Новости

Прошедшие события

« Все новости

Посещение Католического университета г. Фрайбурга 07.12.2015 02:15

Посещение Католического университета г. Фрайбурга

 

Посещение Католического университета г. Фрайбурга группой отечественных специалистов по арт-терапии было организовано в третий раз. Университет поддерживает тесные контакты с Арт-терапевтической ассоциацией и в 2012 г. заключил соглашение о двустороннем сотрудничестве с Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования. Программа проводилась в г. Фрайбурге с 22 по 30 октября 2015 г. и включала:

  • участие в мастер-классах немецких арт-терапевтов и преподавателей факультета лечебной педагогики и арт-терапии,
  • посещение лечебных, социальных и образовательных учреждений, на базе которых используются методы арт-терапии,
  • знакомство с системой профессионального образования в области арт-терапии в Германии.

Католический университет г. Фрайбурга является одним из центров арт-терапевтического образования Германии. На его базе действуют программы подготовки бакалавров лечебной педагогики со специализацией по арт-терапии, а также программы дополнительного арт-терапевтического образования, признаваемые профессиональными организациями Германии (в частности, такой организацией, как Deutsche Gesellschaft r nstlerische Therapien). Образовательные программы интегрируют европейские достижения в области подготовки арт-терапевтов. Факультет лечебной педагогики и арт-терапии дает знания, необходимые для успешного применения методов арт-терапии в разных сферах практической работы, готовит специалистов для работы не только в специализированных образовательных учреждениях, но и массовых школах, социальных и медицинских учреждениях. Особое внимание в процессе обучения обращается на использование методов арт-терапии в соответствии с адаптационной, инклюзивной парадигмой обслуживания людей с психосоциальными трудностями, ограничениями психического и физического здоровья.

Фрайбургстаринный город с богатым культурным наследием, «экологическая столица» Германии, расположен в живописном месте на самом юге страны, недалеко от границы с Францией, между Шварцвальдом и Верхнерейнской низменностью. Район известен как центр виноделия, поскольку отличается особым благоприятным для выращивания винограда микроклиматом Город Фрайбург расположен вблизи известных курортов, городов Франции (Страссбург, Кольмар) и Швейцарии (Базель). Во Фрайбурге осуществляется активная работа по развитию системы инклюзивного образования, социальной и психологической поддержке разных групп населения. В городе и за его пределами находится значительное число клиник, получивших всемирную известность не только благодаря комфортным условиям содержания, но и передовым методам лечения и реабилитации включая психотерапию, терапию искусствами.

            В первый день российская делегация встретилась с руководителем образовательных программ подготовки по арт-терапии, известным ученым Руфью Хампе,

специалистом по детско-подростковой психотерапии, которая одной из первых в Германии, еще в 1980-е годы защитила докторскую диссертацию, посвященную арт-терапии. В разные годы она возглавляла профессиональные организаций арт-терапевтов (в частности, IGKGT), с 2011 г. она является членом Совета Германской ассоциации арт-терапевтов (Deutsche Gesellschaft für Künstlerische Therapien).

Фрау Хампе познакомила группу с историей и современным состоянием арт-терапевтического образования в Германии, программами Университета, провела обзорную экскурсию, показав учебные аудитории, оборудованные для арт-терапевтических занятий. Она показала большое количество организованных непосредственно на факультете  кабинетов для проведения занятий с населением, прежде всего, детьми и подростками, имеющими проблемы школьной адаптации, поведенческие и эмоциональные расстройства, специальный кабинет-лабораторию для работы с пациентами с серьезными речевыми нарушениями.

Затем было организовано посещение социального центра помощи безработным и иным социально неблагополучным категориям населения, поддерживаемого благотворительной организацией «Каритас». В кооперации с районными центрами трудоустройства, социальный центр проводит поддерживающие программы, основанные на использовании искусства и разных видов прикладной деятельности. Участники программы – это безработные с более длительными сроками отсутствия занятости (более одного года), зачастую имеющие проблемы здоровья (но не признанные инвалидами) или иные проблемы психосоциального плана, характерные, например, для иммигрантов, затрудняющие их трудоустройство.

