Новости
|
Прошедшие события
« Все новости
Репортаж о европейском форуме искусства аутсайдеров «Европейская платформа художественных мастерских для людей с проблемами психического здоровья» (Мюнстер, Германия, 31 сентября-4 октября 2009 г.) 10.07.2011 22:38
Данное мероприятие проходило с 31 сентября по 4 октября 2009 г. на базе Алексианеровской психиатрической клиники г. Мюнстера (Германия), превратившейся за последние годы в один из европейских центров развития инновационных форм лечебно-реабилитационной работы, связанных с творческим самовыражением психически больных людей. На базе художественного отделения клиники (называемого «Kunsthaus Kannen»), представляющего собой отдельно стоящее здание с оборудованными художественными мастерскими, выставочным залом, библиотекой книг по изобразительному искусству, архивом художественных работ, были развернуты мини-экспозиции (каждая площадью 2х2 метра). В них размещались художественные работы двадцати четырех учреждений - клиник, реабилитационных и общинных центров, частных художественных мастерских и общественных организаций - поддерживающих изобразительное творчество душевнобольных. Наиболее весомо на форуме были представлены учреждения такого рода из разных городов Германии - Мюнстера, Бремена, Берлина, Гамбурга, Касселя, Кельна, Лейпцига. Было немало участников из других европейских страх: Австрии, Швейцарии, Бельгии, Голландии, Италии, Испании, Люксембурга, Финляндии. Российскую Федерацию представляли три учреждения - клубный дом для психически больных людей и их родственников «Феникс» (Санкт-Петербург), клуб «Изотерра» (Ярославль), фонд поддержки творческих инициатив людей с ограниченными возможностями «Инарт» (Санкт-Петербург). Российские участники подготовили совместную экспозицию, включающую не только работы пациентов, непосредственно работающих на из базе, но и художественную продукцию ряда клиник из других регионов РФ (Оренбургской областной психиатрической больницы, психиатрической больницы св. Николая Чудотворца и психиатрической больницы им. Кащенко Санкт-Петербурга). На фото: Российские участники форума и их коллеги из Украины и Литвы, слева-направо: Ирина Гриценко, Александр Копытин, Татьяна Девятова, Елена Свистовская, Алексей Лебедев, Елена Захарова, Ренате Лушис Напряду с выставкой, в рамках форума были проведены симпозиум и круглый стол, посвященные творчеству аутсайдеров, а также ряд рабочих встреч, связанных с обменом опытом арт-терапевтов и художников, работающих с людьми с «ограниченными возможностями». Благодаря участию большого числа разных организаций были ярко представлены художественно-эстетические достоинства изобразительной продукции больных, а также разнообразие подходов к организации и профессиональному сопровождению их работы. Форум превратился в пространство для диалога, участниками которого выступили не только представители разных профессий (врачи-психиатры, психотерапевты и арт-терапевты, социальные работники, художники, искусствоведы и художественные критики и др.), но и пациенты. Одну из организаций - творческую группу «Titanenweiss» из Касселя - представляли на форме сами пациенты-художники. Организатор форума - Алексианеровская клиника психиатрии и психотерапии г. Мюнстера - является примером последовательной реализации биопсихосоциального подхода, интегрирующего различные виды лечения, психосоциальной и духовной поддержки пациентов. Клиника (главный врач - психиатр и психотерапевт Клаус Тельгер) придает большое значение созданию гуманной институциональной среды, разные элементы которой (включая ландшафт, разные социальные и культурные объекты, расположенные на территории больницы, отношения персонала и пациентов) способствуют наилучшим лечебно-реабилитационным эффектам. Арт-терапия с пациентами клиники проводится сравнительно недавно. Лишь в начале 1980-х гг. в клинике стали внедряться некоторые формы терапии искусством - терапия посредством визуальных искусств (арт-терапия или по-немецки «кунст-терапия») и терапия посредством музыки (музыко-терапия). С середины 1990-х гг. деятельность художественного отделения клиники выходит на новый уровень благодаря строительству для него отдельного здания, формированию коллекции работ пациентов, систематической организации выставок, обмену научно-методической информацией с университетскими центрами, учреждениями здравоохранения и культуры, расположенными в Германии и других странах. К началу 2000-х