Новости

Новости

« Все новости

Предварительная программа форума /конференции в г. Грязи 03.06.2018 12:00

ПРОГРАММА

 

ТРЕТЬЕГО МЕЖДУНАРОДНОГО ФОРУМА «АРТ-ПУТЬ» (31 ИЮЛЯ-5 августа 2018 года) И КОНФЕРЕНЦИИ (1-2 августа 2018 года)
«АРТ-ТЕРАПИЯ И АРТ-ПЕДАГОГИКА: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ»

Место проведения: г. Липецк и г. Грязи (Липецкой области)

имарта

 

31 июля 2018 г. –  однодневный семинар-тренинг «ТЕХНИКИ СРЕДОВОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ: ЛАНДШАФТНЫЕ ВЕХИ РАЗВИТИЯ СЕМЬИ»

Ведущий: Копытин А.И. – доктор мед. наук, профессор кафедры психологии Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования

3-4 августа 2018 г. – двухдневный семинар-тренинг «СОЗДАНИЕ КУКОЛ В ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ АРТ-ТЕРАПИИ»

Ведущая: Беверли Э´КОРТ –сертифицированный арт-терапевт (Великобритания), стаж арт-терапевтической практики в образовательных и медицинских учреждениях более 25 лет, ведущая тренингов и семинаров, проводимых на базе всемирно известного экологического образовательного центра Финдхорн.

5 августа 2018 г. – однодневный семинар-тренинг «ЭКО-АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ РАБОТЫ С ГЛИНОЙ»

Ведущий: Копытин А.И. – доктор мед. наук, профессор кафедры психологии Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования

31 августа, 3 и 4 августа (17:30–21:00) ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ СУПЕРВИЗИЯ

Ведущий: Копытин А.И. – доктор мед. наук, профессор кафедры психологии Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования

Регистрация участников форума (конференция и однодневные семинары-тренинги): o.svet.ig@mail.ru (секретарь конференции – Пастухова Светлана Юрьевна).

Стоимость участия во всех мероприятиях форума – 13 тысяч рублей

Возможно посещение отдельных мероприятий, например, только конференции или (и) отдельных одно и двухдневных семинаров

Возможно размещение в благоустроенном гостевом доме от 350 р. в сутки

Организовано трехразовое питание участников форума по цене 350 р. в сутки

Организаторы форума и конференции:

  • Национальная ассоциация для развития арт-терапевтической науки и практики «Арт-терапевтическая ассоциация»
  • ГБОУ «Специальная школа-интернат г. Грязи» (Липецкой области)
  • Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования

Партнеры конференции:

  • ГОАОУ «Центр образования, реабилитации и оздоровления» (г. Липецк)
  • Институт культуры и искусства ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-   Шанского» (г. Липецк)
  • Модальность «арт-психотерапия» Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги
  • Саморегулируемая организация «Содружество психотерапевтов и психологов»

Конференция проводится при поддержке:

  • Управления образования и науки Липецкой области
  • Администрации г. Грязи (Липецкой области)

 

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ АНОТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ

1 августа

9.30 – 9.50   Регистрация участников

9.50 – 10.00   Открытие конференции Приветствия

10.00 – 11.30  Пленарные доклады

РЕСУРСЫ ПРИРОДЫ И ТВОРЧЕСТВА ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ, СЕМЬИ И СООБЩЕСТВА 

Копытин Александр Иванович доктор медицинских наук, профессор кафедры психологии СПбАППО (г. Санкт-Петербург)

В докладе на примере некоторых инновационных направлений отечественной и зарубежной арт-терапии и психологической помощи (экосистемный, холистический, саногенетический и др.) раскрываются возможности позитивного воздействия творческой личностной активности на психическое, соматическое и духовное здоровье человека в неразрывной связи с оздоровлением природной, социальной и семейной среды жизнедеятельности. Поясняются педагогические (психолого-педагогические), социальные и клинические сегменты деятельности специалистов в сфере арт-терапии и арт-педагогики.

ХОЛИСТИЧЕСКАЯ ЭКО-АРТ-ТЕРАПИЯ

Э’Корт Беверлисертифицированный арт-терапевт, работает на базе Финдхорн Фонда, участвует в ряде международных социальных арт-терапевтических проектах, ведет частную практику (п. Финдхорн, Шотландия)

В докладе раскрывается понятие холизма в арт-терапии, связанного с древними и современными представлениями о взаимосвязи физических (телесных), психических и духовных аспектов жизнедеятельности. Данные представления будут раскрыты на примере некоторых практик холистической арт-терапии, в частности, связанных с использованием изобразительной деятельности как средству активации соматических, средовых (полевых) процессов в их связи с психической деятельностью; развитие целостного самоосознавания, настройку на средовые, природные феномены как условие эффективной саморегуляции и лечения. Будут прокомментированы некоторые виды арт-терапевтической практики (в частности, связанные с созданием кукол из природных материалов) в качестве инструментов активации архетипических структур.

АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ РЕСУРС АКТУАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ И КРЕАТИВНО-ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ

Анисимов Владимир Петрович к.п.н., заведующий кафедрой дошкольной педагогики и психологии, доцент ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет», директор научно-образовательного Центра (НОЦ) арт-педагогики (г. Тверь)

ФЕНОМЕН РЕФЛЕКСИИ В АРТ-ТЕРАПИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Лебедева Людмила Дмитриевна доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе и международному сотрудничеству института позитивных технологий и консалтинга (г. Москва)

Теоретическая экспозиция проблемы акцентирует экопсихологический подход ввосстановительной арт-терапии. Рассматриваются психологические механизмы рефлексивных процессов, конгруэнтных  фундаментальным  потребностям  личности  в  самовыражении, самоопределении, самореализации. Актуализирован контекст саногенной рефлексии, направленной на реадаптацию эмоционального состояния человека, психотравмированного воздействием трудных эмоциогенных ситуаций и токсических переживаний. Практические аспекты доклада раскрываются через опыт развития рефлексивных способностей специалиста в арт-терапевтическом процессе. Конкретные примеры иллюстрируют амбивалентность рефлексивных процессов, их позитивную направленность и возможные риски от сфокусированного на «Я» внимания и так называемой «назойливой рефлексии».

11:30 – 13:30  Мастер-классы

  • Черенков Роман Артурович (Санкт-Петербург). «Живой акрил»: методика работы с эмоциями на основе живописи и фигуративных элементов эмоционального арт-конструктора
  • Рашитова Лилия Сергеевна (Санкт-Петербург). Использование масок при работе с образом я дезадаптированных подростков
  • Кожохина Светлана Константиновна (Ярославль). Авторская технология «Окно моей души» как пример реализации средового подхода в арт-терапии   
  • Бойкова Ольга Александровна (Москва). «Радужная мозаика»: цветовая психодиагностика в рамках интермодальной терапии искусствами   
  • Лебедев Алексей Анатольевич  (Волгоград). Арт-терапевтические техники в развитии эмоционального интеллекта (эмоциональной компетентности и адаптивных копинг-стратегий)

«ЖИВОЙ АКРИЛ»: МЕТОДИКА РАБОТЫ С ЭМОЦИЯМИ НА ОСНОВЕ ЖИВОПИСИ И ФИГУРАТИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ©ЭМОЦИОНАЛЬНОГО АРТ-КОНСТРУКТОРА

Черенков Роман Артурович – художник, специалист по арт-терапии Смольного института Российской академии образования (Санкт-Петербург) (г. Санкт-Петербург)

Мастер-класс посвящен оригинальной авторской технике создания абстрактных картин с использованием жидкого акрила. В процессе мастер-класса участники смогут создать собственное абстрактное полотно и рассмотреть возможности интеграции техники в арт-терапевтическую и арт-педагогическую практику в качестве инструмента работы с эмоциями, развития творческого воображения, освоения средств художественной выразительности, характерных для современного искусства. Будет показано применение методики работы с «живым акрилом» в сочетании с использованием набора фигур ©Эмоционального ар-конструктора для коррекции и развития эмоциональной сферы.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАСОК ПРИ РАБОТЕ С ОБРАЗОМ Я ДЕЗАДАПТИРОВАННЫХ ПОДРОСТКОВ

Рашитова Лилия Сергеевнапедагог-психолог первой квалификационной категории, СПб ГБУЗ детского санатория «Солнечное», аспирант Санкт-Петербургского государственного университета (г. Санкт-Петербург)

На современном этапе развития общества становится актуальна проблема подростковой дезадаптации. Типичными ее проявлениями является агрессивность по отношению к сверстникам и взрослым, вредные привычки, проблемы с успеваемостью и т.д. Важную роль в возникновении состояния дезадаптиции у подростков играют особенности их образ Я. На мастер-классе будут представлены методика исследования образа Я дезадаптированных подростков. Участники познакомятся с методикой арт-терапевтической работы, направленной на развитие навыков рефлексии, выявление социально-одобряемых и теневых аспектов личности подростка.

АВТОРСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ОКНО МОЕЙ ДУШИ» КАК ПРИМЕР РЕАЛИЗАЦИИ СРЕДОВОГО ПОДХОДА В АРТ-ТЕРАПИИ

Кожохина Светлана Константиновна – старший педагог дополнительного образования, руководитель арт-студии «Синяя птица» ГОАУ ДО ЯО ЦДЮ, Государственное образовательное автономное учреждение дополнительного образования Ярославской области «Центр детей и юношества» (г. Ярославль)

Технология «Окно моей души» состоит из набора трех авторских коллекций фото-образов различных видов окон, которые условно можно назвать: «Окна городские», «Окна сельской местности», «Окна внутри». Технология связана с возможностями чувственного постижения и понимания ребенком окружающего мира и себя в нем; принятия богатства человеческой культуры; развития способности эффективного контакта с миром и самим собой, что в совокупности направлено на сохранение психологического здоровья, эффективную социализацию и адаптацию в условиях современного общества. На мастер-классе будет представлена методика использования технологии «Окно моей души» с детьми начиная с-летнего возраста, а также подростками и взрослыми.