С кратким сообщением об использовании искусства как средства социотерапевтической поддержки безработных на базе Социального центра выступила проходящая на его базе практику студентка факультета лечебной педагогики и арт-терапии фрау Глюнк. Она затем показала мастерские для занятий керамикой, живописью, мозаикой, росписью по шелку, работы с текстилем, камнем, деревом и иными видами прикладной художественной деятельностью, познакомила с посетителями центра, прокомментировала некоторые их произведения, в том числе, создаваемые коллективно картины и панно. Она обратила внимание на одной из таких произведений – крупное живописное полотно, создаваемой поочередно небольшой группой безработных без предварительного обсуждения темы. Когда работа была создана, группа стала обсуждать свои впечатления и содержание картины и решили, что основным е содержанием являются их переживания, связанные с притоком в страну в последний месяц большого числа беженцев из стран Ближнего Востока (Рис. 1).

image-111

Рис. 1 Коллективная живописная работа посетителей центра

Российская группа далее поучаствовала в изготовлении фигур, используя одну из оригинальных техник оригами, вместе с посетителями центра. Фрау Хампе также рассказала о проводимых на базе центра программах психосоциальной поддержки малолетних матерей (до 16 лет), которые, в частности, имеют возможность проживать в оном из корпусов центра, получать психологическую помощь.

      Выходные дни группа провела, знакомясь с достопримечательностями Фрайбурга и его живописными окрестностями, расположенными в районе Шварцвальд, в частности, посетила озеро Титизее. Программа обучения и профессиональных обменов продолжилась в понедельник. С утра состоялось посещение клиники для лечения психосоматических заболеваний Глоттербад (Rehaklinik Glotterbad) В Германии довольно много специализированных клиник для лечения психосоматической патологии, разные формы которой имеют широкое распространение. В частной клинике Глоббербад лечатся и проходят реабилитацию пациенты с такими психосоматическими заболеваниями, как бронхиальная астма, а также невротическими, психогенными, связанными со стрессом расстройствами, аффективными расстройствами с соматизированными проявлениями. В лечении пациентов используется полипрофессиональный бригадный подход. Значительное внимание, конечно, уделяется разным видам психотерапии, физиотерапии, эрго- и арт-терапии. Два года назад при клинике, учитывая значительный вклад арт-терапии в лечебно-реабилитационный процесс, в дополнение к двум арт-студиям, был переоборудован отдельный флигель для занятий специализированными видами художественной практики, предусмотренными в рамках программ арт-терапии – обработкой камня, живописью, керамикой.

image-222

Рис. 2 Вид из окна арт-терапевтической мастерской клиники Глоттербад

В клинике теперь работают четыре специалиста по арт-терапии. Одна из них – выпускница факультета лечебной педагогики Католического университета Фрайбурга, Ули Альтенбургер, познакомила нашу группу методами арт-терапии, применяемыми в работе с пациентами клиники, показала и прокомментировала произведения больных. Особое впечатление на нас произвели изделия из камня. Программы арт-терапии, с учетом сравнительно небольших сроков стационарного лечения (4-6 недель), не предполагают освоения сложных изобразительных техник. Тем не менее, за этот период пациентам удается освоить базовые приемы обработки камня. Работа с этим материалов строится в основном в форме интуитивного, спонтанного творчества, во время которого «кристаллизуются» фантазии и воспоминания пациентов. Нам были показаны некоторые работы, созданные, в частности, женщинами с тяжелыми психическими травмами. В время обработки камня отреагируются и перерабатываются травматические переживания, благодаря сопровождению арт-терапевтом происходит также их постепенная более полная вербализация и осознание связи с текущей жизненной ситуацией.

image-333

Рис. 3 Работы из камня

Во второй половине дня мы посетили мастер-класс, посвященный оригинальной графической технике, включающий индивидуальную и групповую работу с использованием японской туши (ведущая – Моника Виггер). Наша группа занималась вместе с группой немецких студентов, обучающихся на факультете лечебной педагогики и арт-терапии. Рисование вначале осуществлялось путем перемещения выкрашенного тушью шарика по поверхности нескольких скрепленных вместе листов ватмана с последующим развитием индивидуальных образов и их интеграцией в общее полотно на завершающем этапе работы.

Во вторник 27 октября для нашей группы был также проведен мастер-класс по песочной терапии (ведущая – Руфь Хампе). Было рассказано об истории развития метода, специфике его применения специалистами Германии, в частности, имеющими подготовку по арт-терапии. Затем была проведена практическая работа, включавшая создание индивидуальных песочных композиций и их обсуждение.

