Новости
|
Прошедшие события
« Все новости
Репортаж об 11-ой ежегодной конференция «Арт-терапия сегодня. Методы арт-терапии в образовании, медицине, социальной работе» (Санкт-Петербург, 14-16 мая 2009 г.) 10.07.2011 22:42
Очередная конференция, организованная Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования совместно с РОО «Арт-терапевтическая ассоциация», имела больший размах, чем в предыдущие годы. Одной из ее особенностей явилось присутствие делегации арт-терапевтов из Нидерландов, представляющих Университет Арнхейма и Наймегена. Незадолго до конференции состоялась поездка очередной группы российских выпускников программы постдипломной переподготовки по арт-терапии АППО в данный университет в рамках соглашения о двусторонних обменах. Таким образом, приезд голландской делегации был далеко не случаен, отражая сближение арт-терапевтических сообществ двух стран. Выступавшая в первый день конференции лектор факультета терапевтических искусств этого голландского университета Хелен Шульд отметила близость подходов, практикуемых голландскими и российскими специалистами, а также сходство некоторых образовательных приемов, используемых в процессе профессиональной подготовки арт-терапевтов в Санкт-Петербурге и Нидерландах. Университет Арнхейма и Наймегена является одним из ведущих центров образования в области терапии искусством в Нидерландах, ежегодно выпуская до 600 специалистов (арт-терапевтов, драматерапевтов, музыкотерапевтов и специалистов по сенсомоторной терапии). В рамках конференции выступали преподаватели и студенты данного университета; они также слушали доклады, были на мастерских, проводимых российскими специалистами, принимали участие в подведении итогов работы конференции и дискуссии. Те из них, кто приехал в Санкт-Петербург второй раз, в результате посещения на конференции признали, что за прошедшие четыре года произошел видимый рост профессионализма российских арт-терапевтов. Руководители голландской делегации заявили о желании наращивания сотрудничества с арт-терапевтическим сообществом России и пригласили к участию в международной конференции, организуемой Университетом Арнхейма и Наймегена в ноябре 2009 г. Пленарные доклады первого дня были посвящены сравнительному исследованию моделей арт-терапевтической практики в России, Великобритании и Латвии (Наталья Назарова), истории, современному состоянию и перспективам развития арт-терапии в контексте актуальных социокультурных тенденций (Александр Копытин), а также сравнению художественного образования и арт-терапии (Хелен Шульд). Далее состоялись выступления Богдановой Татьяны («Профилактика и коррекция стоматофобий у детей дошкольного возраста методами арт-терапии»), Зоткиной Елены («Применение арт-терапии в психоонкологии»), Степановой Ольги («Интермодальная терапия искусством с использованием музыки, движения и фотографии в работе детско-родительской группы в условиях специализированного детского сада»), Свистовской Елены («Случай индивидуальной арт-терапии с подростком из дисфункциональной семьи»), Герды де Вриес («Применение фотографии в реабилитационной работе с пациентами с органическими психическими расстройствами»). Мастерские первого дня конференции были посвящены цветовой психологии и терапии шедеврами искусства (Элькин Владимир), технике проведения арт-терапевтического занятия с пациентами с пограничным личностным расстройством (Франс Шуурманс и Джерни Троммель) и танцевальной импровизации (Русских Марина) В начале второго дня конференции были представлены доклады Левиной Марины («Опыт арт-терапевтической работы фонда «Родительский мост» в подготовке потенциальных усыновителей»), Берегулиной Лидии («Арт-терапия с геронтопсихиатрическими пациентами в условиях психиатрической больницы Николая Чудотворца Санкт-Петербурга»), Ефимова Петра и Новиковой Лилии («Занятия театральным творчеством в условиях реабилитационного центра психоневрологического диспансера»), Шереметовой Светланы («Театр марионеток в групповой интерактивной арт-терапии с пациентами отделения неврозов и психотерапии НИИПНИ им. В.М. Бехтерева») и Белозеровой Галины («Применение мультимодальной арт-терапии в процессе реабилитации детей с ограниченными возможностями»). Зоткина Елена затем провела мастерскую «Работа с голосом с использованием мультимодальной терапии искусством», Владимирова Надежда - мастерскую «Исцеляющее путешествие с гармоническими фоторядами», Яковчик Людмила - мастерскую, посвященную работе с энергией цвета, Андреева Татьяна и Щербаков Михаил - мастерскую с использованием старинных женских костюмов, музыки и фотографии (фотосалон «Русская красота»). В последний день конференции прозвучал доклад Богачева Олега («Групповая арт-терапия с ВИЧ-инфицированными пациентами: из опыта работы Центра профилактики и борьбы со СПИД») и были проведены две мастерские - посвященные медитативным техникам на основе с использованием рисунка и фотографии (ведущий - Алексей Будза) и креативным техникам, применяемым в рамках педагогических мастерских (Белова Надежда). Затем участники конференции перешли к подведению ее итогов и обсуждению путей интеграции арт-терапевтического сообщества России. При подведении итогов было, в частности, отмечено, что конференция продемонстрировала проникновение арт-терапии и иных направлений терапии искусством в самые разные области их практического применения, накопление отечественными специалистами ценного практического и исследовательского опыта (связанного с работой с детьми и подростками с эмоциональными и поведенческими расстройствами и нарушениями в развитии, взрослыми с психиатрической патологией, невротическими и связанными со стрессов расстройствами, соматическими заболеваниями, пожилыми и престарелыми гражданами с геронтопсихиатрической патологией, ВИЧ-инфицированными и наркозависимыми и др.). Конференция подтвердила некоторые особенности отечественного арт-терапевтического сообщества, а именно:
