Новости

Прошедшие события

« Все новости

Репортаж о пятой конференции Европейского консорциума арт-терапевтического образования (Мюнстер, Германия, сентябрь 1999)  10.07.2011 21:19

В сентябре 1999 года делегация Арт-терапевтической ассоциации стала участницей крупного международного форума арт-терапевтов в Мюнстере (Германия). Конференция «Арт-терапия 2000: образование, исследования, политика, практика», организованная Европейским консорциумом арт-терапевтического образования, собрала представителей разных арт-терапевтических школ не только Европы, но и всего мира. Особо следует отметить то, что на этом форуме были впервые представлены арт-терапевты некоторых стран Восточной Европы - Словении, Сербии и России. Этот факт был подчеркнут организаторами конференции, как свидетельство встречного движения арт-терапевтических школ Востока и Запада, стремящихся к взаимообогащению и выработке единой методологической и организационной платформы деятельности арт-терапевтов.

Одной из главных тем конференции явилась выработка единых принципов подготовки и практической работы специалистов в области разных форм терапии творчеством - арт, музыко, драма и танцедвигательной терапии - независимо от их принадлежности к той или иной национальной школе. И хотя это в первую очередь относилось к странам, входящим в «Европу без границ», специалисты из других стан и частей планеты, в меру своей интегрированности в единое культурное, экономическое и концептуальное пространство, осознавали актуальность данной темы, что в значительной мере можно отнести и к представителям российской делегации. При всем этом, было бы, наверное, ошибочным представлять данный форум в идиллическом свете. Процесс объединения специалистов в области арт-терапий из разных стран сопряжен с осознанием того, что национальные психотерапевтические школы, являясь продуктом во многом уникального сочетания актуальных для этих стран культурных, социально-экономических и политических факторов, несут в себе тот специфический идейный и духовный "генофонд", который определяет содержание и форму психотерапевтических интервенций, в наибольшей мере отвечающих проблемам людей в той или иной стране, а также характер социального запроса на тот или иной психотерапевтический метод.

Разное качество и степень зрелости национальных арт-терапевтических школ становились все более очевидны для нас по мере того, как мы знакомились с участниками конференции и их выступлениями. Не секрет, что национальные арт-терапевтические школы развивались в разных странах Европы и мира, в целом, далеко не синхронно и выделились в самостоятельное направление в лечебно-реабилитационной и социальной работе далеко не везде. В такой стране, как Великобритания арт, драма и музыкальная терапия являются особыми «вспомогательными медицинскими профессиями», в то время, как во Франции, Италии, Германии и других странах использование соответствующих методов терапии творчеством все еще остается компетенцией врача-психотерапевта или клинического психолога. Это же относится и к нашей стране, где применение этих методов, как и иных видов психотерапевтической работы, в течение длительного времени оставалось прерогативой врачей-психиатров, прошедших усовершенствование по психотерапии. Не вдаваясь сейчас в обсуждение того, насколько оправдано такое положение вещей в интересах граждан, хотелось бы все же подчеркнуть, что российская делегация на конференции состояла из специалистов с разной базовой подготовкой - не только врачей, но и психологов, специалистов в области социальной работы и представителей «мира искусств» - что делало наше восприятие многих вещей более целостным и сбалансированным.

Виды презентаций на конференции были самыми разнообразными и включали пленарные доклады, симпозиумы, мастерские, представления книжных новинок и другие мероприятия. Многообразие тем можно было бы поделить по четырем основным направлениям: образование, исследование, политика и практика.

Арт-терапевтическое образование

Подготовка специалистов в области разных форм терапии творчеством (с использованием визуальных искусств, музыки, драмы, движения и танца и т.д.) осуществляется в различных странах во многом по-разному. Продолжительность программ и качество подготовки варьируют от краткосрочных вводных курсов с минимальным вхождением обучающихся в теорию и практику использования того или иного метода, до полноценных профессиональных программ, рассчитанных на 2-4 года университетской или последипломной подготовки. Требования к исходным навыкам и базовой подготовке обучающихся также различны в разных странах. Лучшие из действующих на сегодняшний день программ подготовки специалистов по терапии творчеством, наряду с освоением теории, предполагают глубокую аналитическую работу обучающихся над своими собственными психологическими проблемами, их участие в индивидуальных и групповых сессиях, а также длительную стажировку в различных учреждениях здравоохранения, образования и социальной сферы. Во многих странах на протяжение последних десятилетий отмечалась тенденция к преимущественной подготовке специалистов в отдельно взятой области терапии творчеством, что, наряду с повышением качества подготовки и ростом профессионализма, привело к определенной «фрагментации» методологии и плохому представлению специалистов о возможностях смежных дисциплин. В качестве противовеса этой тенденции можно рассматривать появление интегративного направления в терапии искусством, предполагающего сочетание разных экспрессивных модальностей. Сформировавшись главным образом в США и Канаде, это направление через открывающиеся центры соответствующей подготовки в последние годы начинает проникать и в страны Европы.

