Новости
|
Прошедшие события
« Все новости
Репортаж о 10-ой (юбилейной) ежегодной конференции «Арт-терапия сегодня. Методы арт-терапии в образовании, медицине, социальной работе» (Санкт-Петербург 17-18 мая 2008 г.) 10.07.2011 22:34
Данная, уже десятая по счету ежегодная конференция, организуемая Арт-терапевтической ассоциацией, на два для вновь стала площадкой для обмена профессиональным опытом и получения новых, ярких впечатлений, связанных с общением с коллегами, участием в творческих мастерских, пребыванием в атмосфере майского Санкт-Петербурга. В первый день мероприятия конференции проходили на базе Санкт-Петербургской государственной академии постдипломного педагогического образования, являющейся на сегодняшний день одним из ведущих в Российской Федерации центров арт-терапевтического образования. Местом для проведения мероприятий второго дня выступил центр дополнительного образования «Китеж», активно развивающий ряд инновационных проектов для детей и молодежи, основанных на использовании разных форм творческого самовыражения и тесно связанных с фольклорной традицией. Важное место в рамках данной конференции было отведено психотерапевтической фотографии и ее применению в контексте арт-терапии. Первый день конференции открыли доклады по данной тематике - Влады Свенцицкой «Применение фотографии в процессе групповой арт-терапии с пациентами специализированной психиатрической больницы с интенсивным наблюдением», Олега Богачева «Элементы фототерапии в арт-терапевтической работе с наркозависимыми в ремиссии», Алексея Будзы «Процесс фототерапии с точки зрения дзэн-буддисткой практики». В фойе Академии была также развернута выставка фоторабот Надежды Владимировой и Влады Свенцицкой. Первая является слушательницей программы последипломной переподготовки по арт-терапии при Академии постдипломного педагогического образования. В процессе прохождения программы, осваивая различные формы современного изобразительного искусства, Надежда стала увлеченно заниматься фотографией и даже нашла свой оригинальный авторский метод, названный ею «Гармонические фоторяды». По мнению Надежды Владимировой, «фоторяды интегрируют в себя признаки фотографии с ее временными срезами пространства предметов и явлений и признаки кинематографа с его временным или смысловым развитием сюжета, движением предметов в пространстве...Фоторяды позволяют в лаконичной форме показать художественные и смысловые связи между отдельными узловыми изображениями...Фоторяды позволяют выразить то, что недостижимо другими художественными средствами, они позволяют увидеть невидимое, прикоснуться к неосязаемому, выразить невыразимое, сжать время, расширить пространство» (выдержка из аннотации к выставке работ Н. Владимировой). Влада Свенцицкая уже в течение нескольких лет увлеченно занимается фотографией. Так же, как и Н. Владимирова, она испытала повышенный интерес к занятиям фотографией в процессе обучения на двухгодичной программе последипломной переподготовки по арт-терапии (2002-2004 гг.). Выставки ее фоторабот сопутствовали ряду арт-терапевтических мероприятий, в том числе, международного уровня. Выступления с фототерапевтической тематикой сменили доклады секции «Арт-терапия в психиатрии и клинике пограничных состояний» - Лидии Берегулиной о применении групповой арт-терапии в психиатрической больнице Николая Чудотворца Санкт-Петербурга и Эгель Ольги - о дальнейшем развитии социальной инициативы «Иновидение». Наиболее насыщенной докладами явилась секция «Арт-терапия детей и подростков. Арт-терапия в образовании», в рамках которой состоялись выступления Натальи Назаровой («Потенциал фольклора в арт-терапевтической работе с детьми и молодежью»), Светланы Радьковой («Арт-терапия как средство профилактики профессиональной деформации педагогов»), Александра Куманенко («Применение арт-терапии в рамках социально-психологического тренинга толерантности в школе»), Татьяны Степановой («Интегративная терапия искусством с дошкольниками с психосоматическими заболеваниями»), Елены Свистовской («Краткосрочная арт-психотерапия с детьми и подростками с поведенческими и эмоциональными нарушениями»), Натальи Сучковой («Арт-терапевтическое сопровождение ребенка с нарушением слуха и зрения. Особенности взаимодействия»). Все эти выступления подтвердили высокую востребованность арт-терапии в качестве инструмента коррекционной, развивающей, профилактической и реабилитационной работы с детьми и подростками, в том числе, проводимой в различных образовательных учреждениях, а также то, что специалистами нашей страны за последние годы накоплен немалый и подчас уникальный опыт, нуждающийся в распространении, популяризации и исследованиях. Во второй половине первого дня конференции проводились мастерские инновационной художественной и арт-терапевтической практики. Владимиром Элькиным была проведена мастерская музыкальная терапия, а Еленой Зоткиной - мастерская, посвященная полимодальному подходу при работе с голосом. Роли современного искусства в арт-терапевтическом процессе и участию представителей художественного авангарда в различных проектах социотерапевтической направленности были посвящены творческие мастерские Елизаветы Морозовой («Использование перформанса в арт-терапии») и Натальи Першиной-Екиманской и Ольги Егоровой («Метод «Фабрика найденной одежды»»). Так же, как и приуроченная к конференции выставка фоторабот, последние две мастерские стимулировали участников конференции к осмыслению места новых медиа и стратегий современного искусства в развитии новых форм арт-терапевтической практики. Благодаря мероприятиям второго дня, связанным со здоровьесберегающими возможностями фольклорной традиции, участникам конференции была предоставлена прекрасная возможность осмыслить связь прошлого и будущего, тех форм художественной практики, которые связаны с традиционным укладом жизни, с одной стороны, и того, что связано с постмодернистским, информационным обществом, с другой стороны. Специалисты центра дополнительного образования «Китеж» Приморского района Санкт-Петербурга организовали интересную экскурсию по его различным мастерским, где ребята занимаются художественной обработкой янтаря, изготовлением кукол, плетением из лозы, ткачеством, гончарным делом, обработкой дерева и многими другими интересными творческими практиками на основе традиционных ремесел. Примечательно также, что в последние годы Центр превратился в экспериментальную площадку для изучения здоровьесберегающих возможностей искусства и методов арт-терапии. На его базе под руководством сотрудников факультета психологии Академии постдипломного педагогического образования осуществляются научные исследования. Сотрудники и гости Центра также провели ряд интересных мастерских: Анна Панфилова - мастерскую, посвященную методу тематического иллюстративного рисования, Елена Старовойтова - мастерскую по этнокуклотерапии, а Елена Триль представила авторскую технику изготовления кукол. Десятая ежегодная конференции Арт-терапевтической ассоциации подарила ее участникам много ярких, наполненных чувствами и мыслями, моментов и показала, что арт-терапевтическое сообщество России и стран ближнего зарубежья активно развивается: методы арт-терапии внедряются в самые разные области практического применения, формируются оригинальные авторские приемы и программы, повышается профессиональный уровень специалистов в области арт-терапии, активизируются научные разработки. Репортаж подготовил А.И. Копытин |