«РАДУЖНАЯ МОЗАИКА». ЦВЕТОВАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА В РАМКАХ ИНТЕРМОДАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ ИСКУССТВАМИ    

Бойкова Ольга Александровна психолог, художник, арт-терапевт (Москва), мастерская креатива 3DDAR «Дар Дорога к Дому» (г. Москва)

В ходе мастер-класса будут использованы авторские ассоциативные карты, а также колода Юлии Рогановой («Огонь мерцающий в сосуде»),  «Колода  баланса» Пеги Френсис Дубро, позволяющие исследовать и включить в творческий процесс цветовые предпочтения участников, стимулировать фантазии и изобразительную деятельность. Будут использованы разные формы совместной творческой работы. Участники смогут поучаствовать в визуализации, а также создать образ своего творческого ресурсного цветового сосуда и освоить методики работы с цветом на основе применения интермодального подхода.

АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА (ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И АДАПТИВНЫХ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ)

Лебедев Алексей Анатольевич – врач - психотерапевт  психотерапевтического отделения ВОКГВВ, преподаватель кафедры общей и клинической психологии ВолгГМУ (г. Волгоград)

На мастер-классе будет продемонстрирован блок техник, включающих «Арт-терапевтический бланк комплексной самооценки психоэмоционального состояния» (бланк КСПЭС) и  технику «Образ отрицательного и положительного чувства» в двух вариантах, подразумевающих индивидуальную работу и парное взаимодействие с целью  оптимальной модификации характера  исходного чувства (нейтрализации негативного и усиление позитивного). Техники имеют практическую и рефлексивную составляющие, направленные на лучшее понимание особенностей психоэмоционального состояния и его динамики под влиянием различных внешних и внутренних психологических (психосоциальных) факторов. В их основе лежит  комплекс разноплановых способов репрезентации (выражения и оценки) текущих и моделируемых  чувств и эмоций,  включающий цифровой, визуально-аналоговый, образно-метафорический и вербальный варианты.

13:30 – 14:45 Обед

14:45 – 16:45  Мастер-классы

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ПОЛИМОДАЛЬНОЙ  АРТ-ТЕРАПИ В РАБОТЕ С ЖЕНСКОЙ ГРУППОЙ

Глазунова Жанна Ивановна – педагог-психолог отдела сопровождения замещающих семей Г(О)БУ Центр "СемьЯ", тренер Школы приемных родителей.(г. Липецк)

Давыдова Татьяна Николаевна – педагог-психолог отдела сопровождения замещающих семей Г(О)БУ Центр "СемьЯ", тренер Школы приемных родителей (г .Липецк)

В ходе мастер-класса будут представлены техники полимодальной арт-терапии в работе с женской группой. Участники мастер-класса смогут исследовать возможные причины трудностей во взаимоотношениях с противоположным полом, проанализировать сформированность половой идентичности, понять причины непринятия женщиной семейных ролей. В процессе мастер-класса участники рассмотрят реальное самовосприятие  своей половой идентичности и сформируют представление о собственном гендерном поведении.

ПРИКЛАДНЫЕ РЕСУРСЫ АРТ-ТЕРАПИИ: ЦВЕТОЭКСПЕРИМЕНТЫ

Ильюкевич Игорь Петрович – психолог, член ведущий авторских программ по арт-терапии и телесноориентированной терапии (г. Минск, Беларусь)

В современном мире интенсивных технологий для того, что бы оставаться эффективным специалистом необходимо использовать возможные ресурсы профессионального пространства и обладать инновационным типом мышления.

На мастер классе участники познакомятся с различными формами работы с цветом (лавовая лампа, рисование на сливках, цветная пена, 3D моделирование), а  также расширят спектр профессиональных инструментов и выйдут за рамки привычной методологии.

ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ: КРЕАТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ И ОСОЗНАННОСТЬ В ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ

Лебедева Людмила Дмитриевна доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе и международному сотрудничеству Института позитивных технологий и консалтинга (г. Москва)

В настер-классе будет представлена авторская методика, использующая метафору «белый танец» и творческие технологические решения в создании художественного образа. Методика направлена на осознание межличностных и личных отношений (в разных контекстах данного понятия),  а также поиск способов разрешения ситуации, принятия, прощения и примирения. Символический вопрос: «…Я приглашу на белый танец…?», - является мотивационной детерминантой творчества с использованием нетипичных для изодеятельности материалов, например, прозрачной самоклеящейся пленки Oracal, поделочных материалов белого цвета  и др. После рассмотрения базовых понятий в концепциях  эмоциональной сферы, участникам будет предложено создать картину – образ «белого танца» с последующим рефлексивным анализом и этапом ресурсной трансформации художественного объекта.