Опыт представителей зарубежных арт-терапевтических школ, нередко прошедших путь профессионального роста и самоутверждения и наконец осознавших ограничения, связанные с узкой специализацией, может быть поучительным для отечественных специалистов, начинающих осваивать арт-терапевтические методы. При разработке отечественных программ в области арт-терапий следовало бы, по-видимому, стремиться к более сбалансированному взгляду на разнообразные формы терапии творчеством и постоянному диалогу между профессионалами, представляющими ее разные направления.

Исследования

Развитие арт-терапевтических методов сопровождается разработкой ее научной парадигмы и повышением требований к качеству исследований, призванных доказать или их лечебно-коррекционные возможности. Обсуждению различных моделей в арт-терапевтических исследованиях были посвящены выступления Янека Дубовски (Университет Хартфордшир, Великобритания), Питера Баукуса и Ульрики Эльбинг (Колледж Арт-терапии г. Нуртингена, Германия), Анны Катанах (Рохемптон-Институт, Лондон), Геральда Грюбера и Иоахима Вейса (онкологический центр Фрейбургского Университета, Германия), Рождера Грейнджера (Лондонский Университет), Катрин Милл Хаген (Университет г. Мюнстера) и других. Янек Дубовски, в частности, рассказал о новых моделях метаанализа формальных и содержательных особенностей рисунков, а также вербальной экспрессии клиента и специалиста в ходе арт-терапии, ставших возможными благодаря накоплению чрезвычайно ценных архивных материалов, содержащих протоколы арт-терапевтических сессий (одно из следствий растущего профессионализма специалистов и высоких требований к ведению соответствующей документации).

В ходе дискуссии, развернувшейся на тему арт-терапевтических исследований, были высказаны сомнения в том, что от практикующих арт-терапевтов следует требовать использования соответствующих научных методов, поскольку это предполагает наличие определенных способностей и владение моделями научного исследования. Практикующий психотерапевт далеко не всегда годится в исследователи, и наоборот. Однако, если учесть, что во многих центрах арт-терапевтического образования обучающиеся обязательно осваивают методы исследований в избранной области деятельности, задача формирования системы корректного (с научной точки зрения) сбора и анализа данных арт-терапевтической работы представляется не столь уж утопической.

Политика

«Политические» вопросы, связанные с арт-терапевтическим образование и практикой, касались таких тем, как вопросы сертифицирования специалистов в области различных форм терапии творчеством, законодательной базы арт-терапевтической деятельности и ее финансирования, прав специалистов и клиентов, лоббирования интересов представителей разных арт-терапевтических специальностей в законодательных органах власти, профессионального признания и регистрации специалистов, влияния идеологии и других тем. При знакомстве с выступлениями делегатов конференции стало очевидно, что политические аспекты арт-терапевтической деятельности лучше всего осознаются специалистами в тех странах, где они стремятся выделиться в самостоятельную профессиональную группу и имеют сложившуюся систему взглядов и ценностей. Доказательством этого было, в частности, выступление Дианы Уоллер, рассказавшей о сложном пути, пройденном британскими арт-терапевтами, для своего признания, а также тех шагах, которые они предпринимают с целью утверждения своей роли в различных социальных институтах. Не случайно, вопросам институциональной динамики и построению оптимальных отношений с руководителями и персоналом разных учреждений здравоохранения, социальной службы и образования в процессе профессиональной подготовки арт-терапевтов в этой стране уделяется большое внимание.

В то же время, политические вопросы звучали в выступлениях представителей новых арт-терапевтических школ, находящихся на этапе первичного самоопределения и признания. Лично мне довелось выступать с докладом о деятельности Российской Арт-терапевтической ассоциации в рамках специального симпозиума, посвященного политике профессиональных объединений арт-терапевтов. Наряду со мной на этом симпозиуме выступали представители Итальянской профессиональной ассоциации арт-терапевтов (Мимма Делла Кагнолетта), Авастрийской ассоциации креативных терапий (Эрнст Виттковски), Нидерландской ассоциации арт-терапии (Иоханнес Юнкер), Британской ассоциации арт-терапевтов (Диана Уоллер). Из прозвучавших выступлений стало ясно, что проблемы, с которыми сталкиваются зрелые и относительно молодые профессиональные объединения арт-терапевтов в разных странах, зачастую являются общими, несмотря на очевидные различия в их культурных и социально-экономических условиях. Так, например, достаточно характерным на начальных этапах профессионального самоопределения арт-терапевтов является конкуренция между их различными группами, стремящимися отстоять свои представления об арт-терапевтических методах и получить наибольшую степень контроля над системой арт-терапевтического образования и практической работой специалистов, что может вести к «дроблению» профессионального сообщества и многолетней, малопродуктивной борьбе за выживание специальности. Заслуживает внимания и проблема аутсайдерства, характерная для сравнительно небольших профессиональных групп (к которым можно отнести представителей разных арт-терапевтических направлений), которые вынуждены оставаться «на обочине» до тех пор, пока не выработают эффективной политической стратегии и тактики. Очевидно, что все эти проблемы актуальны лишь для государств с более или менее развитыми демократическими ценностями, в которых проблемы профессиональных «меньшинств» могут так или иначе находить свое разрешение.

