Новости
|
Прошедшие события
« Все новости
Репортаж о конференции «Арт-терапия и свободное ателье в психиатрии» (Мюнстер, Германия, 24-26 мая 2001 г) 10.07.2011 22:25
Конференция была организована Алексианеровской психиатрической больницей г. Мюнстера (Германия), ее художественным ателье под названием Kunst Haus Kannen. Большая заслуга в организации конференции принадлежит главному врачу больницы Клаусу Тельгеру, ее управляющему Людгеру Юткейту и руководителям ателье Лизе Инкманн и Ильке Рюкелейн. Хотя Алексианеровская больница давно занимает достойное место в ряду лечебных учреждений Германии и гордится своими нововведениями, столь масштабное мероприятие как международная конференция было организовано ею впервые. Отчасти это связано с открытием осенью прошлого года нового здания художественного ателье с выставочным залом, благодаря чему пациенты больницы получили дополнительные возможности для занятий художественным творчеством. Были созданы предпосылки и для активизации выставочной работы и проведения иных публичных мероприятий. Нам посчастливилось принять участие в конференции благодаря налаженному с 1999 г сотрудничеству с больницей и ее художественным ателье. Помимо конференции, в дня ее работы и в последующие полтора месяца выставочный зал больницы стал местом проведения масштабной выставки под названием «Мой дом - мое сердце», на которой свои работы представляли более трех десятков душевнобольных художников из разных стран мира (Германии, Франции, Нидерландов, Великобритании, Польши). В экспозицию были также включены несколько рисунков самодеятельной художницы из Санкт-Петербурга Марины Батюк. Программа конференции включала множество докладов и мастерских. Большинство докладчиков представляли разные лечебные учреждения, социальные программы для душевнобольных и учебные заведения, на базе которых осуществляется подготовка арт-терапевтов, такие как Кельнский, Бременский и Мюнхенский университеты. Учитывая богатый опыт Германии в использовании с целью лечения и реабилитации душевнобольных такой формы работы как художественное ателье, можно было ожидать, что заметное место в программе конференции займут доклады об использовании именно этой формы работы. Так и произошло, однако, наряду с этой, ставшей уже традиционной формой художественной работы с психиатрическими пациентами, конференция отразила и опыт применения целого ряда инновационных подходов к лечебно-реабилитационному использованию художественного творчества пациентов. Большинство докладов имело практическую направленность, хотя имелись выступления концептуального характера. В первый день конференции, после приветствий главного врача больницы Клауса Тельгера, бургомистра Мюнстера Фрица Крюгера и Лизы Инкманн, состоялся ряд докладов. Профессор Кельнского университета Барбара Викельхаус рассказала об основных функциях художественного ателье для душевнобольных. Руфь Хампе из Бременского университета коснулась метафорического содержания включенного в название выставки слова "дом", рассмотрев его с позиций глубинной психологии и подчеркнув при этом то значение, которое оно несет для психиатрических пациентов, вынужденных во многих случаях значительную часть своей жизни проводить в психиатрических учреждениях. После обеда Карла ван дер Верф рассказала о своем опыте работы в течение 14 лет в качестве руководителя художественного ателье психиатрической больницы им. Анри Герена в Перрефо (Франция). Выступление Томаса Менга было посвящено работе ателье еще одной психиатрической больницы Мюнстера. Вечером того же дня состоялось открытие выставки «Мой дом - мое сердце», после чего профессор архитектуры Экхарт Бергманн рассказал о расположенном недалеко от Мюнстера в г. Лемго знаменитом доме Юнкера - художника-авангардиста, построившего этот ныне являющийся музеем дом по своему оригинальному проекту как место для жизни и творчества. Дом Юнкера, вместе с находящимися в нем и выполненными его создателем фресками и мебелью, воплотил в себе самые разнообразные культурные влияния и рассматривается в настоящее время как один из ярких примеров аутсайдер-арта. 25 мая, в первой половине дня состоялись выступления Штеффи Урбас (художественная студия г. Нуртингена), посвященное арт-терапевтической работе с душевнобольными, а также Ингольда Кирша (социальный проект для душевнобольных г. Баерна) и Руфь Ееманн, которая в течение ряда лет сотрудничала с единственным в своем роде знаменитым "Живым музеем", созданным на базе Криадмурского Психиатрического центра Нью-йорка. Она рассказала об этом музее и показала некоторые фрагменты фильма о его художниках. "Живой музей" является не только экспозиционным пространством, но и местом для творческой работы душевнобольных художников. Отличие "Живого музея" от многочисленных художественных ателье для душевнобольных заключается в стремлении его руководителей создать для них иную социальную среду, способствующую формированию у больных новой, творческой идентичности. Во второй половине для состоялись несколько мастерских и семинаров, в том числе, и два наших выступления: одно - о деятельности Арт-терапевтической ассоциации, связанной с внедрением разных форм арт-терапевтической работы в психиатрические учреждения, другое - о результатах проведенного ассоциацией изучения формальных особенностей психопатологической экспрессии. Ведущими других мастерских являлись Титус Граб, Сабина Гебирц и Ерн Шассмунд (художественная школа-ателье для душевнобольных г. Ганновера), Хельмут Шатр (центр социальной психиатрии г. Рейблик), Сюзанна Люфтнер (проект «Kunst-Praxis», г. Соест), Сабина Штанге (художественное ателье г. Касселя), Элизабет Гибсон (художественная студия для инвалидов г. Глазго, Шотландия), Райнер Эберхардт и Бригита Шмидт (психиатрическая больница Мюнстера), Феликс Зишко и Анжей Коваль (психиатрическая больница им. Бабинского, Краков, Польша). Помимо этого, состоялось выступление театра «Манус», участниками труппы которого являются пациенты Алексианеровской больницы. 26 мая, утром был прочитан доклад проф. Гертруды Шоттенлоер из Академии художеств Мюнхена, после чего итоги конференции подвели Райнер Эберхардт, Гертруда Шоттенлоер, Сабина Штанге, Клаус Тельгер и Карла ван дер Верф. В последний день для участников конференции была также организована экскурсия в г. Лемго с посещением дома Юнкера. Конференция позволила сформировать более целостное представление о достижениях немецких специалистов в области использования художественного творчества пациентов с целью их лечения и реабилитации. Не может не вызывать удовлетворения и тот факт, что работам самодеятельной художницы из Санкт-Петербурга Марине Батюк удалось получить высокую оценку участников конференции и всех тех, кому посчастливилось посетить выставку уже после закрытия конференции. Заметки о ее рисунках в дни работы конференции появились в местных газетах. А наше интервью с рассказом о ее творчестве стало частью документального фильма. Поэтому мы надеемся, и что результатом нашей поездки в Мюнстер будет не только развитие профессиональных и культурных контактов, но и получение самобытными художниками нашей страны новых возможностей для того, чтобы донести свое искусство до зарубежных ценителей и включиться в международные художественные и социальные проекты. Александр Копытин (впервые опубликовано в международном журнале арт-терапии «Исцеляющее искусство», 2001, Том 4, № 3, С. 4-7). |