гг. клиника превратилась в один из европейских центров поддержки искусства в психиатрической среде, Академию аутсайдер-арта, открытую для ценителей данного искусства и уделяющую большое внимание не только каждодневной работе с приходящими в студию пациентами, но и сохранению, описанию и изучению их художественной продукции, ее продвижению на арт-рынок. На фото: Помещение для групповых занятий изобразительным творчеством на базе Алексианеровской психиатрической больницы На фото: Индивидуальное рабочее место для занятий изобразительным творчеством на базе Алексианеровской психиатрической больницы Действовавшая в рамках форума выставка была открыта не только для его участников, персонала и пациентов клиники, но и всех, кто интересуется здоровьесберегающим потенциалом занятий изобразительным искусством, ценителей и коллекционеров произведений аутсайдер-арта. На сегодняшний день в Европе и других частях мира немало людей, которые высоко ценят подобное искусство, приобретают его для украшения собственного дома или создают специализированные коллекции. Как заявила во время торжественного открытия форума руководитель художественного отделения клиники Лиза Инкманн, «...несмотря на длительную и широкую междисциплинарную дискуссию об искусстве аутсайдеров, практические достижения творцов подобного искусства впечатляющи. Неоспорим тот факт, что искусство аутсайдеров в последние несколько десятилетий переживало существенный прогресс. Форум позволяет в этом убедиться. Он также показывает разные проявления этого искусства и подходы к его использованию в целях сохранения психического здоровья в разных частях Европы». Термин «аутсайдер-арт» был впервые использован R. Cardinal (1972) для обозначения творчества людей без какого-либо художественного образования, которые не стремятся к общественному признанию и зачастую имеют более или менее выраженные психопатологические черты. Правомерность определения искусства аутсайдер-арта как преимущественно спонтанного и игнорирующего социальные и художественно-эстетические конвенции не бесспорна. Культурологические определения подобного искусства могут быть отнесены к мифам ХХ века (MacLagan D., 1991). Способствуя выделению подобного искусства в отдельную группу, его сохранению и систематическому изучению, термин «аутсайдер-арт», тем не менее, недооценивает тесную связь между профессиональным и непрофессиональным искусством (включая народное искусство, арт-наив), всегда существовавшую в культуре и еще более усиливающуюся в эпоху постмодерна. Данный термин рассматривается в качестве англоязычного аналога французского понятия art brut, использованного французским художником J. Dubuffet (1949) для характеристики особого рода художественной экспрессии как «грубой», «сырой», не вписывающейся в каноны академического или профессионального искусства. Примечательно, что брутальное искусство, искусство аутсайдеров стало предметом растущего интереса в западном обществе в ХХ веке. Этот интерес был тесно связан с изменением его культурных ориентиров и развитием новых художественных стилей. Настоящий бум искусство аутсайдеров переживает в настоящее время. Создаются многочисленные коллекции произведений такого искусства, проводятся крупные выставки-продажи (например, ежегодная ярмарка аутсайдер-арта в Нью-Йорке - outsider art fair). Форум в Мюнстере охватывал две стороны искусства аутсайдер-арта как социального и художественного явления. Одна из них связана с использованием изобразительного искусства в психиатрической среде в целях оптимизации процесса лечения и реабилитации психически больных людей, другая - с изучением и признанием их творчества в качестве культурного достижения, одной из граней современного искусства. Если первая сторона данного явления больше интересует специалистов в сфере психического здоровья, то вторая - более широкий круг граждан, включая представителей мира искусства, художественных критиков, арт-дилеров, а также людей с определенными художественно-эстетическими предпочтениями. Эти две стороны искусства аутсайдеров связаны с двумя позициями его восприятия, которые не только дополняют друг друга, но и порой могут быть друг другу противопоставлены. Примеров такого противопоставления можно найти немало в истории аутсайдер-арта и арт-терапии. Я в очередной раз убедился в неоднозначности его восприятия представителями разных профессиональных групп и сегментов полипрофессионального сообщества