Новости

Прошедшие события

« Все новости

Репортажи о конференциях по терапии искусством в Москве и Санкт-Петербурге (апрель-май 2010 г.) 10.07.2011 21:45

Весна 2010 г. года оказалась чрезвычайно «урожайной» для представителей отечественной арт-терапии. Плоды ее развития были собраны в три сезонные «корзины» -специализированные конференции, две из которых прошли в Москве и одна - в Санкт-Петербурге. У организаторов конференций - Арт-терапевтической ассоциации и ее партнеров - были серьезные опасения относительно того, соберут ли эти мероприятия достаточное число участников, или нет. Опасения не оправдались. Круг участников оказался во всех случаях достаточно широк.

Зачем было организовывать целых три конференции в столь ограниченный промежуток времени - чуть более месяца? Видимо, настало время для более интенсивного продвижения терапии искусством в России и соседствующих с ней странах, «время собирать камни», сплачивая арт-терапевтическое сообщество, придавая новый импульс образованию, исследованиям и практическим инновациям.

В столице конференции по арт-терапевтической тематике проводились впервые, что придает им особую значимость. Несмотря на значительный опыт московских специалистов, наличие в Москве сложившихся школ терапии искусством и учебных центров, весь этот богатый опыт ранее не был представлен ни на одной масштабной научно-практической конференции. Наконец, инициатива Арт-терапевтической ассоциации по проведению в столице первых специализированных мероприятий такого рода, соединившись с доброй волей и искренним интересом ряда образовательных учреждений Москвы, увенчалась успехом.

Первая московская международная конференция по терапии искусством «Арт-терапия и творческое самовыражение в сохранении  здоровья и развитии человеческого потенциала» прошла на базе столичного НОУ «Институт современных психологических технологий»  9-11 апреля 2010 г.. Она отразила развитие разных форм терапии искусством не только в Российской Федерации, но и таких странах, как Великобритания, Латвия, Украина, Белоруссия, Канада.

Большой интерес вызвали открывшие конференцию и отразившие разные национальные школы терапии искусством пленарные доклады д.м.н., профессора кафедры психотерапии Российской медицинской академии последипломного образования Марка Бурно («О самом главном в отечественном психотерапевтическом методе терапия творческим самовыражением»), профессора Латвийской медицинской академии им. Страдиня, президента Латвийской арт-терапевтической ассоциации Кристины Мартинсоне («Становление арт-терапии в Латвии: сравнительный анализ практики арт-терапии в Латвии, России, Великобритании»), председателя Российской арт-терапевтической ассоциации Александра Копытина («Терапевтическое творческое самовыражение в России и за рубежом в контексте культуры и технологии»), британского арт-терапевта с более чем 25 стажем Беверли Корт Беверли («Холистическая арт-терапия: единство творчества, социального активизма и духовной практики»), члена Совета Российской арт-терапевтической ассоциации Натальи Назаровой («Исследование профессионального становления личности арт-терапевта»).

Выступление К. Мартинсоне

На фото: Выступление К. Мартинсоне

В первый день конференции также состоялось развернутое, чрезвычайно интересное выступление одного из пионеров фототерапии - канадского арт-терапевта, психолога, психотерапевта, основательницы и директора Центра фототерапии в г. Ванкувер Джуди Вайзер - посвященное сущности фототерапии, фото-арт-терапии и их отличиям от терапевтической фотографии.

Дж. Вайзер во время проведения своего мастер-класса по фототерапии

На Фото: Дж. Вайзер во время проведения своего мастер-класса по фототерапии

Затем свои мастер-классы провели Назарова Наталья («Путь в арт-терапию»), Корт Беверли («Искусство терапевтического присутствия как важнейший навык арт-терапевта»), Будза Алексей («Метод медитативной графической гармонизации личности»), Морозова Елизавета («Использование фотографии и видеозаписи в перформанс-арт-терапии»), Вайзер Джуди («Использование фотографии в качестве проективного инструмента»). Состоялось выступление московского театра зрительских историй «Playback» с участием Белокуровой Марины, Михайловой Ирины, Соколовой Надежды, Кучинского Михаила.

