Новости

Прошедшие события

« Все новости

Репортажи о конференциях по терапии искусством в Москве и Санкт-Петербурге (май 2011 г.) 14.07.2011 22:31

Две очередные конференции по арт-терапии и терапии искусством были проведены Арт-терапевтической ассоциацией в Санкт-Петербурге и Москве совместно с партнерскими организациями в мае 2011 г. Основные задачи конференций включали:

  • содействие дальнейшему развитию и профессиональной консолидации арт-терапии и других направлений терапии искусством (музыкотерапии, драматерапии, танцевально-двигательной терапии) в Российской Федерации;
  • стимулирование контактов между представителями разных направлений и школ арт-терапии, действующих на территории Москвы, Санкт-Петербурга, других регионов РФ, зарубежных стран;
  • содействие внедрению методов терапии искусством в разные области практического применения (образование, медицина, социальная сфера, бизнес);
  • формирование методологии терапии искусством и принципов профессиональной деятельности специалистов в области арт-, музыко-, драма- и танцевально-двигательной терапии;
  • содействие научным исследованиям и профессиональному образованию в области терапии искусством.

Тринадцатая ежегодная санкт-петербургская конференция «Арт-терапия сегодня. Арт-терапия в образовании, медицине, социальной работе», организованная Арт-терапевтической ассоциацией совместно с Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования, прошла 13-14 мая. Открывая конференцию, с приветственным словом к ее участникам обратились декан психолого-педагогического факультета СПбАПП О.В. Эрлих и председатель РАТА  А. И. Копытин. Затем были зачитаны два пленарных доклада - «Арт-терапия в междисциплинарном контексте» (Александр Копытин) и «Роль и место искусства и творчества в арт-терапии» (Наталья Назарова).

Все остальное время первого дня конференции было отведено на мастер-классы. Три из них - мастер-классы Сальниковой Нины («Система символических описаний на основе мандал Е.К. Суродеевой»), Берегулиной Лидии («Применение арт-анализа с диагностической и коррекционной целью в условиях психиатрического стационара») и Владимировой Надежды («Использование авторских фотографий в ходе коррекционно-развивающих занятий») были связаны с использованием визуального стимульноого материала. В первом случае это были авторские символические изображения в круге, во втором - произведения известных художников, а в третьем - авторская художественная фотография, представленная в виде так называемых фоторядов.

Барыбина Анна и Васина Елена провели мастер-класс на тему «Развитие навыков конструктивного общения средствами арт-терапии». Они продемонстрировали новый комплект из двух арт-альбомов, предназначенный для работы с детьми и родителями. Альбом имеет определенную тематическую структуру и включает инструкции и шаблоны для выполнения разных видов как самостоятельной, так и совместной изобразительной деятельности ребенка и родителя.

Также в первый день конференции были проведены два мастер-класса на основе применения элементов транзактного анализа (ТА) в сочетании с воздействием на образную сферу - «Работа со сказкой на основе применения техник транзактного анализа» (ведущий - Эрлих Олег) и «Использование медитации в сочетании со звукорядом в ТА» (ведущий - Пузиков Владимир).

Мастер-класс Назаровой Натальи («Арт + терапия = арт-терапия?), как и ее пленарный доклад, был посвящен исследованию роли и места изобразительной деятельности в арт-терапии. Дмитриева Лариса представила некоторые интерактивные арт-терапевтические техники, используемые ею на базе центра социальной помощи семье и детям Московского района Санкт-Петербурга с детьми, находящимися в сложной жизненной ситуации.

Мастер-класс Панфиловой Анны, «Символика традиционного орнамента в арт-терапевтической практике», был связан с использованием некоторых символических форм, характерных для славянского орнамента в качестве конструктивных элементов в изобразительной деятельности как в арт-терапии, так и художественно-творческом развитии.

