Новости

Прошедшие события

« Все новости

Арт-терапия и арт-педагогика новые возможности для развития и социализации личности 27.07.2016 09:22

Репортаж о форуме «Арт-Путь» и I всероссийской научно-практической конференции
«Арт-терапия и арт-педагогика:
новые возможности для развития и социализации личности»
(г. Грязи Липецкой области, 20-23 июля 2016 г.)

Значимым событием в развитии отечественной арт-терапии и арт-педагогики явился первый всероссийский форум с международным участием «АРТ-ПУТЬ», включающий научно-практическую конференцию. Организаторами конференции и форума выступили: РОО «Арт-терапевтическая ассоциация» (Санкт-Петербург), ГБОУ «Специальная школа-интернат г. Грязи» (Липецкой области), ФГБОУ ВПО «Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского». Значительную поддержку в организации и проведении конференции оказали: Управление науки и образования Липецкой области, Администрация г. Грязи (Липецкой области).

Конференция и форум являются ярким примером проведения масштабных научно-практических мероприятий по актуальным вопросам внедрения и развития арт-терапии и арт-педагогики при активном участии инициативных групп и профессиональных сообществ в регионах Российской Федерации и решают такие задачи как:

  • содействие дальнейшему внедрению методов арт-терапии и арт-педагогики, разных методов и форм лечения, профилактики, социализации, воспитания и гармонизации личности на основе использования потенциала искусства и творческой деятельности;
  • поддержка научных основ, доказательной и методической базы современной отечественной арт-терапии и арт-педагогики;
  • развитие межрегионального и международного сотрудничества, консолидация деятельности ученых и практиков, специализирующихся в области лечебно-профилактического и воспитательного использования искусства.

Форум и конференция характеризовались полипрофессиональным составом участников, среди которых – психологи, педагоги, врачи-психотерапевты, работники культуры и социальных учреждений, консультанты, медиаторы, все те, кто осваивает и использует лечебно-профилактические, реабилитационные, воспитательные и социализирующие возможности искусства. Было налицо объединение науки и практики, теоретических основ арт-терапевтической и арт-педагогической деятельности, с одной стороны, и практического опыта специалистов, оригинальных методических разработок и результатов  деятельности, с другой стороны.

Основными темами конференции и форума были:

  • искусство и творческая активность как фактор оздоровления и развития личности и сообществ;
  • арт-терапия и арт-педагогика в воспитании и социализации личности;
  • здоровьесберегающий и инклюзивный потенциал арт-терапии и арт-педагогики в работе с детьми, подростками и взрослыми с ограниченными возможностями здоровья, пожилыми и престарелыми людьми, представителями групп риска;
  • средовой и экологический подходы как фактор повышения эффективности образовательных, лечебно-профилактических и реабилитационных программ, оздоровления природной и антропогенной среды;
  • арт-терапия и арт-педагогика как средство укрепления и гармонизации семейных отношений, психологического сопровождения  приемных и замещающих семей.

Форум включал два однодневных семинара-тренинга, посвященных использованию глины в арт-терапии и техникам семейной арт-терапии (ведущий – А.И. Копытин). Проведение семинара-тренинга, посвященного использованию глины в арт-терапии, было не только продиктовано повышенным интересом к терапевтическим возможностям этого чрезвычайно интересного и ценного материала, но и значительным опытом его применения в рамках арт-педагогической деятельности и психолого-педагогического сопровождения воспитанников школы-интерната г. Грязи (ведущая студии керамики – С.Ю. Пастухова).

фото 1.

Фото 1. Группа участников семинара, посвященного использованию глины в арт-терапии, в процессе создания коллективной работы.