работников психиатрических учреждений во время круглого стола, посвященного разным аспектам искусства аутсайдеров. Его наиболее активными участниками выступили специалисты в области психического здоровья, с одной стороны, и представители мира искусства, с другой стороны: арт-терапевт Руфь Эйман (Германия, Швейцария), психиатр, психотерапевт Александр Копытин (РФ), журналистка и искусствовед Ханна Мелох (Германия), художник и руководитель свободного ателье Вольфганг Сандермейстер (Германия), художник Михаэль Глобиш (Германия). Когда был поставлен вопрос о том, насколько для участников круглого стола важны художественно-эстетические качества работ пациентов, оказалось, что для арт-терапевтов и большинства руководителей студий приоритетными являются не столько художественно-эстетические результаты деятельности больных, сколько позитивные изменения в их мироощущении и социальном функционировании. Для художников, курирующих деятельность больных, а также коллекционеров и ценителей аутсайдер-арта на первом месте стоят художественно-эстетическое качество работ, оригинальность и яркость авторского стиля, общественный вес и значение работ того или иного художника в определенном социокультурном контексте. В ряде случаев даже арт-терапевты и руководители студий, попадая под влияние актуальных культурных тенденций, начинают активно поддерживать и развивать художественно-эстетическую выразительность работ больных, тем самым, формируя их художественную идентичность. Однако, в некоторых случаях, ведя активную творческую жизнь, не только рисуя, но и участвуя в выставках и аукционах, душевнобольные испытывают повышенную психологическую нагрузку. Как рассказал руководитель известной арт-студии и галереи «Herenplaats» в Роттердаме Фриц Кроннерт, некоторые пациенты встают на путь активного творческого самоутверждения на арт-рынке. Они не ограничиваются помощью сотрудников студии, но пытаются проявлять все большую самостоятельность, что не всегда благоприятно отражается на их психическом состоянии. Неоднозначность восприятия искусства аутсайдеров проявилась в ходе симпозиума, на котором выступали представители мира искусства, арт-терапевты и психиатры. В своем выступлении Лиза Нидерейтер, арт-терапевт с опытом работы в психиатрических учреждениях, ведущая курса по эстетике и коммуникации на факультете социальной работы в Университете Дармштадта, затронула такие вопросы, как определение границ аутсайдер-арта как художественного явления и его интеграция в контекст современного искусства. Она также коснулась этических проблем, связанных с публикацией произведений аутсайдер-арта и их продвижением на арт-рынок. Психиатр, психотерапевт, основатель и главный консультант клиники психиатрии, психотерапии и психосоматики Хейденхейма, коллекционер аутсайдер-арта Вольфрам Фойгтландер рассказал о том, что его привлекает в творчестве аутсайдеров, и каким образом клиницисты могут использовать творческую продукцию своих пациентов. Он, в частности, подчеркнул важную роль арт-терапевтов в процессе лечения больных с разными психическими расстройствами, и то, что психиатры с психотерапевтической подготовкой и знанием визуальных искусств могут достаточно успешно реализовать некоторые формы арт-терапии. В своем выступлении директор парижской художественной галереи, коллекционер искусства ар брю, публицист и активный популяризатор такого искусства Кристиан Берст обратил внимание на стремительный рост за последние годы продаж и стоимости произведений аутсайдер-арта во всем мире. В этих условиях декларировавшиеся ранее отличительные особенности такого искусства (игнорирование аутсайдерами рыночной конъюнктуры и их равнодушие к существующим в обществе формам изобразительного искусства) представляются трудновыполнимыми, поскольку аутсайдеры неизбежно начинают испытывать на себе все более сильное влияние социума. Искусствовед и психолог, научный консультант коллекции Г. Принцхорна в г. Гейдельберге, директор музея «Lagerhaus» в г. Сен-Гален (Швейцария) Моника Ягфельд поставила вопрос о том, насколько необходимо создание специализированных музеев аутсайдер-арта, и какую роль такие музеи могут играть в пропаганде этого искусства, его интеграции в современный культурный процесс. В качестве примера музея искусства аутсайдеров и наивистов она привела музей в г. Сен-Гален, который специализируется на швейцарских представителях аутсайдер-арта. В результате общения с