Первая половина дня 14 мая была отведена на работу секций. Секция «Методы детско-подростковой арт-терапии и терапии искусством» включала следующие доклады: «Новый интегрированный подход: развитие навыков конструктивного общения средствами арт-терапии» (Барыбина Анна и Васина Елена, Москва), «Арт-терапевтическая работа с детьми и подростками в условиях мегаполиса» (Деркачева Ирина, Нью-Йорк, США), «Коррекционно-развивающие занятия с детьми и подростками в образовательных учреждениях» (Сальникова Нина, Санкт-Петербург), «Применение раскрасок в психологической подготовке дошкольников к стоматологическому лечению» (Богданова Татьяна, Санкт-Петербург), «Арт-терапия с детьми в медицинском контексте» (Бабкина-Тартес, Таллинн, Эстония), «Использование арт-терапии при тренировке диафрагмального дыхания на приборах ФБУ» (Куманенко Александр, Санкт-Петербург), «Влияние арт-терапии на творческие способности детей младшего и среднего школьного возраста» (Гордеева Алиса, Санкт-Петербург), «Коррекция отклоняющегося поведения подростков методами арт-терапии» (Чучалова Елена, Киров).

В рамках секции «Методы арт-терапии и творческое самовыражение в лечении, реабилитации и личностном развитии взрослых» прозвучали доклады Назаровой Натальи (Санкт-Петербург), «Использование техники коллажа в практике учреждения психиатрического профиля», Шереметовой Светланы (Санкт-Петербург), «Групповая интерактивная арт-терапия и динамика самоактуализации у пациентов с пограничными психическими расстройствами», Богачева Олега (Санкт-Петербург), «Постреабилитационная поддержка наркозависимых средствами мультимодальной терапии искусством», Ефимова Петра (Санкт-Петербург), «Театротерапия и театральная педагогика в системе реабилитации психически больных», Вишневецкой Елены (Санкт-Петербург), «О работе арт-терапевтической студии Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева».

Вторая половина дня 14 мая, так же, как и в первый день конференции, состояла из мастер-классов: «Арт-терапевтический подход к восприятию собственного тела» (ведущая - Бабкина-Тартес, Таллинн, Эстония), «Реализация творческого потенциала при работе с «волшебными красками»» (ведущие - Кулагина Елена и Чернышева Анастасия, Санкт-Петербург), «Терапия на основе использования шедевров искусства» (ведущий - Элькин Владимир, Санкт-Петербург), «Психофизиологические основы арт-терапии» (ведущая -Вишневецкая Елена), «Пластическое воплощение образа как пример театротерапии» (ведущий - Ефимов Петр, Санкт-Петербург), «Развитие коммуникативного потенциала ребенка посредством групповой музыкальной импровизации» (ведущая - Розина Дарья, Санкт-Петербург).

20-22 мая в Москве прошла вторая московская международная конференция по терапии искусством - «Осваивая настоящее, заглядывая в будущее: арт-терапия в современном мире», организованная Арт-терапевтической ассоциацией совместно с                                Российским государственным социальным университетом (Москва) и ООО «Биржа психологических услуг».

Линейка пленарных докладов была весьма представительной и включала выступления известных деятелей отечественной и зарубежной терапии искусством и арт-терапии: Александра Копытина (Санкт-Петербург), «Отечественная арт-терапия и глобализация: универсальность и самобытность опыта», Хелен Пейн (Великобритания, Хартфоршир), «Современный контекст исследований в области терапии искусством (арт-терапия, драматерапия, танцедвигательная терапия и музыкотерапия) на примере танцевально-двигательной терапии», Дорис Аррингтон (США, Сан-Франциско), «Наука и искусство прощения», Натальи Назаровой (Санкт-Петербург), «Роль и место искусства и творчества в арт-терапии», Людмилы Лебедевой (Москва), «Феномен арт-терапии в образовании: социально-педагогический контекст».

Во время состоявшихся затем мастер-классов были представлены: методика рисования прикосновением в интермодальной терапии искусством (Сидорова Варвара, Москва), методические подходы и техники арт-терапевтической работы с горем и утратой (Аррингтон Дорис, Сан-Франциско, США), способы расширения диапазона экспрессивных возможностей

звука с помощью барабана (Орната Ольга, Москва), создание рисунка-принта как пример формирования положительного образа Я у младших подростков (Яковчик Людмила, Москва),

работа с «мотивом запрета» в арт-терапии (Лебедева Людмила, Москва), некоторые возможности рисования песком в работе практического психолога (Мальцева Наталья, Москва), использование фотографии для развития практики арт-терапии (Винуалес Давид, Барселона, Испания), полимодальное движение как способ развития высших психических функций (Никитин Владимир, Москва).