Во время семинара-тренинга «Арт-терапевтические техники работы с глиной» данный пластический материал был, прежде всего, рассмотрен с точки зрения психодинамического и адаптационного (саногенетического) подходов в арт-терапии. Были охарактеризованы разные уровни и аспекты психического опыта, затрагиваемые при взаимодействии с глиной. В практической части семинара-тренинга были представлены возможности глины для работы с ранними и неосознаваемыми переживаниями, опытом коллективного бессознательного на основе метода активного воображения К.-Г. Юнга, образом Я и субличностями, а также в процессе семейной и групповой арт-терапии. Дополнительно были показаны некоторые варианты использования глины в контексте телесно-ориентированного подхода в психотерапии, для развития телесного осознавания, работы с эмоциями, эмоциональной экспрессии и саморегуляции.

В рамках семинара-тренинга по техникам семейной арт-терапии были представлены некоторые инновационные диагностические и коррекционные методики, позволяющие оценивать и реконструировать семейные и детско-родительские отношения. Показаны ресурсо-ориентированные техники и виды семейной арт-терапии, характерные для работы с общинами. Они были, в частности, связаны с исследованием и реконструкцией семейной (родовой) истории посредством таких техник, как семейные гербы, талисманы, креативные генограммы, визуальные дневники семьи и другие, семейные мобили как символические формы выражения системных динамических, структурных и функциональных характеристик семьи.

В определенный момент занятия размещенные в аудитории семейные мобили участников было решено перенести на улицу и превратить в своеобразную ландшафтную инсталляцию. Большинство мобилей оказались висящими на нити, протянувшейся между двумя березами, хотя некоторые из них также были размещены на земле.

фото 2.

Фото 2. Участники семинара, посвященного техникам семейной арт-терапии.

Программа научно-практической конференции включала пленарное выступление, секционные заседания, более двадцати мастер-классов. В первый день работы конференции с приветственными словами к участникам обратились директор школы-интерната г. Грязи Дмитрий Игоревич Батищев и председатель Арт-терапевтической ассоциации Александр Иванович Копытин.

фото 3.

Фото 3. Приветственное слово к участникам конференции директора школы-интерната г. Грязи Д.И. Батищева.

В пленарном докладе А.И. Копытина, «АРТ-ТЕРАПИЯ И АРТ-ПЕДАГОГИКА КАК ФАКТОРЫ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ, СЕМЬИ И СООБЩЕСТВ» были рассмотрены принципиальные вопросы теории, методологии и инструментальной базы арт-терапии и арт-педагогики. Обозначены приоритетные области их практического применения. Некоторые значимые тенденции и характерные формы арт-терапии и арт-педагогики раскрыты на примере экологического и средового подходов.

Подтверждением этих тенденций явилось включение в программу значительного числа докладов и мастер-классов, посвященных данным подходам в арт-терапии и арт-педагогике. Так, в рамах секции «Экологически-ориентированный и средовый подходы в арт-терапи и арт-педагогике» прозвучали следующие доклады:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИК ЛАНДШАФТНОЙ АРТ-ТЕРАПИИ В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЗАГОРОДНОЙ ЛАГЕРНОЙ СМЕНЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ, НОРМАЛЬНО РАЗВИВАЮЩИХСЯ СВЕРСТНИКОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ (докладчица – Уханова Анна Владимировна руководитель психологической службы Государственного образовательного автономного учреждения дополнительного образования Ярославской области «Центр детей и юношества»). Представлен опыт использования техник ландшафтной арт-терапии в работе с инклюзивной детско-родительской группой в процессе загородной лагерной смены. Показано позитивное влияние применения комплекса арт-терапевтических техник на психоэмоциональное состояние участников группы. Отношения с природой в докладе рассматриваются, как ресурсные для детей с ОВЗ и способствующие их гармонизации и дальнейшей интеграции в общество, а арт-терапевтические техники, как эффективный инструмент инклюзивной образовательной практики.