участниками форума и сотрудниками Алексианеровской клиники нам удалось выяснить, что «сопровождением» пациентов во время их занятий изобразительным искусством на базе студий в Германии и многих других странах континентальной Европы занимаются не только арт-терапевты, но и эрготерапевты и художники. При этом роли и функции данных специалистов в процессе их взаимодействия с пациентами существенно различаются. Деятельность арт-терапевтов нередко (в особенности, при работе с более сохранными больными, проходящими лечение на базе острого и психотерапевтического отделений клиники) напоминает деятельность психотерапевтов. В зависимости от состояния пациента, арт-терапевты могут уделять время обсуждению его художественных работ в контексте его личности и терапевтической динамики, использовать те или иные изобразительные техники в целях достижения наилучших лечебных эффектов. Эрготерапевты используют изобразительное творчество пациентов как средство их занятости, обращают особое внимание подбору тех материалов и видов изобразительной деятельности, которые поддерживают и развивают их практические навыки. Они также в некоторых случаях могут заниматься обучением пациентов тем или иным техническим приемам, связанным с художественным творчеством. Художники не касаются психологических аспектов творчества больных. Их функции заключаются в поддержке интереса пациентов к занятиям изобразительным творчеством, формировании у них своего изобразительного стиля и достижении более высоких творческих результатов. Несмотря на различия в профессиональных функциях всех этих специалистов и понимании ими частных задач применения с пациентами изобразительных средств, каждый из них вносит свой вклад в лечение и реабилитацию людей с проблемами психического здоровья. Мы заметили, что арт-терапевты более активно работают с пациентами с пограничными расстройствами и перенесшими острые психотические состояния, в то время, как художники занимаются сопровождением пациентов с хроническими психическими расстройствами, имеющими серьезные нарушения коммуникации и познавательной деятельности (хроническая шизофрения, аутизм, деменция). Эрготерапевты же в равной степени активно работают как с той, так и другой категорией больных. Знакомство с деятельностью участников форума показало наличие ряда проблем, связанных с организационно-финансовой стороной их работы. Особенно остро эти проблемы стоят для тех студий, которые работают самостоятельно и не имеют постоянных источников финансирования. Некоторые художественные ателье, в особенности те из них, которые существуют, главным образом, за счет грантов или продажи собственной продукции, вынуждены ориентироваться на общественные вкусы и уровень спроса на ту или иную художественную продукцию в обществе. Они находятся под большим «давлением» со стороны рынка и должны находить для работ пациентов соответствующую нишу или проявлять изобретательность, создавая новую, оригинальную продукцию. Так, одна из участниц форума, арт-студия «Die Maler» из Гамбурга, представляющая собой творческий союз профессиональных художников и психически больных людей без какого-либо художественного образования, увлеченно занимающихся изобразительным творчеством, в последние годы не только участвует в различных художественных выставках и аукционах, но и стремится выпускать новые виды художественно-полиграфической продукции, в частности, паззлы, созданные на основе картин пациентов. Другая арт-студия, действующая при психиатрической клинике Шарите в Берлине («Offenes Atelier») недавно реализовала новый, коммерчески-ориентированный проект, связанный с изданием колоды игральных карт на основе художественных работ душевнобольных. В настоящее время карты поступили в продажу через сеть книжных и сувенирных магазинов. Реализуемые подавляющим большинством участников форума варианты организации творческой деятельности пациентов можно отнести к так называемому свободному ателье или арт-терапевтической студии. Данные варианты характеризуются тем, что приходящие в арт-студию пациенты занимаются теми видами художественной практики и используют те изобразительные материалы, которые представляются им наиболее интересными. Они сами выбирают для себя темы для творчества. Их деятельность протекает в достаточно свободном формате. Обучение изобразительному искусству во время занятий пациентов в студии обычно не проводится. Хотя работающие при студиях художники и арт-терапевты