Новости

Новости

« Все новости

Репортаж о конференции "Арт-терапия сегодня" 14.05.2019 06:48

22-ая ежегодная всероссийская научно-практическая конференция

«АРТ-ТЕРАПИЯ СЕГОДНЯ: АРТ-ТЕРАПИЯ В ОБРАЗОВАНИИ, МЕДИЦИНЕ, СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ»

 

Организованная Арт-терапевтической ассоциацией 22-ая ежегодная всероссийская научно-практическая конференция прошла в Санкт-Петербурге (г. Павловск) 10-11 мая 2019 г. Местом проведения мероприятия явилось учреждение культуры – Павловский Центр культуры, кино и досуга, что создало благоприятные возможности для организации выставки художественных работ членов Ассоциации.

Ассоциацией впервые была реализована задача более масштабного, чем в предыдущие годы, показа художественно-творческих работ, демонстрирующих способность представителей арт-терапевтического сообщества использовать не только средства науки, но и искусства для обозначения и решения актуальных тем современности. В качестве такой темы была выбрана тема столкновения и альянса природного, живого, натурального и виртуального, технологического, созданного человеком.

Как обозначено в концептуальном манифесте выставки «Натуральное и виртуальное», она «…объединяет разные аспекты творческого восприятия и преобразования внутренней, психологической  и внешней природной и антропогенной среды в их комплиментарных и конфронтационных отношениях друг с другом. Одним из аспектов данных отношений является противостояние и взаимодополнение мира природы и современной культуры, цифровых и компьютерных технологий, с помощью которых творится информационная, виртуальная среда. Другим смысловым аспектом отношений натурального и виртуального является отражение человеком разных феноменов внешнего, объектного мира природы и культуры в его субъектном пространстве, виртуализирующем бытие объектов и превращающем их в конструкты психического…».

Авторами представленных на выставке рисунков, фотографий, живописных работ, мелкой пластики, слайд-фильмов и другой арт-продукции являлись в основном представители санкт-петербургского отделения Арт-терапевтической ассоциации – Олег Богачев, Татьяна Богданова, Александр Куманенко, Виктория Минасян, Лилия Рашитова, Дарья Розина, Вероника Тургель, Роман Черенков, Лада Шамшурина, Виктория Ярославова.

«Натуральное» направление было представлено интересными экспонатами из стекла и дерева Романа Черенкова, замечательными коллажами из ткани учеников Виктории Минасян с использованием засушенных и живых цветов, подборкой картин на тему «Времена года» от Вероники Тургель, пейзажами Виктории Ярославовой и другими интересными работами.

«Виртуальное» направление было раскрыто цифровых и информационно-компьютерных визуальных технологиях. Данными технологиями воспользовались Олег Богачев, представивший «Дигитальные истории» в форме электронной презентации, Виктория Ярославова, объединившая в единое художественное целое видеоряд и реальную юнгианскую песочницу, Дарья Розина, создавшая серию выразительных оригинальных фотоколлажей, а также Ирина Побединская, подготовившая серию цифровых фотографий, выполненных ее клиенткой.

В целом соединение реального и виртуального в едином выставочном и художественном пространстве создало интересное содержательное напряжение, эмоционально и образно обогатившее восприятие посетителей выставки.

reportspb1

Рис.1 Авторы работ, представленных на выставке «Натуральное и виртуальное» - Александр Куманенко, Вероника Тургель, Роман Черенков

Сила и достоинства искусства, проявляющиеся в ситуации конфронтации натурального и виртуального, внешнего, объектного и внутреннего, субъектного, ярко проявилась также во время краткого концертного выступления Александры Кирилловой (творческий псевдоним – Саша Луна), включенного в презентацию выставки. Особо проникновенным было исполнение авторской «Песни моей сосны».

Тема конфронтации натурального и виртуального раскрывалась на конференции не только средствами искусства, но и была представлена в научной повестке дня. Она включала рассмотрение актуальной задачи развития современной арт-терапии, связанной с использованием широкого спектра инструментов, материалов и сред для художественно-творческой деятельности, во зможностью и необходимостью интеграции экологических и цифровых медиа.

В пленарном докладе А.И. Копытина «Актуальные тенденции развития арт-терапии:
от экологии до высоких технологий» обозначены экологический и цифровой тренды в арт-терапии. Она охарактеризованы как важнейшие векторы ее развития в условиях современного социума, культуры и экологии. Предложен сравнительный анализ традиционных, цифровых (электронных) и экологических медиа с их специфическими свойствами, эффектами воздействия и показаниями к применению в арт-терапевтической практике. В докладе дана характеристика цифровой арт-терапии (digital art therapy), использующей разные технологические средства – цифровую графику, живопись, анимацию, коллаж, фотографию, фильмы, электронные устройства и программное обеспечение, приложения, виртуальную реальность, компьютерные игры и искусственный интеллект, чтобы обеспечить дополнительные возможности в терапевтическом процессе. Автором охарактеризованы «гибридные медиа и среда» в арт-терапии как тесно связанные с особенностями современной среды обитания человека и требующие гибкого сочетания разных средств творческого самовыражения клиентов.