Представленные в рамках конференции доклады и мастерские указывают также на преимущественно эмпирический характер терапии искусством в России, хотя в ряде выступлений также были отражены результаты прикладных и теоретических исследований. Во время обсуждения путей интеграции и организации арт-терапевтического сообщества России участники круглого стола отметили необходимость продолжения и наращивания деятельности арт-терапевтического сообщества России. Прозвучали предложения о необходимости большего внимания к вопросам организации и менеджмента, контактам с властными структурами и проведению PR-акций (Алексей Будза, Инга Борщевская), активизации работы по привлечению финансовых средств для поддержки различных проектов, усилению сотрудничества с партнерскими организациями, в том числе, теми, которые развивают отдельные направления терапии искусством (Ирина Орлова), формированию инициативных групп и развитию организованной деятельности в регионах (Илья Коваленко и Александр Копытин), созданию в рамках Ассоциации комитетов, занимающихся разработкой и курированием проектов, связанных с разными областями арт-терапевтической практики (медицина, образование и др.) и категориями клиентов (Наталья Назарова). В качестве одной из неотложных задач назван сбор уточненной информации о членах Арт-терапевтической ассоциации и издание соответствующего каталога, дающего большие возможности для установления контактов между членами. Франс Шуурманс сослался на деятельность Арт-терапевтической федерации Нидерландов, отметив, в частности, важную организующую роль общественных организаций и распространения ими профессиональной информации. Он также подчеркнул важную роль арт-терапевтических исследований, в инициировании и распространении результатов которых важную роль могут играть общественные профессиональные объединения. Александр Копытин высказал мнение о том, что до тех пор, пока арт-терапия рассматривается лишь как прикладной инструмент или набор техник, даже при достаточности финансовых ресурсов и профессиональном менеджменте существование любой социальной инициативы вряд ли будет долговечным. Важным условием развития арт-терапевтического сообщества является наличие методологии, осознанность профессиональных позиций и мотивов деятельности (прихода в арт-терапию). Он также подчеркнул, что само существование общественного объединения основано на демократических принципах, добровольности участия в его деятельности, равенстве и ответственности членов, а потому каждый член Арт-терапевтической ассоциации может проявлять инициативу и вносить свой вклад в развитие арт-терапевтического движения, выступая, в том числе, в качестве легитимного представители Ассоциации или посредника в налаживании контактов с государственными структурами и иными общественными объединениями. По результатам дискуссии была составлена и утверждена резолюция, текст которой полностью приводятся ниже. Репортаж подготовил Александр Копытин Резолюция Арт-терапевтическое сообщество Российской Федерации включает специалистов с медицинским, психологическим, художественным, педагогическим и иным образованием, получивших дополнительную подготовку в области арт-терапии* (*в отдельных случаях также - высшее образование в области арт-терапии) и регулярно использующих ее в качестве ведущего метода в своей профессиональной деятельности. Арт-терапия рассматривается как система психологических и психофизических лечебно-коррекционных воздействий, основанных на занятиях клиента изобразительной деятельностью, построении и развитии психотерапевтических отношений. Она может применяться с целью лечения и предупреждения различных состояний болезни, коррекции нарушенного поведения и психосоциальной дизадаптации, реабилитации лиц с психическими и физическими заболеваниями и психосоциальными ограничениями, достижения более высокого качества жизни и развития человеческого потенциала. Арт-терапия тесно связана с клинической практикой. Это определяет приоритетную роль клинических знаний, опору на концепцию биопсихосоциогенеза болезней и состояний психосоциальной дизадаптации при разработке и реализации арт-терапевтических вмешательств. Попытки использовать техники арт-терапии без достаточной клинической подготовки или при отсутствии тесного контакта со специалистами в области психического здоровья, медицинскими работниками во многих случаях могут быть признаны неэтичными и чреватыми причинением клиентам морального и физического ущерба. Арт-терапия также тесно связана с художественной практикой. Хорошее знание специалистом в области арт-терапии возможностей различных художественных материалов и форм художественной практики может способствовать повышению эффективности арт-терапевтических воздействий. Арт-терапевтическая ассоциация ориентирует своих членов, представителей арт-терапевтического сообщества Российской Федерации на систематическое повышение своей компетенции путем прохождения соответствующих программ дополнительного образования и супервизий, соблюдение норм профессиональной этики, систематические занятия художественной практикой, овладение знаниями в области визуальных искусств, подтверждение результатов своей деятельности путем проведения практических исследований. Важнейшими направлениями развития и интеграции арт-терапевтического сообщества Российской Федерации являются:
Учитывая широкую представленность в России интегративного подхода в области терапии искусством, Ассоциация допускает наличие в своих рядах специалистов, использующих разные модальности творческого самовыражения (музыку, движение и танец, драматическое искусство, литературное творчество и др.). В то же время, визуальная модальность рассматривается в качестве основополагающей. Резолюция принята 16 мая 2009 г. участниками 11-ой конференции «Арт-терапия сегодня. Методы арт-терапии в образовании, медицине, социальной работе» |