могут знакомить пациентов с некоторыми техниками, акцент делается на свободном творческом самовыражении в присущей каждому больному манере. Свободное ателье как форма организации творческой деятельности пациентов в наибольшей мере оправдана в том случае, когда у них имеется достаточно высокий, длительный интерес к изобразительному творчеству. Несмотря на наличие хронического душевного заболевания или нарушений в психическом развитии, стойкие, связанные с органическими изменениями головного мозга либо эндогенным процессом нарушения психической деятельности, некоторые пациенты проявляют такой интерес и достигают творческих успехов. Ведущими механизмами психологической и личностной стабилизации при такой форме организации изобразительной деятельности пациентов выступают отвлекающие, седативные, активизирующие, экспрессивно-катарсические и некоторые другие компоненты процесса изобразительной работы. Важную роль могут играть факторы психологической и социальной поддержки пациентов путем их сопровождения в ходе занятий персоналом студии (художниками, арт-терапевтами, эрготерапевтами), общения друг с другом, участия в выставках и продажах работ, формирования социальной сети единомышленников и творческих студий с более-менее систематическими контактами занимающихся творчеством пациентов с ценителями их искусства, общественностью. Данная форма организации творческого досуга больных была характерна для начального этапа развития арт-терапии в среде психиатрических учреждений, то есть, преимущественно в 1940-1960-е гг. Работа свободных ателье отражена в публикациях таких пионеров западной арт-терапии, как А. Хилл (Hill А., 1945), Лидьятт (Lyddiatt Е., 1971), А. Адамсон (Adamson Е., 1984). В дальнейшем в тех странах, где сформировалась профессиональная арт-терапия (США, Великобритания), получили активное развитие иные формы работы, в том числе, так называемая групповая интерактивная арт-терапия, сочетающая элементы изобразительного творчества участников занятий с групповой психотерапией (Копытин А.И.. 2003; Waller D., 1993). В 1960-1970 гг. были предприняты первые опыты по внедрению арт-терапии в деятельность амбулаторных психиатрических учреждений. Бурное развитие психофармакологии, сокращение сроков стационарного лечения в этот период стимулировало развитие арт-терапии в виде короткого курса. При этом некоторые арт-терапевты для того, чтобы интенсифицировать процесс лечения, шли по пути объединения студийного подхода с элементами динамического (Allen P., 1995; Killick К., 1996). В дальнейшем некоторыми специалистами были сделаны попытки использовать сочетание студийного и динамического подходов на разных этапах лечебно-реабилитационного процесса, в том числе, с пациентами с острыми психическими расстройствами (Луззатто П., 2001, McClelland S., 1992, Filip C., 1994). Развитие арт-терапии в таких странах, как Великобритания и США и ее сближение с методами психотерапии привели не только к фокусировке специалистов на клинических «мишенях» и более активному применению терапевтических факторов, связанных с коммуникацией и обратной связью, но и к определенному выхолащиванию художественно-эстетических элементов арт-терапевтического процесса. В настоящее время в этих странах арт-терапевты, как правило, не занимаются организацией выставок и продвижением работ пациентов на арт-рынок. Этические нормы и стандарты профессиональной деятельности этому препятствуют. Некоторые профессиональные организации, такие, например, как Британская ассоциация арт-терапевтов, выработали весьма жесткие нормы допуска к оказанию арт-терапевтических услуг в своей стране. Они контролируют рынок этих услуг и, как правило, препятствуют участию лиц, не имеющих специальной арт-терапевтической подготовки (в том числе, художников), в процессе лечения и реабилитации пациентов на основе их изобразительного творчества. Благодаря участию в форуме мы смогли убедиться в том, что формы организации занятий пациентов творчеством в целях их лечения и социальной интеграции могут быть более разнообразны, чем это диктует логика мышления профессиональных арт-терапевтов. Во многих случаях занятия пациентов в свободном ателье, в том числе, в тесной кооперации с художниками, могут давать хорошие творческие и социальные результаты и сопровождаться достаточно выраженной психологической стабилизацией пациентов. Особенно значительным нам показался потенциал свободных ателье применительно