы стало посещение Живого музея Нью-Йорка, представляющее собой масштабное креативное пространство с многочисленными общими залами и персональными мастерскими пациентов. В студии находится огромное количество произведений, созданных с использованием разных материалов и демонстрирующих разные авторские стили. 

 

 

Рис.4 

 

Рис. 4 Группа вместе с Яносом Мартоном и Джеймсом Кузелем

 

Мы имели возможность общаться с пациентами, а также основателем студии и единственным работающим здесь специалистом – художником и клиническим психологом Яносом Мартоном. Он рассказал об идеологии и принципах студии, в частности, ее приверженности либеральной модели обслуживания людей с проблемами психического здоровья, использовании принципов терапевтического сообщества и открытой терапевтической среды, о том, как организуется продвижение работ на современный арт-рынок, многочисленных связях студии с представителями мира искусства, кураторами музеев и галерей, психиатрическими учреждениями разных стран мира. Он сообщил нам о том, что недавно в Сеуле на базе крупной психиатрической больницы был открыт свой Живой Музей, использующий модель нью-йоркского живого Музея. Некоторое время назад была также открыты два аналогичных учреждения – в Нидерландах и Швейцарии.

 

Репортаж подготовил А.И. Копытин