«ЛАНДШАФТНАЯ АРТ-ТЕРАПИЯ С СЕМЬЯМИ И СООБЩЕСТВАМИ В СРЕДЕ БОТАНИЧЕСКОГО САДА» (докладчица Шарафиева Лилия Раисовна – психолог, ландшафтный арт-терапевт, заведующая лабораторией ландшафтной арт-терапии НОЦ Ботанический сад Тверского государственного университета). Раскрыты теоретические положения и практика ландшафтной арт-терапии с семьями и сообществами в среде ботанического сада. Обозначены ключевые положения программы ландшафтных арт-терапевтических занятий в индивидуальной, семейной, групповой практике. Описаны результаты апробации авторской модели ЛАТ с семьями, воспитывающими детей с расстройствами аутистического спектра.

«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ КАК КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ В КОМПЛЕКСНОМ ПОДХОДЕ ПРИ ЛЕЧЕНИИ ЛОГОНЕВРОЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ» (докладчица – Калашникова Ирина Владимировна – младший научный сотрудник лаборатории экотерапии и образовательных программ Федерального государственного бюджетного учреждения науки Полярно-альпийский ботанический сад-институт им. Н.А. Аврорина Кольского научного центра Российской академии наук). Представлена авторская программа дополнительного образования с коррекционными элементами «Экологическая терапия для детей в возрасте 5-7 лет с логоневрозом». Она разработана и успешно апробирована в условиях Заполярья. Научно-практическая новизна программы заключается в сочетании стандартных логопедических приемов и практик с нетрадиционными методами (арт-, гардено-, анималотерапия).

«Арт-терапевтические техники в психокоррекции и развитии личности с участием лошадей» (докладчики – Лопухова Ольга Геннадьевна,  доцент Института психологии и образования Казанского федерального университета, и Газизов Каюм Касимович, клинический психолог, тренер по верховой езде, Международного конно-спортивного комплекса). Представлена оригинальная форма лечебно-профилактического взаимодействия с лошадью, ипповенция. При использовании ипповенции общение с лошадью направляется психологом (психотерапевтом) и включает использование техник арт-терапии (изобразительные экспрессивные техники, фото-арт-терапия).

«АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ В ЛЕТНЕМ ЛАГЕРЕ. ТЕХНИКИ СРЕДОВОЙ АРТ-ТЕРАПИИ И РИТУАЛЫ». Докладчица, Яковчик Людмила Дмитриевна, психолог из г. Щелково Московской области, рассказала об опыте использования техник арт-терапии и ритуалов в работе с детской группой в летних оздоровительных лагерях при образовательных учреждениях.  Показано позитивное влияние применения ритуала, выступающего в качестве способа упорядочивания взаимодействия в группе, а также комплекса экспрессивных терапевтических техник (боди-арт, маскотерапии, создания арт-объектов) на динамику отношений в группе и самовосприятие детей. Показано, как могут быть задействованы природные среды города в целях оптимизации взаимодействия и самопредъявления подростков в группе.

Доклады, прозвучавшие в рамках секции «Экологически-ориентированный и средовый подходы в арт-терапи и арт-педагогике», были дополнены стендовыми докладами Рона Бергера (Нетания, Израиль) на тему ПРИРОДНАЯ ТЕРАПИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ИЗРАИЛЯ, и Эрика Пфейфера (Фрайбург, Германия) – ЛАНДШАФТНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.

В стендовом докладе Ронеа Бергера, драматерапевта доктора философии, руководителя программы дополнительного образования по природной те­рапии на базе Тель-Авивского университета и маги­стерской программы подготовки по терапии выразительными искусствами при Колледже ис­кусств и социальной работы в г. Нетания, раскрыты основы теории, методологии, принципы авторского метода природной терапии. Описаны примеры его использования на базе образовательных учреждений Израиля.

В докладе Эрика Пфейфера, музыкального терапевта, профессора факультета лечебной педагогики Католического университета Фрайбурга (Германия) описана специфика ландшафтной музыкальной терапии, предполагающей проведение занятий преимущественно в природной среде. Приведены примеры работы с использованием ландшафтной музыкальной терапии с детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья.

Помимо докладов, большое количество мастер-классов представляло оригинальные приемы лечебно-профилактической и социализирующей практики, связанные с использованием экологического и средового подходов в арт-терапи и арт-педагогике.