Программа первой половины второго дня конференции включала три секционных заседания. Во время работы секции «Методы детско-подростковой и семейной арт-терапии» состоялись выступления Барыбиной Анны и Васиной Елены (Москва), «Новый интегрированный подход к развитию навыков конструктивного общения средствами арт-терапии», Кожохиной Светланы  (Ярославль), «Использование «образа здоровья» на арт-терапевтических занятиях в процессе реабилитации детей с сахарным диабетом», Шаповаловой Екатерины (Москва), «Развитие ценностно-смысловой сферы личности подростков средствами арт-терапии», Коваленко Ильи (Москва), «Арт-мастерская по искусству XX века как тренинг креативности для детей и подростков», Яковчик Людмилы (Москва), «Реабилитация трудных подростков средствами арт-терапии», Кондраковой Татьяны (Ташкент, Узбекистан), «Применение арт-терапии в решении актуальных задач SOS детской деревни».

Секция «Терапия искусством в медицине и социальной работе» включала выступления Назаровой Натальи (Санкт-Петербург), «Использование техники коллажа в практике учреждений психиатрического профиля», Федорова Олега (Москва), «Адаптивные возможности занятий экспрессивной терапией искусством с пожилыми людьми», Шаповаловой Екатерины (Москва), «Арт-терапевтическая работа с пожилыми людьми на основе использования цвета», Михайловой Айгюн (Москва), «Этнопсихологический тренинг с применением техник арт-терапии», Шереметовой Светланы (Санкт-Петербург), «Модель групповой интерактивной арт-терапии и динамика самоактуализации у лиц с    пограничными психическими расстройствами», Деркачевой Ирины (Нью-Йорк, США), «Арт-терапия в условиях американской системы здравоохранения».

Насыщенной также оказалась программа выступлений в рамках секции «Методы фототерапии». Были представлены доклады на темы «Фототерапия как инструмент реабилитации психически больных  в условиях центра дневного пребывания» (Винуалес Давид, Барселона, Испания), «Использование фото- и арт-терапии в работе с воспитанниками детского дома» (Кервинен Анна, Хельсинки, Финляндия), «Метод PSYrole: психологическая практика с использованием фототерапии для повышения самопонимания и личностного  роста» (Перевезенцева Ольга, Москва), «Влияние интегративной фототерапии на самоотношение    личности» (Третьякова-Осмачкина Светлана, Самара), «Использование фотографии в арт-терапевтической практике» (Копытин Александр, Санкт-Петербург).

После этого состоялись мастер-классы Назаровой Натали («Работа с запахами в интегративной модели арт-терапии»), Федорова Олега («Практика на основе синтеза искусств»), Копытина Александра («Техники фототерапии: использование спектровизиокарт в работе психолога и арт-терапевта»), Орнаты Ольги («Техники фототерапии: создание персонажа»), Науменко Надежды

(«Работа с ролевыми архетипами женской индивидуации с применением грима и масок»), Барыбиной Анны и Васиной Елены («Новый интегрированный подход: развитие навыков конструктивного общения средствами арт-терапии на примере работы с арт-альбомами»), Перевезенцевой Ольги и, Епачинцева Михаила (Мастер-класс кинотренинга).

Форум «Развитие арт-терапии в разных регионах Российской Федерации» являлся заключительным мероприятием второго дня конференции. Во время проведения форума делегаты, представлявшие некоторые регионы Российской Федерации, сетовали на определенные трудности в получении специалистами этих регионов научно-методической и учебной информации по терапии искусством. Программы арт-терапевтического образования во многих частях РФ еще не сформировались, и специалисты могут пройти их, лишь приехав в Москву, Санкт-Петербург или некоторые другие научные и учебные центры страны, что, как правило, требует значительных расходов. Данную проблему в какой-то степени призваны решить активно разрабатываемые в последнее время программы дистанционного обучения (некоторые из них уже начали действовать), а также создание типовых учебно-методических комплексов обучения арт-терапии для их внедрения в регионах.