10 апреля в рамках секции «Методы детско-подростковой и семейной арт-терапии» прозвучали доклады Кожохиной Светланы (Ярославль) - «Арт-терапевтическая реабилитация детей и подростков с эндокринными заболеваниями (сахарный диабет и ожирение)», Богдановой Татьяны (Санкт-Петербург) - «Применение методов арт-терапии при оказании стоматологической помощи детям», Володиной-Панченко Натальи (Украина) и Радьковой Светланы (Белоруссия) - «Компьютерная арт-терапия в работе с детьми и подростками: диагностика, психокоррекция, художественно-творческое развитие», Барыбиной Анны и Васиной Елены (Москва) - «Арт-альбом как инструмент работы практического психолога в арт-терапевтической работе с детьми и родителями», Якушевой Елены (Екатеринбург) - «Антропософски-ориентированная художественная терапия в работе с детьми и подростками», Шаповаловой Екатерины (Москва) - «Использование арт-терапии в работе психолога детского дома».

В рамках секции «Арт-терапия и творческое самовыражение в работе со взрослыми: гендерные, культуральные и клинические аспекты» выступили Науменко Надежда (Краснодар) - «Арт-терапевтическая программа личностного роста для женщин «Волшебный клубок»», Лебедев Алексей (Волгоград) - «Эффективность групповой арт-терапии с мужчинами - участниками боевых действий», Старовойтова Елена (Санкт-Петербург) - «Гендерные аспекты этно-терапии», Завгородняя Елена (Киев) -«Активизация неосознаваемых ресурсов личности в процессе изобразительной деятельности», Скутина Татьяна (Красноярск) - «Методы творческого самовыражения в развитии коммуникативной компетентности подростков».

Во второй половине дня состоялась масса разнообразных мастер-классов, посвященных возможностям использования некоторых жанров японского искусства в интегративной  терапии искусством (Сидорова Варвара, Москва), коллажу как методике исследования и развития креативности (Кристина Мартинсоне, Латвия, Рига), исследованию витальности в практике терапии искусством на примере работы с движением, голосом, визуальными образами (Никитин Владимир, Москва), использованию арт-альбома как инструмента работы психолога с детьми и родителями (Барыбина Анна и Васина Елена, Москва), работе с одаренными детьми 5-10 лет с использованием компьютерной графики (Володина-Панченко Наталья, Киев и Радькова Светлана, Минск), особенностям восприятия фотографии и других форм изобразительного искусства (Мусвик Виктория, Москва), антропософски-ориентированной художественной терапии при пограничных состояниях (Якушева Елена, Екатеринбург),

Последний день конференции также включал большое количество мастер-классов, связанных с использованием разных методов терапии искусством и форм творческого самовыражения: «Авторская программа для женщин «Внутренняя богиня»» (Науменко Надежда, Краснодар), «Фототерапия как средство коррекции самооценки» (Морозли Ирина, Москва), «Использование некоторых техник изобразительного искусства ХХ века в арт-терапии (на примере сюрреализма и др. направлений)» (Коваленко Илья, Москва), «Экологически-ориентированная арт-терапия» (Корт Беверли, Шотландия), «Изготовление традиционной куклы как техника этно-терапии» (Старовойтова Елена, Санкт-Петербург), «Интуитивное рисование в арт-терапии и художественном образовании» (Белых Оксана, Москва).

Б. Корт и А.Копытин

На фото: Б. Корт и А.Копытин во время подведения итогов конференции

Во время подведения итогов апрельской конференции в Москве участниками был отмечен ее важный вклад в дальнейшее развитие терапии искусством и терапии творческим самовыражением в России. Конференция подтвердила, что арт-терапия, терапия искусством в нашей стране существуют и успешно применяются в самых разных областях медицины, образования и социальной работы.

Беверли Корт отметила высокую активность, изобретательность и смелость российских специалистов в разработке и внедрении оригинальных форм и техник терапии искусством. Она выразила мнение, что отечественные специалисты, в силу отсутствия в Российской Федерации жестких профессиональных критериев в области арт-терапии, более склонны к инновациям, более свободны и интегративны по своему складу, по сравнению с западными, в частности, британскими арт-терапевтами.