В рамках мастер-класса ТВОРЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПРИРОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ (КАМНЯМИ) КАК ПРИМЕР СРЕДОВОГО ПОДХОДА В АРТ-ТЕРАПИИ И АРТПЕДАГОГИКЕ Дмитриева Лариса Александровна, педагог-психолог школа-интерната №6 Красногвардейского района г Санкт-Петербурга, показала оригинальную методику арт-терапевтической работы с использованием камней. Камни были использованы в качестве стимульного материала для интермодальной практики на основе изобразительной деятельности и повествовательной активности.

Мастер-класс Яковчик Людмилы Дмитриевны ПОСТРОЕНИЕ РИТУАЛА ИНТЕГРАЦИИ ВНУТРЕННИХ И ВНЕШНИХ РЕСУРСОВ был посвящен построению личного ритуала, предполагающего переход из внутреннего экопространства (медитативные образы) во внешнее экопространство (луг, лес, пруд). Мастер-класс позволил почувствовать единение природного и социального аспекта в городской урбанистической среде.

Мастер-класс Ассоциативно-метафорические фото-карты "Образ лошади" в диагностической и консультативной работе психолога (ведущие – Лопухова Ольга Геннадьевна иГазизов Каюм Касимович) позволил познакомиться с возможностями применения фото-карт "Образ лошади" для диагностики психических состояний и организации обратной связи, рефлексии полученного опыта в тренинговой работе. Методология применения фотокарт основана на экопсихологическом подходе к личности и механизме субъектификации лошади как природного объекта.            

Мастер-классКалашниковой Ирины Владимировны ЭЛЕМЕНТЫ ГАРДЕНОТЕРАПИИ И АРТ-ТЕРАПИИ В КОМПЛЕКСНОМ ПОДХОДЕ ПРИ РЕАБИЛИТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ был посвящен демонстрации некоторых элементов гарденотерапии, которые были разработаны сотрудниками Полярно-альпийского ботанического сада для различных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость, различные речевые нарушения). Уникальность комплексного использования арт- и гарденотерапевтического подходов заключается в гармоничном сочетании трудовой деятельности и творческой активности, применении основных агротехнических приемов и ассортимента однолетних растений при создании композиций в условиях помещения.

Мастер-классУхановой Анны Владимировны КОЛЛЕКТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА НА ОСНОВЕ УПРАЖНЕНИЯ «ГУЛЯЯ ПО ПРЕКРАСНОЙ ЗЕМЛЕ» КАК ИНСТРУМЕНТ ИНТЕГРАЦИИ УЧАСТНИКОВ ИНКЛЮЗИВНОЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОЙ ГРУППЫ демонстрировал опыт использования коллективной творческой работы для интеграции участников инклюзивной детско-родительской группы в процессе загородной лагерной смены. Ресурсные отношения с природой выступают в процессе творческой работы как катализатор социальной интеграции детей с ОВЗ.

Мастер-классШарафиевой Лилии Раисовны АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ЛАНДШАФТ: ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРАКТИКА СОЗИДАНИЯ демонстрировал принципы и технологии моделирования арт-терапевтического ландшафта. Участники смогди создать собственную модель арт-терапевтического ландшафта из природных материалов и других подручных средств.

Мастер-класс Копытина Александра Ивановича СОЗДАНИЕ ЭКО-ПАРКА «ЗЕЛЕНАЯ МАНДАЛА» КАК ПРИМЕР ЭКОЛОГИЧЕСКОГО И СРЕДОВОГО ПОДХОДОВ В АРТ-ТЕРАПИИ И АРТ-ПЕДАГОГИКЕбыл посвящен организации личного терапевтического пространства в природной среде. Участникам мастер-класса предоставлялась возможность творческого взаимодействия со средой на основе полисенсорного исследования и последующего использования средовых процессов и материалов для создания модели открытой персональной эко-системы, сочетающей в себе фокусирующие и пространственные элементы целостного ландшафта.