В среду 28 октября было организовано посещение центра по оказанию социально-психологической поддержки детей и подростков на основе применения инклюзивного подхода (Hailpadagogischer HortKarl-Hrringer House). Выпускница факультета лечебной педагогики со специализации по арт-терапии фрау Стамм сообщила, чтоЦентр посещает около 30 детей и подростков в возрасте от 6 до 13 лет, имеющих проблемы социально-психологической адаптации, поведенческие и эмоциональные нарушения, в частности, гиперактивное расстройство, расстройства социального поведения. Среди них значительное число детей из семей мигрантов. Многие обучаются в специализированных школах. Группы детей занимаются на базе центра после школьных уроков. Они не только играют, но и участвуют в разных формах развивающей, психопрофилактической и психокоррекционой работы – группах релаксации, эрго- и арт-терапии, общения с природой, двигательной и кинезиотерапи. Инклюзивный подход заключается в том, что группы имеют смешанный состав: в них стараются включать детей с разными уровнями адаптации и функциональными возможностями, разной этнической, расовой и конфессиональной принадлежностью.

Затем состоялось посещение интерната для пожилых и престарелых людей "Augustiner-Seniorenresidenz", краткое знакомство с используемыми на его базе методами арт-терапии и творческого самовыражения. Во второй половине дня наша группа участвовала в семинаре и практическом занятии (ведущая – проф. Руфь Хампе). Было представлены некоторые работы студентов факультета лечебной педагогики со специализацией по арт-терапии – их отчеты о практике, курсовые и дипломные работы. Мы познакомились с методами и темами исследований, способами регистрации хода занятий и оценки их эффектов. Работы выполнялись на базе различных учреждений – не только массовых и специализированных школ, но и центов психосоциальной поддержки, реабилитационных отделений, клиник, интернатов и иных учреждений. Знакомство со студенческими работами также включало рассмотрение техник и программ, реализуемых в процессе индивидуальной и групповой работы.

Практическая часть занятия включала освоение некоторых техник, необходимых для создания «Волшебной книги» - разновидности визуального дневника, предназначенного для отображения ресурсных состояний на протяжении разных периодов времени. Были также продемонстрированы некоторые  интерактивные техники, предназначенные для установления терапевтического контакта, преодоления страха творческого самовыражения – интерактивный вариант техники рисования каракулей, дополняемый сочинением историй, создание серии мозаичных образов в паре (также с возможным созданием истории или работой со свободными ассоциациями).

В четверг29 октября четверг группа посетила школу "Vigilius-school", реализующую инклюзивный подход в образовании, познакомилась с разными формами использования искусства и арт-терапии с целью развития, профилактики и коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений, расстройств школьной адаптации. В учреждении развернуты специализированные кабинеты для занятий арт-терапией, музыкальной терапией, сенсомоторной терапией. Имеется большое количество кружков, организованных как действующая на базе школы форма дополнительного образования. Об используемых в школе методах арт-терапии рассказала Аня Бейер. Затем наша группа присутствовала на арт-терапевтическом занятии, проводимом с пятью детьми 8-10-летнего возраста. Занятие имело трехчастную структуру, включало краткое обсуждение текущего состояния детей и экспрессии-диагностику с помощью визуальной шкалы, основную часть, во время которой дети свободно выбирали понравившиеся им материалы и включались в работу, каждый разрабатывая свой проект, а также краткое представление и обсуждение созданных работ в круге. На этот раз все дети предпочти воспользоваться глиной, причем каждый использовал ее по-своему. Некоторые более активно взаимодействовали друг с другом; некоторые работали более обособленно.

Затем состоялось занятие на базе социально-педагогического консультативного центра «Остров» - Beratungszentrum Weingarten «Insel». Центр делает акцент на использовании инклюзивного подхода, причем применяя главным образом игровые и экспрессивные методы (арт-терапия, музыкальная терапия, семейный театр и другие). О системе и методах рт-терапевтической работы с детьми и подростками с особыми потребностями и группы риска, а также имеющих расстройства аутистического спектра рассказал Рюгер Дюферн. Год назад был открыт новый филиал данного центра, что свидетельствует о спросе на его услуги.

image-444

Рис. 4 Уголок для самозаписи детей в кружки (школа «Вигилиус»)

image-555

Рис. 5 Оснащение арт-терапевтического кабинета  на базе центра «Остров» (материалы для работы с шерстью: деталь)

Во время посещения университета мы имели возможности общаться с другими представителями факультета, в частности, с руководителем программы дополнительного образования по музыкальной терапии, профессором Эриком Пфейфером. Запланировано проведение совместных исследований и подготовки публикаций, посвященных изучению эффектов глубинной музыкальной и арт-терапии на базе экологического подхода.

А.И. Копытин