ФОТОГРАФИЯ И КОЛЛАЖ В АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ

Ромашкина Наталия Витальевна – врач психиатр-нарколог, психолог, ГБУЗ Московский Клинический Научный Центр им. А.С. Логинова ДЗМ, Центр персонализированной медицины, ФГБУ Московский научно-исследовательский институт психиатрии – филиал «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П.Сербского» МЗ РФ.

На мастер-классе будет представлена техника использования коллажа на основе готовых фотографий крупного формата. В работе с фотографиями будет рассмотрено коллажирование как фактор развития ассоциаций, структурирования и детализации получаемых образов, а также трансформации переживаний. Основное внимание будет уделено обсуждению особенностей работы с подростками с использованием данной техники. Выбор фотографического материала, предлагаемого участникам, основан на данных опроса подростков. Участники получат практическое представление об использовании описанной техники в контексте взаимодействия с подростками.

Стендовые доклады:

16:45 – 17:30 Объединяющий ритуал

18:30 – 21:00 Культурная программа

2 августа

9.3010.45 Симпозиум «Арт-терапия и творческая реабилитация в работе с детьми, подростками и семьями»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЕ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Белозорова Людмила Александровна – кандидат психологических наук, доцент кафедры ПиМДНОО Воронежского института развития образования (г. Воронеж)

МЕСТО АРТ-ТЕРАПИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С НЕВРОЛОГИЧЕСКОЙ СИМПТОМАТИКОЙ И ИХ РОДИТЕЛЯМИ

Таланова Наталья Георгиевна – специальный психолог, арт-терапевт Международного психоаналитического центра семьи (г. Санкт-Петербург)

В докладе представлен опыт работы с применением изобразительных техник в работе с детьми с неврологическими заболеваниями. Рассмотрены трудности, переживаемые такими детьми в процессе освоения учебной программы, а также особенности реагирования родителей таких детей, зачастую усугубляющие психологическое состояние ребенка и снижающие его веру в свои возможности. Будет рассмотрена специфика работы с такими детьми с использованием оригинальных изобразительных техник, в частности, цветного изобразительного материала, способного поддерживать интерес ребенка к выполнению трудных заданий, повышать мотивацию школьника. Изложены принципы психологического сопровождения ребенка с неврологическими заболеваниями.

СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ С ПОМОЩЬЮ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ «АРХЕТИПИЧЕСКИЙ АРТ-КОНСТРУКТОР» 

Уханова Анна Владимировна – руководитель психологической службы Государственного образовательного автономного учреждения дополнительного образования Ярославской области «Центр детей и юношества», Ярославль (ГОАУ ДО ЯО ЦДЮ) (Россия, Ярославль).

В докладе представлен опыт проведения тренинга профессионального роста для педагогических работников, в процессе которого была использована арт-терапевтическая технология «Архетипический арт-конструктор». Раскрываются преимущества технологии, позволяющей успешно создать ситуации исследования индивидуального профессионального опыта, а также специфика её использования для решения этой задачи.

РЕАЛИЗАЦИЯ АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДОВОЙ АРТ-ТЕРАПИ «ЦЕЛЕБНОЕ ПРИКОСНОВЕНИЕ. ОТКРЫТАЯ СТУДИЯ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ»

Кожохина Светлана Константиновна – старший педагог дополнительного образования, руководитель арт-студии «Синяя птица» ГОАУ ДО ЯО ЦДЮ, Государственное образовательное автономное учреждение дополнительного образования Ярославской области «Центр детей и юношества» (г. Ярославль)

В докладе представлена концепция, методики и некоторые результаты авторской программы «Целебное прикосновение. Открытая студия четырех стихий». Занимаясь в рамках программы, участники двух возрастных групп дети 7-9 и 11 - 13 лет постигали целебную силу природы в течение всех времен года. Приводятся примеры выполненных детских работ, представленные арт-дневниках, используемых в качестве оригинальной формы отражения их опыта.

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ДРАМАТЕРАПИИ НА БАЗЕ ШКОЛЫ МОНТЕСОРИ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Альварадо Марта драматерапевт, работает на базе школы Монтессори в Париже, ведет частную практику (Париж, Франция)

АРТ-ТЕРАПИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД РЕШЕНИЯ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ  РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЬЯХ

Глазунова Жанна Ивановна – педагог-психолог Г(О)БУ Центр «СемьЯ», тренер Школы приемных родителей (Липецк)

В докладе отражены методы психолого-педагогической модели арт-терапии, её здоровьесберегающие возможности. Представлен практический опыт использования  ресурсов арт-терапии в процессе психолого-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи усыновителей, опекунов, попечителей и приемных родителей. Описана  арт-терапевтическая практика, направленная на восстановление психоэмоционального благополучия приемного ребенка, в нетипичных ситуациях его ретравматизации  в замещающей семье.

АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ЛАНДШАФТ: ПРАКТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЯ СРЕДЫ С ПОМОЩЬЮ ГЛИНЫ  

Шарафиева Лилия Раисовна заведующая лабораторией эко-арт-терапии Ботанического сада Тверского государственного университета психолог (г. Тверь)

В докладе представлены теоретические основы исследования ландшафтных предпочтений субъектов образовательного процесса в контексте экопсихологии развития и ландшафтной архитектуры методами эко-арт-терапии. Осмысляется технология и опыт создания арт-терапевтического ландшафта в процессе исследования и моделирования разных типов среды – комфортной, стрессогенной и развивающей с помощью глины на базе ГБОУ «Специальная школа-интернат г.Грязи» Липецкой области. Приводятся примеры работ учащихся и сотрудников данной школы и общие выводы по результатам исследования.

РАЗМЫШЛЕНИЯ ПСИХОЛОГА О ВОЗМОЖНОСТЯХ ПРИМЕНЕНИЯ АРТ-ТЕРАПИИ В РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОГО САНАТОРИЯ.

Чеховская Ольга Станиславовна педагог-психолог Республиканского психоневрологического санатория для детей, в том числе для детей с родителями, «Акбузат» (г. Уфа, Республика Башкортостан) chekhovskaya@mail.ru

В докладе представлен опыт использования арт-терапии в детском психоневрологическом санатории «Акбузат», где проходят лечение дети с разными заболеваниями – резидуальной энцефалопатией, вегето-сосудистыми заболеваниями, энурезом, энкопрезом, заиканием, ДЦП, с последствиями черепно-мозговых травм, с эмоционально-личностными расстройствами личности и т.д. Будут рассмотрены некоторые результаты работы как с детьми, та и их родителями, у которых возникают различные психологические трудности и психогенные реакции, вызванные заболеванием ребенка.

10.45 – 11.15  Симпозиум «Клиническая арт-терапия»

МЕХАНИЗМЫ ОПТИМИЗАЦИИ И ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КЛИНИЧЕСКОЙ СИСТЕМНОЙ АРТ-ТЕРАПИИ

Лебедев Алексей Анатольевичврач-психотерапевт  психотерапевтического отделения госпиталя ветеранов войн, преподаватель кафедры общей и клинической психологии ВолгГМУ (г. Волгоград)

В данном сообщении рассматриваются три таких фактора повышения эффективности клинической системной арт-терапии, как транстеоретичность  методологии как необходимая теоретическая предпосылка, максимальная организационная гибкость, как важнейшее тактическое условие, а также ориентация на активацию  саногенетического подхода (в оптимальном балансе с  патогенетическим), как  общий стратегический ориентир в лечебно-реабилитационном процессе. При этом в саногенетическом подходе особое значение уделяется таким его аспектам, как ресурсная ориентированность и позитивная направленность.

АРТ-ТЕРАПИЯ И КРИЗИС ИДЕНТИЧНОСТИ: РАЗБОР КЛИНИЧЕСКОГО СЛУЧАЯ

Ромашкина Наталья Витальевнаврач психиатр-нарколог, Московский научно-исследовательский институт психиатрии – филиал ФГБУ «ФМИЦПН им. В.П. Сербского» Минздрава России (г. Москва)

Представленный случай посвящён теме самоидентификации в подростковом периоде. Интерес данного случая заключается в наличие клинически значимого состояния пациентки (в рамках расстройства личности) с включением аутоагрессивного поведения. Актуальность представляемого случая заключается в росте распространённости аутоагрессивных форм поведения в подростковой среде с одной стороны и в необходимости исследования арт-психотерапевтического подхода для работы с данными состояниями и категориями пациентов.

ПСХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБРАЗА ЗДОРОВЬЯ У СОМАТИЧЕСКИ ЗДОРОВЫХ ЛЮДЕЙ И ОНКОБОЛЬНЫХ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АРТ-ТЕРАПИИ

Зоткина Елена Александровна – медицинский психолог отделения реабилитации Самарского областного клинического онкологического диспансера, старший преподаватель кафедры психологии развития Самарского национального исследовательского  университета имени академика С.П. Королева (г. Самара)

В докладе говориться о возможностях и эффектах использования арт-терапевтических техник в работе с пациентами онкологического профиля и соматически здоровыми людьми с целью изучения и формирования образов здоровья. Особое внимание уделяется использованию рисунков и поэтических текстов, созданных самими пациентами.

ТЕЛЕСНЫЙ ОБРАЗ «Я» И ОСОЗНАНИЕ БОЛЕЗНИ: ОБРЕТЕНИЕ СИЛЫ ДЛЯ ВЫЗДОРОВЛЕНИЯ В ДИАЛОГЕ С ВИЗУАЛЬНЫМИ ОБРАЗАМИ

Берегулина Лидия Николаевнаврач-психотерапевт, психиатрическая больница Св. Николая Чудотворца (г. Санкт-Петербург)

Телесный образ «Я» (ТОЯ) - визуальное воплощение чувств, ощущений и представлений человека о собственном теле. В докладе представлен опыт арт-терапевтической работы. Показывается, каким образом работа с представлениями и переживаниями, затрагивающими восприятие больного и здорового тела может быть использована в процессе лечения и реабилитации, сокращению сроков лечения и пребывания в больнице, а также проведение лечения в амбулаторных условиях.