Совместное фото участников во время закрытия конференции

Совместное фото участников во время закрытия конференции

Двенадцатая ежегодная санкт-петербургская конференция «Арт-терапия сегодня. Арт-терапия в образовании, медицине, социальной работе», организованная Арт-терапевтической ассоциацией совместно с Санкт-Петербургской Академией постдипломного педагогического образования, прошла 6-7 мая. Она побила своеобразный рекорд как по числу присутствующих, так и представленности разных российских, но и европейских арт-терапевтических школ и университетских центров терапии искусством. Так. в конференции принимали участие специалисты в области терапии искусством из Германии, Чехии, Нидерландов, Великобритании, Польши, причем, не только в области арт-терапии - терапии визуальными искусствами - но и музыкальной терапии, танцевально-двигательной терапии и драматерапии.

Открывшие конференцию пленарные доклады задали высокую академическую планку и были сфокусированы на актуальных задачах развития отечественной арт-терапии (А.И. Копытин), реализации лечебно-восстановительного потенциала арт-терапии в специализированных образовательных учреждениях Германии (Руфь Хампе, профессор отделения лечебной педагогики со специализацией по арт-терапии Университета прикладных наук Фрайбурга), этнокультурным аспектам арт-терапевтической практики (Наталья Назарова), междисциплинарным связям терапии искусством (Иоанна Гладышковская-Цилюлко, руководитель курса подготовки по терапии искусством в Музыкальной академии Вроцлава, Польша), деятельности Польской ассоциации музыкотерапии и ее вкладу в развитие терапии искусством в Польше (Павел Цилюлко, президент Польской ассоциации музыкотерапии, профессор Музыкальной академии Вроцлава).

Программа мастер-классов включала практическую работу со сказкой на основе применения техник транзактного анализа (Эрлих О.В., Пузиков В.Г.), демонстрацию приемов коммуникативного тренинга в танцевально-двигательной терапии для использования на базе психиатрического стационара (Берегулина Александра), создание традиционной обрядовой куклы как пример этно-кукло-терапии (Старовойтова Елена), применение техник фототерапии в тренинге личностного роста (Морозли Ирина), методик взаимодействия с художественной продукцией в арт-терапии (Назарова Наталья), анализ особенностей движения на основе системы танцевально-двигательного анализа Р.Лабана (Морозовская Татьяна, Киев), работу на основе сказкодрамы (Дунаевская Екатерина).

7 мая в рамках секции «Методы детско-подростковой арт-терапии и терапии искусством» состоялись выступления Барыбиной Анны и Васиной Елены («Арт-терапевтическая работа с детьми и родителями»), Полинека Мартина, Михала Ружички, Кристины Крахульковой и Яны Вожечовой, представляющими Университет г. Оломучв в Чехии («Драматерапия с наркозависимой молодежью»), Каркоу Василики, представляющей Эдинбургский университет королевы Маргариты («Терапия искусством в школе»), Сальниковой Нины («Коррекционно-развивающие занятия с детьми и подростками в образовательных учреждениях»), Виктора Алешина («Применение метода психодрамы в образовательном процессе»), Богдановой Татьяны («Адаптация ребенка к стрессовым ситуациям стоматологического лечения с помощью арт-терапии и игровой коррекции»), Белозеровой Галины («Арт-терапевтические техники в работе с «особыми» детьми»), Чураковой Екатерины («Арт-терапия с детьми младшей группы детского сада»).

Работа секции «Методы арт-терапии и творческое самовыражение в лечении, реабилитации и личностном развитии взрослых» включала доклады Берегулиной Лидии («Применение арт-терапии и терапии искусством на базе специализированного отделения для пациентов принудительного лечения»), Богачева Олега («Использование методов арт- и фототерапии при оказании психологической помощи лицам, живущим с ВИЧ»), Ефимова Петра («Использование театральных систем в реабилитации психически больных»), Старовойтовой Елены («Гендерные аспекты этно-терапии»).

Широкий спектр тематик и форм работы охватывали мастер-классы: Владимировой Надежды («Интерактивная фотовыставка  «Путешествие в мир гармонии» как форма коррекционно-развивающей практики»), Барыбиной Анны и Васиной Елены («Арт-альбом как инструмент работы психолога с детьми и родителями»), Элькина Владимира («Терапия шедеврами искусства»), Каркоу Вассилики («Введение в танцевально-двигательную терапию»), Буренковой Елены («Кукла как мой мир»), Богачева Олега («Создание мультимедийных клипов с лицами, живущими с ВИЧ»), Розиной Дарьи («Использование арт-терапевтических методик в работе с образом будущего»), Полинека Мартина, Михала Ружички, Кристины Крахульковой, Яны Вожечовой («Техники и принципы драматерапии»).

