Новости

Прошедшие события

« Все новости

Репортаж о третьей ежегодной конференции Арт-терапевтической ассоциации «Арт-терапия сегодня» (Санкт-Петербург, 22-25 апреля 2000 г.) 11.07.2011 01:21

22-25 апреля 2000 г. в Санкт-Петербурге прошла очередная ежегодная конференция «Арт-терапия сегодня», организованная Арт-терапевтической ассоциацией. Местом ее проведения явился культурный центр «Пушкинская 10», известный в России и за рубежом бастион современного нонконформистского искусства. Выбор «Пушкинской 10» оказался не случаен. В течение 1999 г. - начале 2000 г. здесь регулярно проходили заседания и семинары Арт-терапевтической ассоциации и были налажены контакты между ее членами и представителями товарищества «Свободная культура» - художниками, искусствоведами, музыкантами, поэтами, базирующимися на «Пушкинской 10». Несмотря на некоторую тесноту и неудобства, связанные с проведением конференции в помещениях галереи «103» и «Техно-арт центра», они вполне компенсировались уникальными достоинствами «Пушкинской 10».

Как и в прошлом году, к конференции была приурочена выставка, организованная Ассоциацией. На сей раз свои работы выставлял московский Музей творчества аутсайдеров - богатейшее в нашей стране и входящее в десятку наиболее крупных в мире собрание произведений аутсайдер-арта. Число выставленных работ - произведений душевнобольных - было невелико, что отнюдь не снижало ценности экспозиции, которая вызвала большой интерес отечественных и зарубежных участников и привлекла внимание СМИ.

Примечательной особенностью конференции этого года явилось то, что она отражала более широкий спектр арт-терапевтических подходов. Наряду с художественной терапией (арт-терапией, в строгом смысле слова), были представлены различные виды терапевтического использования музыки, движения и танца, драматического искусства, голоса, мультимедийные формы современной арт-терапии. Кроме того, традиционные для двух предыдущих конференций доклады были дополнены многочисленными мастерскими. Более разнообразной на сей раз оказалась и география докладчиков и гостей конференции: наряду с петербуржцами, москвичами и представителями других регионов России, в ней участвовали делегаты из Великобритании, Германии, Швейцарии, Финляндии и Латвии. С учетом насыщенности программы (около 30 докладчиков и ведущих мастерских), некоторые мероприятия проводились параллельно, давая гостям конференции возможность выбора.

После кратких приветствий к участникам конференции, сделанных ее организаторами (А. И. Копытиным) и представителями «Пушкинской 10» (С. Ж. Козак) первый день конференции был открыт проблемными докладами, посвященными вопросам арт-терапевтического образования и профессиональной идентичности арт-терапевтов. Фаусто Сергей Соммер (директор Института трансперсональной психологии и арт-терапии, Берн, Швейцария) рассказал о некоторых принципах, реализуемых им при подготовке арт-терапевтов в возглавляемом им институте. Он, в частности, подчеркнул необходимость учета духовных аспектов внутреннего мира студентов и указал на значимость равноправных, партнерских отношений между преподавателями и студентами, способствующих большей ответственности и активности последних, а также использования достижений современной науки и технологии, в частности, некоторых положений современной квантовой физики и биологии и возможностей компьютерной техники, как для формирования мировоззрения студентов, так и осуществления арт-терапевтической работы. Возглавляемый им частный институт, обладая высокой степенью независимости и, в то же время, отвечая общеевропейским критериям арт-терапевтического образования, реализует инновационную модель подготовки специалистов в этой области.

Грэм Дикерсон (ведущий преподаватель курса арт-терапевтической подготовки Университета Дерби, Великобритания) рассказал о своем проекте организации семинаров для дипломированных специалистов в области арт-терапии и представителей других профессий. Основной целью данного проекта является преодоление «одномерного» восприятия отдельных арт-терапевтических направлений, весьма распространенному ныне в связи с преобладанием профилирующего подхода к подготовке арт-терапевтов. Специалисты по арт-терапии зачастую не чувствуют и не понимают возможностей драматического искусства, музыки, движения и танца, также, как и те, кто порознь используют разные виды творческой экспрессии, часто не понимают друг друга. Кроме того, этот проект рассчитан и на представителей других помогающих специальностей (врачей, медицинских сестер, социальных работников), которые порой имеют весьма смутное представление о возможностях арт-терапии. Таким образом, реализация проекта позволила бы всем им получить определенное представление об этих возможностях, участвуя в разнообразных творческих мастерских. Идея данного проекта, впервые родившаяся на международной конференции «Арт-терапия 2000: образование, исследования, политика, практика», проходившей в сентябре 1999 г . в Мюнстере, стала затем предметом активного обсуждения, и в настоящее время Г. Дикерсон пытается ее реализовать. Проведенная им во второй день конференции мастерская продемонстрировала некоторые возможности мультимодальной терапии искусством.