    Разнообразие оригинальных форм работы с детьми, подростками, взрослыми, семьями и сообществами на основе использования здоровьесберегающих возможностей искусства и творческой деятельности было представлено в рамках секции «Арт-терапия и творческая реабилитация в работе с детьми, подростками и семьями». Прозвучали следующие доклады.

ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ВЫРАЖЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ (докладчица – Таланова Наталья Георгиевна – психолог детского сада для особых детей «Светлый город», г. Санкт-Петербург). Доклад знакомил с авторской программой по развитию различных жизненных навыков детей с выраженными нарушениями в развитии. Показано, как благодаря творческой деятельности совместно с ребенком можно повысить познавательную и коммуникативную активность, развивать эмоционально-волевую сферу и практические навыки.

РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ (докладчик – Черенков Роман Артурович, художник, специалист по арт-терапии, директор арт-терапевтического центра  на базе Смольного института Российской академии образования, г. Санкт-Петербург). Представлен опыт работы с использованием методов арт-терапии у детей с церебральным параличом на базе реабилитационного центра.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИК ФОТОТЕРАПИИ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ (докладчица – Можжухина Юлия Михайловна педагог-психолог Муниципального казенного дошкольного общеобразовательного учреждения «Елань-Коленовский детский сад общеразвивающего вида №1», г. Воронеж). Описана организация системы психолого-педагогического сопровождения воспитанников дошкольного образовательного учреждения, а также родителей и педагогов с применением техник фототерапии. Отражены различные варианты здоровьесберегающего и коррекционно-развивающего воздействия фотографии.

ЦЕЛИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА (докладчица – Назарова Людмила Дмитриевна – психолог  Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №82 комбинированного вида, г. Орел). В докладе представлен русский устный, игровой, песенный и танцевальный традиционный фольклор как целостная система инструкций, явно или скрыто направленных на гармоничное взаимодействие человека с самим собой, другими людьми и с миром в целом. Описаны целительные интегративные стороны работы с ритмом, звуком, дыханием, движением и текстами, а также с историями личной жизни в статусе фольклора.

Богатство и разнообразие оригинальных форм и технологий арт-терапевтической и арт-педагогической работы было продемонстрировано в рамках многочисленных мастер-классов.Колыгина Светлана Сергеевна, психолог-консультант, г. Москва, на мастер-классе ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ШЕРСТИ КАК ХУДОЖЕСТВЕННОГО МАТЕРИАЛА В АРТ-ТЕРАПИИ показаладостоинства и авторские приемы работы с непряденой овечьей шерстью как поделочным материалом. 

Михаль Бен Товим-Баркай – специалист по танцевально-двигательной терапии, магистр клинической социальной работы, ведущая курсов по танцевальной терапии при Киббуцим колледже в г. Тель-Авиве, Израиль, провела мастер-класс ПЕРЕХОДЫ МЕЖДУ ТАНЦЕМ, ДВИЖЕНИЕМ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ КАК ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ПРИЕМ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ПОДРОСТКАМИ И ВЗРОСЛЫМИ. Были показаны варианты терапевтической двигательной активности, когда участники выражают себя в спонтанных движениях и затем переходят к изобразительному творчеству, сочетая движения, танец, изобразительное искусство, музыку, а также приемы вербальной психотерапии известного израильского психиатрии и психоаналитика Г. Штерна.

Л.Д. Назарова провела мастер-класс ИНТЕГРАЦИЯ ОТ КЛЕТКИ ДО КОСМОСА: ПОМОГАЮЩИЕ ИНТЕГРИРУЮЩИЕ РИСУНКИ (ПИР), ВЫРЕЗЫВАНИЕ И ВЫШИВКА, презентировав авторскую методику создания рисунков, вышивки и вырезывания. В ходе мастер-класса были представлены авторские вышивки, рисунки и аппликации.