14-16 мая состоялась еще одна московская международная конференция по терапии искусством - «Осваивая настоящее, заглядывая в будущее: арт-терапия в современном мире», организованная Арт-терапевтической ассоциацией совместно с                                Российским государственным социальным университетом (Москва) и ООО «Биржа психологических услуг». Открывая конференцию, с приветственным словом к участникам выступили д.п.н., профессор, проректор Российского государственного социального университета, вице-президент Союза социологов России Леонид Лаптев, председатель Арт-терапевтической ассоциации Александр Копытин и генеральный директор ООО «Биржа психологических услуг» Ольга Ланберг.

Пленарное выступления Александра Копытина было посвящено развитию отечественной арт-терапии в тесной связи с общими культурными и социальными тенденциями. Он обратил внимание на достоинства и недостатки «трансатлантической» модели арт-терапии, представленной в культурном и технологическом контексте, в процессе ее исторического развития. Докладчик также отметил, что многие проблемы, характерные для зарубежной арт-терапии, отчасти проявляются и в нашей стране. Он призвал коллег по арт-терапевтическому движению ценить преимущества отечественной арт-терапии, которые во многом связаны с ее изначально междисциплинарным характером, наличием в отечественном арт-терапевтическом сообществе представителей разных профессиональных групп (врачей, художников, психологов, педагогов). Он также предположил, что в перспективе в России возможно создание не столько профессии арт-терапии (согласно «трансатлантической» модели ее развития), сколько нескольких моделей специализации с разными образовательными маршрутами и разным набором профессиональных компетентностей (функций).

Доклад руководителя отделения терапии искусством Эдинбургского университета королевы Маргариты, танцетерапевта Василики Каркоу было посвящено актуальным задачам развития исследований в терапии искусством в условиях перехода к парадигме доказательной медицины. Она рассказала о разных типах исследований, характерных для терапии искусством, неотложности активизации исследовательской активности, овладения специалистами в области терапии искусством современного исследовательского инструментария.

В своем выступлении Наталья Назарова изложила результаты проведенного ею исследования представлений об арт-терапии среди тех, кто идет по пути ее профессионального освоения, обучаясь на специальных программах дополнительного или высшего образования. Доклад д.п.н., профессора Российского государственного социального университета Лебедевой Людмилы (Москва) был посвящен анализу опыта теоретико-экспериментального исследования арт-терапии в пространстве высшего образования Российской Федерации.

Музыкальный терапевт из Великобритании Грэм Дикерсон уделил внимание некоторым современным тенденциям развития музыкальной терапии. Он, в частности, подчеркнул важность профессионализации разных форм терапии искусством, создания профессиональных стандартов и легализации музыкальной терапии, арт-терапии, драматерапии и танцевально-двигательной терапии, что значительно облегчает решение многих организационных и правовых вопросов работы специалистов. При этом он сослался на британский опыт профессионального становления терапии искусством.

Во время состоявшихся затем мастер-классов были представлены трансперсональная голосовая терапия (Никитин Владимир и Аникин Алексей, Москва), некоторые техники  танцевально-двигательной терапии (Каркоу Вассилики, Шотландия), упражнения из арт-альбома для работы практического психолога с детьми и родителями (Барыбина Анна и Васина Елена, Москва).

Плодотворной, вызвавший повышенный интерес оказалась прошедшая 15 мая секция «Современные интегративные технологии в терапии искусством», посвященная проблемам интеграции арт-терапии и ее методов в контекст современного актуального искусства, прогрессивному художественному образованию арт-терапевтов, использованию ими современных информационных технологий, методов анализа дискурса, синтетических жанров творческого самовыражения (в частности, перформанса). В рамках данной секции были представлены специалисты в области не только арт-терапии, но и современного искусства и анализа визуальных текстов.

Виктория Мусвик (Москва) уделила внимание традиционным мифам в современной фотографии. Опираясь на собственный опыт самопознания через диалог с искусством разных эпох, она показала плодотворность междисциплинарного взгляда на изобразительное искусство, способного обогатить арт-терапевтов в личном и профессиональном плане.