Практика

Вопросам арт-терапевтической практики на конференции было посвящено наибольшее число докладов, симпозиумов, мастерских и иных видов презентаций. В то же время, необходимо отметить то, что многие из них являлись свидетельством растущей интеграции теоретических и практических достижений, продуманной институциональной политики арт-терапевтических объединений и повышающегося качества научных исследований в этой области. Отражая своеобразие национальных арт-терапевтических школ, представленные методы практической работы давали богатые возможности для их сопоставления и анализа. Широкий регистр европейских моделей арт-терапевтической работы был виден, в частности, в первый день конференции, когда на одном из симпозиумов состоялись выступления Элизабет Стоун Мато (Scuola do Arte Terapia, Италия), Миммы Деллы Кагнолетты (президент Art Therapy Italiana), Фаусто Сергея Соммера (Трансперсональный Институт, Берн, Швейцария), Вальдемара Кроля (Бремен, Германия), Марийки Руттен-Сарис (психиатрическая клиника Бедбург, г. Хау, Германия) и Франсис Прокофьев (Великобритания). Все они на примере своей работы с одним из клиентов представили своеобразие принципов и форм праксиса, характерных для тех или иных школ арт-терапии. Глубокие различия в методологии и формах практической работы стали очевидны также во второй день конференции, на симпозиуме, посвященном использованию арт-терапевтических методов в психиатрии. Выступления Анны-Марии Дюбуа, Франсуазы Пекет, Эммануэль Рейно и Элисон Бернард (Франция) и Дианы Уоллер (Великобритания) подчеркивали разные оттенки и качества, присущие методам арт-терапевтической работы с психиатрическими пациентами во Франции и Великобритании. Интересным дополнением этого были экскурсии в психиатрические клиники г. Мюнстера, организованные на следующий день. При этом участники конференции имели возможность познакомиться с работой представителей разных арт-терапевтических направлений и даже поучаствовать в некоторых сессиях наравне с больными. Эти клиники являли собой пример реальных достижений немецкой арт-терапии и системы психиатрического обслуживания, в целом, благодаря которым за последние 15-20 лет удалось существенно повысить качество жизни больных и совершить прорыв в использовании новых лечебно-реабилитационных программ. Посещение клиник, также, как и многие доклады, посвященные вопросам арт-терапевтической практики, были весомыми аргументами в пользу преимуществ полипрофессионального подхода и тесного взаимодействия арт-терапевтов с другими специалистами в их работе с разными категориями клиентов.

Достижения в новых областях практического применения арт-терапевтических методов нашли отражение в выступлениях Кристины Керр (Университет Лонг-Айленда, Нью-Йорк), рассказавшей об использовании арт-терапии с пациентами, страдающими диссоциативным личностным расстройством, Паолы Луззатто (Memorial Sloan Kattering Cancer Center,Нью-Йорк), Чинции Фавары Скакко и Андреа Ди Катальдо (Университет Каталины, Италия), Алиды Герси (Великобритания) об их работе с пациентами, страдающими раком и лейкемией, Сьюзан Хоган (Университет Дерби, Великобритания) об использовании арт-терапевтического подхода в процессе психологического сопровождения беременных, Мишель Вуд (Хартфордширский Университет, Великобритания) о некоторых аспектвах арт-терапевтической работы с пациентами, больными СПИДом, и другие доклады.

Среди актуальных вопросов практической арт-терапии, нашедших отражение на конференции, оказались также проблемы, связанные с использованием кросс-культуральных представлений и работой в мультикультурной и этнически разнородной среде. Этому были посвящены выступления, состоявшиеся в рамках специального симпозиума с участием Дитти Доктер (Хартфордширский Университет, Великобритания), Снежаны Миленкович (Университет г. Нови Сад, Сербия), Яаны Раваттинен (Финляндия), Элизы Поитеван Пачеко (Бразилия), Карла Хормана (Университеты г. Кельна и г. Мюнстера, Германия), Карин Хорстманн (психиатрическая клиника г. Мюнстера, Германия) и некоторые другие.

Европейская интеграция и формирование таких транснациональных профессиональных институтов, как Европейский консорциум арт-терапевтического образования доказывают жизнеспособность тех моделей взаимоотношений между людьми и разными социальными группами, включая и национальные профессиональные сообщества арт-терапевтов, которые, служат предпосылкой утверждения гуманных и высокоэффективных форм психотерапии в новом тысячелетии.

Посещение конференции в Мюнстере, наше участие в обсуждениях и обмене опытом и те перспективные проекты, которые родились там благодаря инициативе делегатов Арт-терапевтической ассоциации, дают нам основание надеяться на то, что отечественные центры арт-терапевтического образования и практической работы получат в ближайшее время новые возможности для своего развития.

 А. И. Копытин