11.30 14.00 Мастер-классы

  • Орната Ольга (Москва). Авторская техника коллаж «магический автопортрет»        
  • Белозорова Людмила Александровна (Воронеж). Использование техник арт-терапии в работе с арт-альбомами «Мы – вместе!» для семей детей с ОВЗ       
  • Альварадо Марта (Париж, Франция). Внутренний ребенок: источники пути героя
  • Шустова Виктория Олеговна (Москва). Командообразование посредством приемов арт-терапии
  • Большунова Светлана Витальевна (Москва). Игра "Путешествие в город эмоций" в индивидуальной работе с подростками   

АВТОРСКАЯ ТЕХНИКА КОЛЛАЖ «МАГИЧЕСКИЙ АВТОПОРТРЕТ»

Орната Ольгахудожник, арт-фотограф; автор и ведущая российских и международных творческих учебных групп, преподает в Британской высшей школе изобразительных искусств и дизайна – British Higher School of Art and Design (г. Москва) ornata7@gmail.com

Мастер-класс имеет целью обогащение арсенала практикующих арт-терапевтов новыми художественными возможностями, повышение изобразительного качества, исследование арт-процесса. Акцент в ходе МК будет сделан на творческую составляющую, обнаружение новых граней и углов зрения на процессы фото-арт-терапии. Участники смогут освоить арт-пространство, исследовать собственные творческие проявления.
Основная часть занятия посвящена выполнению творческого задания в авторской коллажной технике с последующим совместным анализом методики и созданием "карты возможностей" по ее применению.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИК АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С АРТ-АЛЬБОМАМИ «МЫ – ВМЕСТЕ!» ДЛЯ СЕМЕЙ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Белозорова Людмила Александровна – кандидат психологических наук, доцент кафедры ПиМДНОО Воронежского института развития образования (г. Воронеж)

КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ ПОСРЕДСТВОМ ПРИЕМОВ АРТ-ТЕРАПИИ

Шустова Виктория Олеговна кандидат психологических наук, психолог ГБУ ЦПСиД «Планета Семьи» (г. Москва) v.shustova@list.ru

На мастер-классе будут показаны некоторые методики работы с использованием разных экспрессивных практик, способствующих командообразованию. Участники также смогут получить опы гармонизации эмоционального состояния и повышения энергетического потенциала личности (профилактики эмоционального выгорания) посредствам образов природы, звуков родной природы и творческого потенциала личности. Познакомятся с методом диагностики – этнофункциональным структурированным интервью А.В. Сухарева.

ИГРА «ПУТЕШЕСТВИЕ В ГОРОД ЭМОЦИЙ В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ   

Большунова Светлана Витальевна креативный директор ТО «Центр творческих технологий», художник, арт-терапевт (г. Москва)

14.00 15.00 Обед

15.00-17.30 Мастер-классы

  • Таланова Наталья Георгиевна (Санкт-Петербург). Ниткография в работе с детьми с неврологическими нарушениями
  • Шарафиева Лилия Раисовна (Тверь). Практика эко-арт-терапии           
  • Почтенная Татьяна (Самара). Демонстрация авторской методики «Семья, в которой я родился»
  • Берегулина Лидия Николаевна (Санкт-Петербург). Работа с иллюстрациями  в арт и библиотерапии
  • Зоткина Елена Александровна (Самара). «Путь к себе»: использование арт-терапевтических техник в работе с телом

НИТКОГРАФИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НЕВРОЛОГИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ

Таланова Наталья Георгиевна – специальный психолог, арт-терапевт Международного психоаналитического центра семьи (г. Санкт-Петербург)

«Изонить» - это нитяная графика на картоне. Эта уникальная техника доступна для работы как с обычными детьми, так и с особыми.  Различные комбинации углов и окружностей позволяют составлять как отдельные изображения, так и сюжетные картины. На мастер-классе мы постараемся познакомиться с техникой выполнения такой работы, пройдя все этапы ее выполнения.

ЛАНДШАФТ ДУШИ И ГЕНИЙ МЕСТА

Шарафиева Лилия Раисовна заведующая лабораторией эко-арт-терапии Ботанического сада Тверского государственного университета психолог (г. Тверь)

На мастер-классе будет представлена методика исследования ландшафтных предпочтений для диагностики личностных особенностей и занятий импрессивной эко-арт-терапией. Будет показана технология моделирования арт-терапевтического ландшафта с помощью глины и иных даров природы как способ улучшения пространственной, эмоциональной и духовной среды взаимосодействия и интеграции ресурсов личности. Также будет раскрыто понятие «гений места» и практика вчувствования и осознания своего места в культурном и природном ландшафте, индивидуального пути развития и эко-идентичности. Работа с глиной в аудитории будет дополнена выходом в ландшафт с созданием своей истории и её воплощения в перформансе.