Некоторые проблемы арт-терапевтического образования стали также темой доклада Александра Копытина, поделившегося результатами исследования культурной идентичности отечественных психотерапевтов и психологов. В современной практике подготовки психотерапевтов разных направлений, как известно, заметное место отводится личному анализу и решению психологических проблем обучающихся. При этом, однако, некоторым аспектам внутреннего мира психотерапевта уделяется явно недостаточное внимание. Ссылаясь на результаты использования арт-терапевтических методов с целью исследования культурной идентичности участников авторских семинаров-тренингов, А. Копытин обратил внимание на нередко встречающуюся аморфность и противоречивость их культурного Я, отражающихся на их взаимоотношениях с клиентами. Это дало докладчику основание говорить о целесообразности включения соответствующих семинаров-тренингов в программу подготовки отечественных психотерапевтов нового поколения и необходимости специального обсуждения проблем, связанных с культурными факторами, в современную супервизорскую практику.

Во второй половине дня были проведены две мастерские - Ф. С. Соммера и Ларисы Лагутиной (Институт аналитической психологии, Москва). Первая из них касалась использования ритуала в арт-терапевтической практике, вторая же была связана с применением движения и танца при работе со сновидениями. Кроме того, во второй половине дня прозвучала также серия докладов о диагностических возможностях методов художественной экспрессии.

Татьяна Чередникова (ПНД Фрунзенского района, Санкт-Петербург) рассказала о результатах использования методики цветоструктурирования графических образов. Апробированию этой методики было посвящено ее диссертационное исследование, проведенное на базе НИИ им. В. М. Бехтерева, результаты которого свидетельствуют о ее высоком диагностическом потенциале. Наблюдаемое докладчицей многообразие вариантов цветоструктурирования графических образов позволяет ей говорить о возможности использования методики как для диагностики психопатологических состояний, так и для оценки уровня и динамики развития различных психических функций.

Доклад Елены Свистовской (районная поликлиника г. Кировска, Ленинградская область) был посвящен изложению некоторых результатов пилотажного исследования новой зарубежной рисуночной методики - теста рисования фигуры человека, срывающего яблоко с дерева - в сочетании с арт-терапевтическими шкалами для оценки формальных особенностей изображения. Исследование Е. Свистовской является первой попыткой адаптации этой новой американской методики. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о высокой чувствительности методики к особенностям различных психопатологических состояний, что указывает на целесообразность продолжения начатой работы по ее адаптации.

Татьяна Пахомова (психолог-консультант, ассистент режиссера театра «Комедианты», Санкт-Петербург) рассказала об использовании ею некоторых методов художественной экспрессии в психологическом консультировании театральных актеров, а также результатах проведенного ею исследования особенностей личности театральных работников.

Вечером того же дня состоялось открытие выставки московского Музея Творчества Аутсайдеров, на котором Анна Яркина (научный секретарь музея) и Владимир Абакумов (директор МТА) рассказали об истории создания коллекции и ответили на многочисленные вопросы прессы и участников конференции. Большой интерес их выступление и сама коллекция вызвали у присутствующей на конференции гостьи из Германии Лизы Инкманн, представляющей одно из аналогичных собраний, состоящего из работ душевнобольных, информационной программы «НТВ Санкт-Петербург» и журналистки газеты «Известия». Примеры серьезного, вдумчивого отношения к творчеству душевнобольных, учитывающего не только клинические, но и эстетические достоинства их творчества, так же, как и феномену аутсайдер-арта, в целом, все еще достаточно редки в России. Поэтому знакомство с МТА и его руководителями было важным событием в рамках арт-терапевтической конференции. На присутствующих произвела большое впечатление та увлеченность, с которой сотрудники музея пропагандируют это искусство в нашей стране и за рубежом, возвращая этот интереснейший пласт отечественной культуры из исторического небытия.

Второй день конференции был начат серией докладов, посвященных арт-терапевтической практике. В это же время проходила мастерская (ведущий - Г. Дикерсон) «Мультимодальная арт-терапия», связанная с сочетанным использованием музыки, костюмов, грима, голоса, движения и танца. Арт-терапевтической практике были посвящены доклады Лизы Инкманн (Алексианеровская психиатрическая больница, г. Мюнстер, Германия), рассказавшей о занятиях душевнобольных художественным творчеством и сопроводившей свое выступление показом многочисленных слайдов, Натальи Коваленко (Академия медико-социального управления, Санкт-Петербург), обозначившей общие принципы программы психологического сопровождения беременных с использованием некоторых форм экспрессивной терапии, а также Тамары Зайченко (Департамент федеральной службы занятости населения Санкт-Петербурга), поделившейся опытом использования методов художественной экспрессии при проведении тренингов совладания со стрессом с сотрудниками департамента.

Выступившая затем Ольга Даниленко коснулась некоторых проблемных вопросов влияния культуры на психическое здоровье человека и рассказала о некоторых подходах к лечебно-профилактическому использованию поэзии. Вся вторая половина этого дня была отведена на мастерские: после краткого дидактического вступления Ирина Курис (Школа биоэнергопластики Балтийской академии, Санкт-Петербург) показала возможности так называемого «сакрального танца», использующего некоторые элементы древних танцевальных школ. Татьяна Колошина (Институт Психотерапии, Москва) продемонстрировала некоторые упражнения, связанные с применением театрального грима, а Галина Тимошенко (также Институт Психотерапии, Москва) предложила участникам мастерской воспользоваться техникой работы с марионетками.

Вначале третьего дня конференции трое докладчиц продолжили тему предыдущего дня. Татьяна Ионычева (Центр «Эйдос», г. Тольятти) поделилась опытом использования методов арт-терапии в реабилитации наркозависимых и членов их семей. Не секрет, что опыт применения методов арт-терапии в работе с наркозависимыми еще очень ограничен, поэтому содержательное и богато иллюстрированное выступление Т. Ионычевой вызвало большой интерес.

Выступавшая затем Елена Карпова (доклад подготовлен совместно с Александром Мандельбаумом) из Кабардино-Балкарии рассказала о лечебно-профилактическом использовании музыки в школе. Проводимые ею курсы занятий, на которых, кстати, используются и методы художественной экспрессии, принципиально отличаются от обычных уроков музыки тем, что ставят своей целью активизацию и исследование внутреннего отклика учащихся на музыку и звуки живой природы.

Два следующих доклада были связаны с изложением принципиально новых подходов к лечебно-профилактическому использованию искусства, при обосновании которых применялись некоторые положения и инструментарий современной физики. Так, Алексей Будза (Санкт-Петербург) рассказал об основах метода графической гармонизации личности и затем более обстоятельно познакомил собравшихся с примерами работ, выполненных с использованием данной техники. Виталий Богданович коснулся некоторых результатов использования инфракрасной спектроскопии для изучения эффектов воздействия произведений искусства на человека.

Мастерские третьего дня конференции проводили Владимир Элькин (Институт вирусных инфекций, Санкт-Петербург), продемонстрировавший приемы индивидуального подбора музыки в процессе музыкальной терапии, Владимир Багрунов (Психоакустический шаляпинский центр, Санкт-Петербург), познакомивший присутствующих с некоторыми подходами к лечебному использованию речевого и певческого голоса, а также Нильс Иле и Ингрида Индане (Общество «Аркадия», Рига). При проведении мастерской они использовали направленную визуализацию, маски, движение и танец.

В последний день конференции прошли две мастерские: ведущий одной из них - Андрей Гнездилов - продемонстрировал некоторые способы психотерапевтического использования кукол, колокольного звона и костюмов, а Наталья Коваленко показала одно из упражнений по работе с голосом, применяемое в работе с беременными.

После этого состоялось подведение итого конференции и обмен мнениями. Многие участники, включая зарубежных гостей, отметили неплохой уровень организации конференции и ее особую атмосферу, благоприятствующую профессиональным и личным контактам. Действительно, уровень взаимного интереса участников конференции и активность неформального обмена мнениями и опытом были весьма высоки. Благодаря этому родились несколько интересных проектов, реализация которых станет возможной уже в ближайшее время. Наряду с «Международной мастерской интегративной арт-терапевтической практики», к ним можно было бы отнести планируемый обмен делегациями студентов из разных стран с возможностью более тесного знакомства с зарубежными системами арт-терапевтического образования, проведение мастерских, посвященных современным арт-терапевтическим подходам, новые публикации и иные инициативы. Важным достижением конференции было также заметное сближение арт-терапевтов Москвы и Санкт-Петербурга, делающее возможными разнообразные совместные инициативы в рамках Арт-терапевтической ассоциации. Все это позволяет считать третью ежегодную конференцию «Арт-терапия сегодня» важным форумом, способствующим превращению отечественной арт-терапии в авторитетное психотерапевтическое направление.

 А. И. Копытин