В пленарном докладе Метеличенко Галины «Современная скульптура. Новый опыт физического присутствия» нашли свое продолжение некоторые темы предыдущего выступления, касающиеся влияния средств современного искусства, культуры и экологи на арт-терапевтическую деятельность. На примере творчества художника, скульптора-минималиста Ричарда Серра, было показано, как современная скульптура работает с проблемой взаимодействия психики и среды, человека-творца с объектом. Привлечено внимание к условиям, которые предлагает художник для зрителя, формируя для него особую среду, изменяющую переживание времени и пространства. «Проводя» зрителя через среду с расположенными в ней огромными ржавыми металлическими абстрактными объектами и вызывая клаустрофобическое состояние, он, в то же время, создает условия для  его преодоления. Находясь в металлическом лабиринте и ощущая колоссальную физическую преграду, ассоциирующуюся с властью, фатумом, силами, неподконтрольными человеку, зритель не только переживает состояние потерянности, страха и подавленности, но и реализует свои внутренние ресурсы совладания с экзистенциальной ситуацией.

В первый день конференции было проведено 15 мастер-классов. Из них два (мастер-классы Александры Кирилловой и Павла Андреева) были посвящены целебной практике работы с голосом и музыкальным инструментом (фортепиано). В ходе двух мастер-классов демонстрировались возможности такого арт-терапевтического инструмента, как «Архетипический арт-конструктор» (мастер-классы Анны Мидгард и Анны Ухановой). Два мастер-класса затрагивали темы телесно-ориентированной практике в арт-терапи (МК Елены Веселовой и Татьяны Алешиной-Шубиной). Два мастер-класса касались применения традиционных символических систем описания реальности в этническом искусстве и ритуальных обрядовых практик (МК Анны Панфиловой и Людмилы Яковчик). Техники полимодального подхода в терапии искусством предлагались в ходе мастер-класса Ольги Бойковой и Денисьевой Наталья. Интерактивные техники арт-терапии и темы работы с парами были использованы в ходе мастер-классов Ильи Коаленко, Щербаковой Светланы и Яблонской (Соболевой) Натальи.

reportspb2

Рис. 2 Мастер-класс Бойковой Ольги «Динамика Много-ОБРАЗ-и-Я: цветовая психогеометрия»

 

reportspb3

Рис. 3 Мастер-класс Метеличенко Галины «Поэзия прикосновения – рисование на основе тактильных ощущений»

 

reportspb4

Рис. 4 Мастер-класс Веселовой Елены «Работа с “трудными” эмоциями в технике Вольного жестового рисования»

 

reportspb5

Рис. 5 Мастер-класс Л. Гаврутто «Флюид арт: с цветом на "ты"»

Техники драматерапии  для детей и подростков в трудных жизненных ситуациях демонстрировались в ходе мастер-класса Юлии Ефремовой и членами подростковой театральной труппы; техники фототерапии были показаны на мастер-классе Анжелы Ефимовой. Рисование на основе тактильных ощущений – на мастер-классе Галины Метеличенко.

Богатая палитра арт-терапевтического инструментария и опыта была представлена в рамках двух симпозиумов второго дня конференции. Симпозиум «Арт-терапия в работе с детьми и подростками» включал доклады Раковой Елены («Опыт применения арт-терапии в работе с подростками в условиях школы»), Паршиной Елены («Методика применения арт-терапевтических  техник в деятельности педагога»), Колесина Александра («К вопросу об истории русской школы арт-терапии в структуре социально-культурной реабилитации людей с нарушениями психического и физического здоровья»), Калашниковой Ирины («Эко-арттерапия для детей с ЗПР»).

Докладчики симпозиума «Арт-терапия в работе со взрослыми» порадовали зрелой профессиональной позицией в представлении и анализе случав практической работы. Были представлены доклады Берегулиной Лидии («Арт-терапия в системе реабилитации пациентов с дисциркуляторной энцефалопатией»), Ромашкиной Натальи («Арт-терапевтическая работа с аддикциями»), Бердичевскиого Алексея («Арт-терапия в формировании мотивации к долгосрочной реабилитации у клиентов наркологического профиля»), