Новости

Новости

« Все новости

Репортаж о 21-ой ежегодной конференции «Арт-терапия сегодня: арт-терапия в образовании, медицине, социальной сфере» (г. Санкт-Петербург 5-6 мая 2018 г.) 19.12.2017 19:50

21-ая ежегодная конференция «Арт-терапия сегодня: арт-терапия в образовании, медицине, социальной сфере» прошла 5-6 мая 2018 г.в  Санкт-Петербурге. Помещения для проведения конференции в этом году были любезно предоставлены СПб ГБУЗ «Психоневрологический диспансер №5» Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга (главный врач – Серазетдинова Лариса Григорьевна).

Конференцию посетило около 100 человек. Участники представляли разные города и регионы страны – Санкт-Петербург, Москву, Самару, Волгоград, Тверь, Архангельск, Апатиты и др. Продолжая сложившуюся практику ежегодных ключевых научно-практических мероприятий российских арт-терапевтов, проводившихся в течение последних 20 лет, конференция обозначила новую веху развития арт-терапевтического сообщества страны, его выход на новый уровень профессионального развития. Этому способствовали разные обстоятельства, прежде всего, создание Национальной ассоциации для развития арт-терапевтической науки и практики «Арт-терапевтической ассоциации», выступившей преемницей РОО «Арт-терапевтическая ассоциация», имеющей ряд новых задачи и возможностей.

Эти задачи и возможности были озвучены в пленарном выступлении А.И. Копытина. В качестве таких задач были обозначены:

  • развитие квалифицированных арт-терапевтических услуг;

  • внедрение рекомендаций и норм профессиональной арт-терапии;

  • создание системы подготовки арт-терапевтических кадров и супервизии;

  • организация и проведение процедуры аккредитации специалистов в сфере арт-терапии (в кооперации с саморегулируемой национальной организацией – Союзом психотерапевтов и психологов);

  • создание общенационального реестра специалистов в сфере арт-терапии и некоторые другие.

Докладчик также сообщил о Стандарте профессиональной психотерапевтической (психологической) помощи в сфере арт-терапии – проекте нормативного документа по регулированию профессиональной психотерапевтической и психологической деятельности в сфере арт-терапии. Стандарт был разработан Арт-терапевтической ассоциацией в течение 2017 г. и направлен в Национальную саморегулируемую организацию «Союз психотерапевтов и психологов» в качестве основного документа, на основании которого может проводиться аккредитация специалистов по арт-терапии.

Некоторые вопросы профессионального развития арт-терапии в России, в частности, сохранения и укрепления ее связи с искусством были рассмотрены в выступлении Н.Р. Назаровой («Искусство и психотерапия – две основные составляющие арт-терапевтической практики»).

Фундаментальные общеметодологические вопросы арт-терапи и арт-педагогики, связанные с определением человека (ребенка и взрослого) как предмета познания и субъекта творческой деятельности и образования были рассмотрены в докладе В.П. Анисимова («Арт-педагогический потенциал развития элитной личности»).

Во время Общего собрания Ассоциации, последовавшего за пленарными докладами, состоялись обсуждение перспектив создания ее региональных представительств (филиалов). Несколько человек, представляющие, в частности, такие города как Москва, Самара, Тверь и Архангельск, рассказали о своей деятельности, связанной с подготовкой и реализацией мероприятий Ассоциации в регионах, и высказались в пользу создания представительств.

1005a

Рис. 1 Выступление Илья Коваленко, касающееся деятельности, связанной с подготовкой и реализацией мероприятий Ассоциации в г. Москве

Первоочередными задачами деятельности представительств могут стать:

  • реализация политики профессионального арт-терапевтического сообщества РФ;

  • активизация организационной работы: проведение ежемесячных собраний членов ассоциации в регионе, формирование и проведение супервизии, семинаров и для других образовательных арт-терапевтических мероприятий;

  • выступления региональных представителей на ежегодных конференциях (Общих собраниях) с докладом о положении в регионе, проблемах и успехах; 

  • распространение методической литературы;

  • проведение масштабных мероприятий регионального, межрегионального, всероссийского и международного уровня (конференций, конгрессов, форумов и др.);

  • проведение аккредитации (под эгидой СРО).

По окончании Общего собрание состоялось анонсирование выставки художественных работ членов Ассоциации, организованной в актовом зале. Свои работы представили Татьяна Богданова, Александр Куманенко, Виктория Минасян, Вероника Тургель, Татьяна Мугянен, Елена Паршина, Роман Черенков, Лада Шамшурина и несколько авторов, посещающих курс развития художественной компетентности арт-терапевта «Избранные техники и средства изобразительного искусства». Выставка демонстрирует разнообразие художественных стилей и значительный творческий потенциал арт-терапевтического сообщества. Одна из задач выставки - стимулировать специалистов в области арт-терапии к освоению изобразительных материалов, систематическим занятиям визуальным искусством, поискам своего художественного стиля.

1005s

Рис. 2 Одна из работ (автор: Виктория Минасян), представленных на выставке

1005c

Рис. 3. Вероника Тургель со своими работами

1005w

Рис. 4 Роман Черенков со своими работами

1005

Рис. 5 Инсталляция в виде коллекции художественных работ и объектов (автор: Елена Паршина), представленная на выставке

Оставшееся время первого дня конференции было отведено мастер-классам. Своим опытом и оригинальными техниками поделились:

  • Коваленко Илья (Москва) (мастер-класс «Активизация образов поддерживающей среды и помогающего объекта при групповой работе с ассоциативными арт-картами»),

  • Назарова Наталья (Санкт-Петербург) (мастер-класс «Арт-терапия в решении социальных проблем»),

  • Анисимов Владимир (Тверь) (мастер-класс «Арт-педагогический алгоритм гармонизации Образа-Я»),

  • Старостин Олег (Санкт-Петербург) (мастер-класс «Инновационные подходы в краткосрочной песочной терапии. Использование «подвижного», «кинетического» песка»),

  • Почтенная Татьяна (Самара) (мастер-ксласс «Демонстрация авторской методики «Семья, в которой я родился»»),

  • Алешкина Светлана (Москва) (мастер-класс «Работа с внутренним образом отношений Анима и Анимус с использованием мандал и метафорических ассоциативных карт»),

  • Куманенко Александр и Тургель Вероника (Санкт-Петербург) (мастер-класс «Встреча с неизвестным». Творческая коммуникация как инструмент арт-терапевта»),

  • Кузьменко Виктория (Москва) (мастер-класс «Ан-Хуа как арт-терапевтический инструмент работы с травмами, тайнами, потерями»),

  • Черенков Роман (Санкт-Петербург) (мастер-класс ««Живой акрил» - методика для работы с эмоциями на основе живописи и фигуративных элементов ©Эмоционального арт-конструктора»),

  • Большунова Светлана (Москва) (мастер-класс «Арт-терапия в тренингах персонала как подготовка к структурным изменениям в компании»),

  • Бойкова Ольга (Москва) (мастер-класс ««Радужная мозаика». Цветовая психодиагностика в рамках интермодальной терапии искусствами»),

  • Никитина Ольга и Пешковская Виктория (Санкт-Петербург) (мастер-класс «Применение технологии «Контурные рисунки» в арт-терапевтической практике на примере работы по профилактике профессионального выгорания»).

Насыщенной и содержательной оказалась программа симпозиумов второго дня конференции, представляющих разные модели арт-терапии. Педагогическая модель арт-терапии и некоторые аспекты социальной модели затрагивались в выступлениях:

  • Ярославовой Виктории (Санкт-Петербург) («Межмузейный арт-терапевтический проект "Творческий источник": опыт использования музейной экспозиции в арт-терапии детей и взрослых»),

  • Шарафиевой Лилии (Тверь) («Арт-терапевтическая методика исследования и гармонизации взаимодействия человека с миром. Опыт применения на базе ГБОУ Специальная школа-интернат г. Грязи»),

  • Смирновой Анны (Санкт-Петербург) («Методы арт-терапии в формировании самоопределения молодежи»),

  • Тургель Вероники (Санкт-Петербург) («Совместная арт-деятельность и психологические границы личности»),

  • Янкиной Марии (Санкт-Петербург) («Глинотерапия в работе с детьми из неблагополучных семей»),

  • Владимировой Надежды (Санкт-Петербург) («Опыт арт-терапевтической работы по преодолению  стигматизации путём инклюзивного творческого взаимодействия  детей с  ОВЗ),

  • Калашниковой Ирины (Апатиты, Мурманская область) («Экологическая арт-терапия для детей, проживающих в экстремальных условиях Арктики»).

Клиническая модель арт-терапии была представлена в докладах:

  • Ромашкиной Натальи (Москва) («Арт-терапия в работе с пациентами, страдающими излишним весом»),

  • Зоткиной Елены (Самара) («Психология здоровья (на примере изучения особенностей образов здоровья у соматически здоровых людей и онкобольных при использовании арт-терапевтических техник»),

  • Колесина Александра (Санкт-Петербург) («К вопросу о значении арт-терапии в диагностике поведенческих расстройств и личностных нарушений пациентов ЦВЛ «Детская психиатрия»: случай из практики»),

  • Берегулиной Лидии (Санкт-Петербург) («Телесный образ "Я" и осознание болезни: обретение силы для выздоровления в диалоге с визуальными образами»).

Разнообразие мастер-классов дополнило программу второго дня конференции. Были показаны:

  • методики работы с иллюстрациями в арт и библиотерапии (мастер-класс Берегулиной Лидии, Санкт-Петербург),

  • психологическая игра "Археология бессознательного": интегративные возможности арт-терапевтической работы со взрослыми (мастер-класс Ярославовой Виктории, Санкт-Петербург),

  • техника создания куклы «успешницы» в работе с целями (мастер-класс Мюгянен Татьяны, Санкт-Петербург),

  • театральные  и паратеатральные техники в работе с детьми и подростками (мастер-класс Ефремовой Юлии, Санкт-Петербург),

  • методические приемы психологии голосового общения (мастер-класс Зоткиной Елены, Самара),

  • особенности взаимодействия при использовании интерактивных арт-техник (мастер-класс Тургель Вероники, Санкт-Петербург),

  • техника создания трехмерного ландшафта в процессе экологической арт-терапии (мастер-класс Шарафиевой Лилии, Тверь),

  • практика применения пилотной арт-терапевтической программы по работе с лицами, применяющими насилие, «Управление гневом» (мастер-класс Морозовой Валентины, Архангельск),

  • методика работы с арт-дневниками в работе с аддиктивными пациентами (мастер-класс Ромашкиной Натальи, Москва),

  • техника фототерапии – игра «PhotoPlay» (Ефимова Анжела, Санкт-Петербург),

  • технология трансформации негативных образов на основе холодинамического подхода в арт-терапии (мастер-класс Побединской Ирины и Мун Ирины, Выборг-Санкт-Петербург),

  • использование арт-терапевтических техник для развития творческих и коммуникативных навыков у детей с выраженными нарушениями опорно-двигательного  аппарата (мастер-класс Талановой Натальи, Санкт-Петербург).

При подведении итогов конференции участники выразили благодарность администрации Психоневрологического диспансера №5 Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга – Серазетдиновой Л.Г. – и сотруднице ПНД – Назаровой Н.Р. – за предоставленную возможность ее проведения на базе ПНД. Участники могли увидеть и оценить организацию среды этого лечебно-реабилитационного учреждения, активно использующего методы терапии искусством, творческой реабилитации и занятости больных, познакомится с деятельностью кабинета арт-терапии, работами пациентов. Прозвучали предложения о расширении в дальнейшем формата выставки художественных работ членов Ассоциации, организуемой в рамках конференции.

Используемая на протяжении многих лет структура конференции, сочетающая доклады и многочисленные мастер-классы, предоставляет богатые возможности не только для знакомства с инновационными разработками и опытом арт-терапевтической деятельности, но их научного осмысления, поддерживает баланс теории и практики. Делясь впечатлениями от участия в конференции, несколько коллег высоко оценили комфортную атмосферу и творческий дух мероприятия. Прозвучали также предложения в дальнейшем проводить Общие собрания Ассоциации в дни работы ежегодных конференций, активнее обсуждать текущие вопросы деятельности арт-терапевтического сообщества.

 

А.И. Копытин