В рамках своего мастер-класса РУССКАЯ ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА – РУКОДЕЛЬНЫЙ ПРОВОДНИК В ЖЕНСКОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ Татаринцева Альбина Юрьевна, кандидат психологических наук, декан психолого-педагогического факультета Воронежского государственного педагогического университета, показала изготовление традиционной обережной куклы. Также были представлены некоторые варианты использования кукол в сочетании с песочной терапией в процессе психологического консультирования взрослых.

А.И. Копытин и Р.А. Черенков во время мастер-класса ТЕСТ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ: ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ, РАЗВИВАЮЩИЕ, ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ представили новую арт-терапевтическую, экспериментально-психологическую методику. Методика оценивает способность к восприятию и распознаванию эмоций, отраженных в художественных формах (произведениях изобразительного искусства). Продемонстрированы возможности применения методики с целью развития эмоциональной сферы и в процессе терапии для выражения и интеграции эмоциональных состояний на основе изобразительной и иных форм творческой активности, таких как движение и танец, ролевая игра, прослушивание музыки, повествовательная активность.

Лебедев Алексей Анатольевич, врач-психотерапевт психотерапевтического отделения областного клинического госпиталя ветеранов войн, г Волгоград, провел мастер-класс АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И ЗАЩИТНО-СОВЛАДАЮЩЕГО (КОПИНГ) ПОВЕДЕНИЯ. Показано использование арт-терапевтичеких техник для развития эмоциональной компетентности у пациентов с пограничными психическими расстройствами с проблемами осознания и выражения чувств, аффективного контроля, а также тех, кто мотивирован на личностный рост, развитие эмоционального интеллекта и повышение качества жизни. Предложены два варианта техники «образ отрицательного и положительного чувства», предполагающие групповое обсуждение и доработку изображений (модификацию) с целью нейтрализации отрицательного чувства и усиления положительного.

Мастер-класс «ЛЮБИМАЯ СКАЗКА». АРТ-ТЕРАПИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ СКАЗКОТЕРАПИИ, ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕРАПИИ И ПСИХОДРАМЫ В РАБОТЕ С ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРОЙ ПОДРОСТКОВ И ВЗРОСЛЫХ провела Даниленко Юлия Владимировна – клинический психолог, арт-терапевт проекта «Март. Мой арт», г. Санкт-Петербург. Была предложена практическая работа, связанная с сочетанием арт-терапии, сказкотерапии, психодрамы и телесного ориентированного подхода в психотерапевтической работе с подростками и взрослыми.

Старостин Олег Альбертович, кандидат медицинских наук, врач-психотерапевт, старший научный сотрудник кафедры факультетской терапии, Научно-исследовательского центра Военно-медицинской академии, г. Санкт-Петербург, провел мастер-класс АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ И ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНИКИ ПЛАССОТЕРАПИИ (ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНОГО ПЕСКА) В ПСИХОКОРРЕКЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ. Участники смогли познакомиться с методикой краткосрочной психотерапии с использованием «подвижного» песка (плассотерапия). Возможности сочетания плассотерапии с арт-терапевтическими и телесно-ориентированными техниками продемонстрированы на примере психокоррекции детско-родительских отношений.

Углова Евгения Алексеевна (Липецк) провела мастер-класс КИТАЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ У-СИН И ЕЕ ВОЗМОЖНОСТИ С ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ-СТУДИИ, Драганова Оксана Александровна – мастер-класс КУКЛОТЕРАПИЯ В ЛИЧНОСТОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ И МОБИЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНЫХ РЕСУРСОВ ПЕДАГОГОВ.

       Ряд стендовых докладов общетеоретического и прикладного характера расширили представления о возможностях и перспективах развития арт-терапии и арт-педагогики. Среди них: доклад Анисимова Владимира Петровича, кандидата педагогических наук, заведующего кафедрой дошкольной педагогики и психологии Тверского государственного университета,  АРТ-ПЕДАГОГИКА: НАЧАЛО ОСМЫСЛЕННОГО ПУТИ; доклад Руфи Хампе, профессора факультета лечебной педагогики Католического университета Фрайбурга (Германия), АРТ-ТЕРАПИЯ В ШКОЛАХ ГЕРМАНИИ: МЕТОДОЛОГИЯ ПРИМЕНЕНИЯ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ; доклад Ярославовой Виктории Михайловны, художника, педагога  художественной студии «Арт-Бум», г. Санкт-Петербург, и Семеновой Елены Юрьевны, психолога, специалиста по научно-просветительской деятельности отдела социокультурных коммуникаций Русского музея, г. Санкт-Петербург, «ГЕРОИ И МУЗЫ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ». ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МУЗЕЙНЫЙ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.