ДЕМОНСТРАЦИЯ АВТОРСКОЙ МЕТОДИКИ «СЕМЬЯ, В КОТОРОЙ Я РОДИЛСЯ»

Почтенная Татьянапсихолог, специалист в области арт-терапии, художник, арт-педагог и куратор (г. Самара)
На мастер-классе будет представлена авторская арт-терапевтическая методика работы с опытом семейных отношений в индивидуальном или групповом формате. Она относится к системно-ориентированному семейному направлению в арт-терапии. Данная методика дает возможность смотреть на ситуацию клиента в системном и траснгенерационном подходе. Будет обращено внимание на сценарные особенности семейной системы, травматический опыт, мифы, установки, стереотипы и послания, эмоциональный фон семьи. Участники смогут познакомиться
с теоретическими и практическими особенностями методики.

РАБОТА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ  В АРТ И БИБЛИОТЕРАПИИ

Берегулина Лидия Николаевнаврач-психотерапевт, психиатрическая больница Св. Николая Чудотворца (г. Санкт-Петербург)

 «Иллюстрация (лат.) означает  «освещение, наглядное изображение». На мастер-классе будет показано, как применяется иллюстрирование пациентами различного литературного  материала – сказок, рассказов, притч, стихов. Иллюстрирование поясняет, дополняет и «освещает» текст, развивает чувственное восприятие литературного произведения.

Нередко иллюстрирование сочетается с проигрыванием эпизодов литературного произведения для ещё более осознанного и эмоционального восприятия произведения.

«ПУТЬ К СЕБЕ»: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ТЕХНИК В РАБОТЕ С ТЕЛОМ

Зоткина Елена Александровна – медицинский психолог отделения реабилитации Самарского областного клинического онкологического диспансера, старший преподаватель кафедры психологии развития Самарского национального исследовательского  университета имени академика С.П. Королева (г. Самара)

Мастер-класс предназнчен для тех, кто хочет лучше понять себя и найти ресурсы для воплощения своих идей в жизнь, кто готов путешествовать по ландшафтам своей души, открывая новые возможности. Ваше тело станет активным участником этого путешествия и, возможно, главным советчиком, который знает, что нужно для физического и психического здоровья. В работе будут задействованы телесно-ориентированные техники, использована техника концентративного расслабления Бригитты Бьеттер, а также  арт-терапевтические техники.

Участникам необходимо быть в удобной одежде.

17.30-18.30 Подведение итогов конференции

Культурные мероприятия (18.30-21.00 с 31.07 по 04.08)

Однодневный семинар-тренинг

ТЕХНИКИ СРЕДОВОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ АРТ-ТЕРАПИИ И АРТ-ПЕДАГОГИКИ В РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ: ЛАНДШАФТНЫЕ ВЕХИ РАЗВИТИЯ СЕМЬИ

 (31 ИЮЛЯ 2018 г.)

Ведущий: Копытин А.И. – доктор мед. наук, профессор кафедры психологии Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования

В ходе однодневного семинара-тренинга будут представлены техники средового и экологического подхода в арт-терапии и арт-педагогике, предназначенные для работы с семейной и родовой системами. Особое внимание будет обращено на средства исследования и интеграции семейной, родовой и личной истории на основе творческого взаимодействия с природной и антропогенной средой. Будут раскрыты теоретические и методологические основы данного нового направления в семейной арт-терапии, психотерапии, консультировании, а также в деятельности педагогов и педагогов-психологов, работающих в русле арт-педагогики. После этого участникам тренинга будут предложены различные виды творческой работы с использованием техник средовой, экологической семейной арт-терапии целью исследования их семейно-родового опыта.

Будут показаны приемы визуально-повествовательной творческой активности, креативной повествовательной терапии, связанные с созданием серии биографических эссе, иллюстрируемых серией рисунков и (или) природных объектов. Центральное место в практической части занятия отводится визуально-повествовательной технике «Ландшафтные вехи развития семьи», сочетающей изобразительную деятельность и повествовательную творческую активность и позволяющую работать с разными семейными и личными проблемами на основе укрепления физической, эмоциональной, ценностно-смысловой и духовной связи с природным и антропогенным ландшафтом.

Дополнительная информация и регистрация: o.svet.ig@mail.ru (секретарь конференции – Пастухова Светлана Юрьевна)

Двухдневный семинар-тренинг

СОЗДАНИЕ КУКОЛ В ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ АРТ-ТЕРАПИИ

 (3-4 АВГУСТА 2018 г.)

Ведущая: Беверли Э´КОРТ – сертифицированный арт-терапевт (Великобритания), стаж арт-терапевтической практики в образовательных и медицинских учреждениях более 25 лет, ведущая тренингов и семинаров, проводимых на базе всемирно известного экологического образовательного центра Финдхорн.