При этом вновь был поднят вопрос о создании отечественного учебника по арт-терапии, который позволил бы сформировать общую теоретическую и методическую платформу для ее преподавания и внедрения в нашей стране.

Третий день конференции включал некоторые количество мастер-классов, ведущими которых выступали Михайлова Айгюн (Москва), «Этнопсихологический тренинг с применением арт-терапии», Перевезенцевой Ольги (Москва), «Техника реконструкции важных событий и ролевых образов в фототерапии», Белых Оксаны (Москва) , «Техника интуитивного рисования».

Затем состоялся форум на тему «Влияние современного художественного мышления и медийной среды на теорию и практику арт-терапии». Отправной его точкой явились выступления Морозовой Елизаветы («Терапевтический потенциал хэппенинга»), Мусвик Виктории («Режимы восприятия произведений искусства») и Коваленко Ильи («Использование техник и стилей изобразительного  искусства ХХ века в арт-терапии»). Работа форума продолжилась дискуссией, в ходе которой поднимались вопросы о важности систематических занятий арт-терапевтов изобразительным творчеством, их подготовки в области визуальных искусств, включая разные техники и жанры искусства модернизма и постмодерна, изучение ими различных режимов восприятия визуальной продукции, важности учета контекстных факторов создания изобразительной продукции художником и клиентом и некоторые другие.

При подведении итогов второй московской международной конференции по терапии искусством ее участниками был отмечен ее значимый вклад в развитие отечественной арт-терапии, укрепление профессиональных контактов, формирование общей платформы арт-терапевтической практики, образования и научных исследований, Они поблагодарили организаторов за комфортные условия для работы, выразили признательность Елене Рубан и ее ученикам за художественное оформление аудиторий оригинальными инсталляциями. Положительными моментами в организации конференции также был признан оптимальный баланс между выступлениями общеметодологической  и практической направленности, разнообразие мастер-классов, создание условий для неформального общения, в том числе, вечером первого дня конференции, благодаря организации чаепития на базе художественной галереи «Ходынка».

В качестве спорных моментов некоторые участники выделили ограниченность времени на доклады (особенно, в рамках секционных заседаний), использование разных критериев для формирования секций (наряду с критерием области практического применения арт-терапии при организации секции «Методы фототерапии» был впервые использован инструментальный критерий).

В качестве общих тенденций, проявленных во время обеих конференций, можно отметить полипрофессиональный контекст развития арт-терапии и терапии искусством в нашей стране. Конференция объединила специалистов в области психологии, медицины, социальной работы, а также представителей творческих профессий. При этом санкт-петербургская конференция отличалась от московской более выраженной клинической и клинико-психиатрической направленностью, наличием нескольких выступлений, отражающих попытки специалистов с медицинским образованием (с непсихиатрической специализацией) включить элементы арт-терапии и игровой терапии в структуру лечебного (в частности, стоматологического) сеанса или сочетать их с аппаратурными методиками (ФБУ).

На московской конференции отмечалось некоторое преобладание выступлений, отражающих возрастающую интеграцию терапии искусством в проекты социальной направленности с акцентом на задачах психопрофилактики и развития человеческого потенциала. Как и в прошлом году, в этом году в Москве вновь обнаружилось стремление специалистов в области арт-терапии к осмыслению своей деятельности с точки зрения современной художественной практики и использованию ею «языков» и концепций.

Несмотря на участие в обеих конференциях специалистов из-за рубежа и некоторых регионов России, помимо Москвы и Санкт-Петербурга, их региональная составляющая все же была не очень значительна. Конференции обнаружили недостаточную организованность арт-терапевтического движения на значительных территориях РФ. Некоторые зарубежные участники отметили, что более активное оповещение зарубежных партнеров и профессиональных организаций по разным направлениям терапии искусством о проводимой в Москве конференции помогло бы превратить ее в значительное международное событие.

Репортаж подготовил А.И. Копытин