Елизавета Морозова (Москва) посвятила свое выступление работе с образом тела на основе перформанс-арт-терапии. Являясь художником, представителем современного актуального искусства, получившим подготовку по арт-терапии, она стремится включить в свою работу с клиентами новые синтетические жанры искусства, считая их чрезвычайно плодотворными для личностного роста и решения целого ряда специфических проблем, связанных, например, со сложным восприятием своего тела. Она привела несколько примеров эффективного использования перформанс-арт-терапии в работе с молодыми женщинами, имеющими устойчивые проблемы восприятия своего тела. 

Галина Метеличенко (Санкт-Петербург, Москва) поделилась опытом использования некоторым жанров и технологий современного искусства (в частности, фотографии и видео-арта) в процессе профессиональной подготовки арт-терапевтов. Благодаря длительному преподаванию основ изобразительного искусства на двух программах профессиональной переподготовки в Санкт-Петербурге, она убедилась в чрезвычайной полезности практического овладения данных инструментов творческого самовыражения студентами, которые изучают арт-терапию.

Илья Коваленко (Москва) продолжил тему связи современного искусства и его разных жанров со стилями и формами творческого самовыражения клиентов, участвующих в арт-терапии. Он показал многочисленные примеры синтеза современного искусства и арт-терапии, фундаментальное сходство их языков.

Выступление Стрижак Т.Л., Шпак Т.Л. (Москва) было посвящено изложению основных принципов терапевтической эвритмии как одного из компонентов комплексной антропософской медицины. Насыщенная программа мероприятий конференции второй половины дня включала мастер-классы Назаровой Натальи («Арт-терапевт и арт-продукт: методы взаимодействия»), Дондерса Рене из Нидерландов («Интерактивная арт-терапевтическая техника на основе живописи и коллажа»), Мелентьевой Ольги и Мовсесяна Артема («Бодиарт: терапия искусством и телом»), Стрижак Т.Л., Шпак Т.Л. («Использование метода терапевтической эвритмии в профилактике заболеваний молочной железы»), Черняевой Любови («Внутренняя коммуникация или что ты будешь делать со своей свободой: техники интегративной терапии искусством»), Будзы Алексея («Синтез дзэн-учения и фотографии в фото-арт-терапии»), Коваленко Ильи («Применение некоторых техник изобразительного искусства ХХ века в арт-терапии»), Нисневич Елены («Музыкальная терапия на основе антропософии»), Дикерсона Грэма («Техники музыкальной терапии на примере музыкальной импровизации на барабанах»).

С лекционных выступлений Лебедевой Людмилы («Рисунок семьи в образах цветов в проективной психологии и арт-терапии») и Будзы Алексея Физика и метафизика в медитативной графической гармонизации личности») началась программа третьего дня конференции.

Она продолжилась мастер-классами Грэма Дикерсона из Великобритании («Современная теория и практика супервизии в области психотерапии искусством»), Гарафеевой Анны («Групповая работа с актуальными состояниями средствами интермодальной терапии искусствами»), Белых Оксаны («Интуитивное рисование»), театральным представлением «Карлик нос» (под руководством Владимира Никитина), а также развернутой дискуссией, посвященной актуальным вопросам развития образования в области терапии искусством в Российской Федерации и за рубежом (ведущие: А.Копытин, Н. Назарова, Л. Лебедева).

Осваивая настоящее, заглядывая в будущее: арт-терапия в современном мире

На фото: участники первой московской конференции «Осваивая настоящее, заглядывая в будущее: арт-терапия в современном мире» во время семинара, проводимого Р. Дондерсом (Нидерланды) на базе художественной галереи «Ходынка» (директор - О.П. Федоров)

Подводя итоги майской конференции в Москве, участники высоко оценили ее роль в сплачивании арт-терапевтического сообщества Российской Федерации, развитии профессиональных контактов отечественных специалистов с представителями арт-терапевтических сообществ ближнего и дальнего зарубежья, укреплении позиций терапии искусством в обществе, формировании ее методологии, оптимизации программ арт-терапевтического образования. Они высоко оценили организацию мероприятия, хорошие условия, созданные для проведения конференции Российским социальным университетом, обратили внимание на целесообразность организации сопутствующих конференции мероприятий (таких, как выставки, семинары и мастер-классы «звезд» мировой терапии искусством, организуемые до и после конференции) и выразили надежду на то, что конференции такого рода будут проводиться в Москве регулярно.

Репортаж подготовил А.И. Копытин