В рамках двухдневного семинара-тренинга будут рассмотрены терапевтические возможности создания кукол из смешанных, преимущественно природных материалов в контексте экологической арт-терапии. Создаваемые в ходе арт-терапевтических занятий куклы могут рассматриваться как миниатюрные изображения самих авторов, символизирующие разные аспекты их биологической природы, а также психологические и социокультурные особенности. Нередко в терапии и традиционных культурах куклы становятся «ангелами-хранителями», «защитниками» и «учителями» их создателей, которые наделяются особыми, подчас волшебными свойствами, а также выражают их скрытые способности, либо запретные, социально осуждаемые качества.

Данный мастер-класс имеет целью повышение уровня компетентности специалистов, особенно тех, кто использует лечебный и профилактический потенциал искусства и творческой деятельности, связанной с созданием кукол. В качестве теоретической основы будут использованы представления и принципы нового, экологического подхода в арт-терапии, опирающейся на здоровьесберегающий потенциал взаимодействия человека с природной средой.

В ходе занятий участники будут создавать персональные куклы, используя смешанные, преимущественно природные материалы. Они смогут создать прототип лечебной куклы для ее последующего применения  в работе с разными клиентами. При наличии подходящих погодных условий часть занятий могут проходить на свежем воздухе. Будет рассмотрены возможности создания и использования кукол в качестве персональных или групповых «талисманов», обеспечивающих различные терапевтические эффекты.

Участники должны принести на занятия различные поделочные и природные материалы – нити, шерсть, пряжу, обрезки ткани, тесьму, иглы, кусочки дерева или опавшие ветки, сухие растения, металлические и пластмассовые детали устройств, искусственные «самоцветы», ракушки и др.

Дополнительная информация и регистрация: o.svet.ig@mail.ru (секретарь конференции – Пастухова Светлана Юрьевна)

Однодневный семинар-тренинг

АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ РАБОТЫ С ГЛИНОЙ

(5 АВГУСТА 2018 г.)

Ведущий: Копытин А.И. – доктор мед. наук, профессор кафедры психологии Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования

В ходе однодневного семинара-тренинга будут представлены различные арт-терапевтические и арт-педагогические технологии, связанные с применением глины как инструмента психокорреционной работы, целостного развития личности участников занятий, повышения уровня их психосоциальной адаптации, достижению психопрофилактических, реабилитационных эффектов.

Арт-терапевтическое применение глины позволяет активизировать и развивать различные сферы личности детей, подростков и взрослых – творческое воображение, эмоционально-регулятивные и коммуникативные умения, навыки самоорганизации, построения внутреннего плана действий, ценностно-смысловую сферу, представления о мире и собственной личности, осознанность, самостоятельность и автономность принятия решений, навыки управления стрессом.

Будут представлены следующие арт-терапевтические техники работы с глиной:

  • Техники, предназначенные для работы с эмоциональной сферой (выражения и терапевтической проработки переживаний; развития эмоционально-экспрессивных и эмоционально-регулятивных навыков),
  • Интерактивные формы работы с глиной (предназначенные для развития коммуникативных навыков, групповой сплоченности, командообразования, социальной инклюзии),
  • Упражнения, направленные на актуализацию и воплощение ресурсных образов, связанных с гармоничной и безопасной средой, достижением поставленных целей, состоянием внутренней гармонии и здоровья.
  • Арт-терапевтические техники работы с глиной, предназначенные для развития копинговых умений (навыков совладания со стрессом), преодоления последствий психической травмы.

Дополнительная информация и регистрация: o.svet.ig@mail.ru (секретарь конференции – Пастухова Светлана Юрьевна)

31 августа, 3 и 4 августа (17:30–21:00)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ СУПЕРВИЗИЯ

Курс предназначен для практикующих арт-терапевтов и включает 15 академических часов занятий (три занятия с 17.30 до 21:15), необходимых для набора минимального объема часов (15 часов) для получения статуса действительного члена Ассоциации и включения в Национальный реестр специалистов в сфере арт-терапии. Он также представляет собой уникальную возможность для повышения профессионального уровня специалиста в сфере арт-терапии путем рассмотрения сложных вопросов, связанных с его деятельностью и касающихся планирования и проведения арт-терапии с разными клиентами, своих действий и личностных реакций, оценки эффектов арт-терапии и других вопросов.

Стоимость посещения всего курса из трех занятий - 3000 руб. Одного супервизионного занятия – 1500 руб. Рекомендуется прохождение всего курса. Порядок представления случаев из практики будет заранее согласован с участниками программы. По окончании курса выдается сертификат Арт-терапевтической ассоциации. Участникам необходимо заранее выбрать вызвавший затруднения и вопросы случай из своей арт-терапевтической практики и быть готовыми представить его в ходе одного из занятий, по возможности иллюстрируя изобразительной продукцией клиента/участников группы (можно фотографиями работ).

Ведущий: Копытин А.И. – доктор мед. наук, профессор кафедры психологии Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования

Дополнительная информация и регистрация: o.svet.ig@mail.ru (секретарь конференции – Пастухова Светлана Юрьевна)