Мероприятия дополнялись насыщенной программой культурно-экскурсионных мероприятий, включавшей: поездку в Центр романовской игрушки в селе Троицеок Липецкого района, посещение села Коробовки в Грязинском районе Липецкой области, его живописных окрестностей и храма Дмитрия Солунского, поездку в Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь.

По результатам форума АРТ-ПУТЬ и всероссийской конференции «Арт-терапия и арт-педагогика: новые возможности для развития и социализации личности» был проведен круглый стол (ведущие – директор школы-интерната г. Грязи Д.И. Батищев и председатель РОО «Арт-ерапевтичесая ассоциация» А.И. Копытин). Участники высоко оценили проведенные мероприятия и высказались в пользу превращения их в ежегодные события с возможным расширением формата. Было отмечено, что фактически впервые в истории проведения в нашей стране крупных научно-практических мероприятий тематика, теория и технологии арт-терапии и арт-педагогики были объединены в общем проблемном методологическом пространстве, что послужило уточнению их общих основ и различий. Бала подчеркнута высокая актуальность проведения подобных мероприятий в регионах, тем более, если со стороны местных специалистов и руководителей организаций проявляется повышенный интерес к методам арт-терапии и арт-педагогики.

Д.И. Батищев высказал мысль о целесообразности создания областного центра арт-терапии как структурного подразделения образовательной организации, которое могло бы координировать развитие и обеспечивать научно-методическое обеспечение арт-терапи и арт-педагогики в регионе. А.И. Копытин отметил удачное соединение академичности и последовательных профессиональных позиций организаторов и участников конференции с живым опытом реальной работы на местах. Секретарь конференции С.Ю. Пастухова призналась, что проведение данных мероприятий вселяет веру в возможность решения острых вопросов воспитания, гармонизации и социализации личности многих детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, а также имеющих те или иные нарушения развития и адаптации. К.К. Газизов признался, что реальный опыт участия в грязинских мероприятиях превзошел его ожидания. Он оказался чрезвычайно плодотворными и способствующим нахождению новых интересных форм интеграции арт-терапии и иных видов помогающей практики, таких, в частности, как развиваемый им метод ипповенции – терапевтического взаимодействия с лошадьми.

фото №4

Фото 4. Круглый стол, посвященный обсуждению итогов форума АРТ-ПУТЬ (выступление Газизова Каюма Касимовича).

Проведение форума «Арт-Путь» и конференции, вместе с подготовкой материалов для сборника научных трудов, предоставили широкие возможности для обмена опытом, обозначения профессиональных позиций по заявленным проблемам, явились важным фактором повышения образовательного уровня специалистов. По широте охвата актуальных вопросов развития отечественной арт-терапии и арт-педагогики, представленности разных городов и регионов Российской Федерации (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Волгоград, Орел, Липецк, Воронеж, Тверь, Ярославль), а также некоторых других стран (Израиль, Германия), данные мероприятия оказались весьма статусными. Они свидетельствуют о том высоком интересе, который вызывают методы арт-терапии и арт-педагогики у специалистов и администрации образовательных, медицинских и социальных организаций и учреждений культуры, как в крупных городах страны, так и в регионах. Они также указывают на значительный потенциал региональных достижений в области арт-терапи и арт-педагогики, а также ценностей и ресурсов традиционной духовной культуры народов России, природных и человеческих факторов, являющихся важными факторами их успешного дальнейшего развития.

Репортаж подготовил А.И. Копытин