к амбулаторным условиям. В отличие от ранних форм студий в психиатрической среде, действовавших на базе крупных психиатрических больниц и рассчитанных на пациентов с длительными и практически неограниченными сроками госпитализации, многие студии-участники форума представляют собой такое творческое пространство, которое максимально приближено к жизни пациентов за пределами клиник. В этом случае студия выступает одним из факторов их социальной интеграции и в силу большей открытости социуму и культуре, направленности на включение творческой продукции больных в современный художественный рынок по-своему и подчас весьма эффективно служит делу реабилитации психически больных людей и преодолению их клеймения. Интересным показался опыт еще одного участника форума - арт-мастерской и гостевого дома для выписавшихся из стационара психически больных «Durchblick e.V.» из Лейпцига. Переживающие трудности социальной адаптации после выхода из больницы пациенты имеют возможность не только вместе обустраивать свой быт и брать на себя ответственность за свою жизнь (под контролем социальных и медицинских работников), но и совместно заниматься творчеством. Жители гостевого дома работают в художественной мастерской, нередко реализуют ландшафтные проекты, создают инсталляции и художественные росписи в городской среде, исполняют групповые перформансы. Форум показал богатые возможности арт-терапии и такой ее формы, как свободное ателье, в работе с людьми с проблемами психического здоровья. Варианты работы на базе ателье могут быть весьма разнообразными и допускающими участие пациентов с разными психическими расстройствами и с разными коммуникативными и познавательными возможностями. Ателье является такой формой организации творческой работы пациентов, которая создает условия для полноценной художественной практики, более тесной кооперации арт-терапевтов с художниками и другими представителями мира искусства (художественными критиками, кураторами выставочных проектов), достижения не только значимых терапевтических и реабилитационных эффектов, но и создания качественной изобразительной продукции. Эта продукция может быть предъявлена обществу, стать частью современного культурного ландшафта, служить изменению отношения общества к людям с проблемами психического здоровья, преодолению их клеймения (Гаврилов В.В., 2005; Копытин А.И., 2007; Thomashoff H.O., Kopytin A., Sukhanova E., 2009).
Литература: Гаврилов В.В. (2005) Арт-терапия и экспо-терапия // Искусство аутсайдеров: путеводитель (под ред. В.В. Гаврилова). Ярославль: Иные, С. 76-80. Копытин А.И. (2003) Руководство по групповой арт-терапии. СПб.: Речь. Копытин А. И. (2007) «Диалог» с изобразительным искусством психически больных людей как инструмент дестигматизации // Журнал неврологии и психиатрии. Том 107, №12, С.71-77. Луззатто П. (2001) Краткосрочная арт-терапия в остром психиатрическом отделении // Практикум по арт-терапии (под ред. А. И. Копытина). СПб.: Питер, С. 231-247. Adamson E. (1984) Art as healing. London: Coventure. Allen P. (1995) Coyote comes in from the cold: the evolution of the open studio concept // Art Therapy. Vol. 12, №3, P. 161-166. Cardinal R. (1972) Outsider art. London: Studio Vista. Dubuffet J. (1949) L'art brut prefere aux arts culturels. Paris: Rene Drouin. Filip C.A. (1994) The value inherent in a single session of art therapy // American Journal of Art Therapy. Vol. 33, August, P. 12-25. Hill A. (1945) Art versus illness. - London: Allen and Unwin. Killick K. (1996) Unintegration and containment in acute psychosis // British Journal of Psychotherapy. Vol. 13, №2, P. 232-242. Lydiatt E.M. (1971) Spontaneous painting and modeling. London: Constable. MacLagan D. (1991) Outsiders or insiders? The myth of primitivism - perspectives on art. London: Routledge. McClelland S. (1992) Brief art therapy in acute states: a process-oriented approach // Art therapy: a handbook (eds. D. Waller and A. Gilroy). Buckingham: Open University Press, P. 123-136. Thomashoff H.O., Kopytin A., Sukhanova E. (2009) How to overcome psychiatric stigma through art // Advances in psychiatry (eds. G. Christodoulou, M. Jorge, J. Mezzich). BETA Medical Publishers: Athens, P. 223-236. Waller D. (1993) Group interactive art therapy. London: Routledge.
Репортаж подготовил А.И. Копытин (впервые опубликовано в международном журнале арт-терапии «Исцеляющее искусство», 2009, Том 12, № 3, С. 4-15) |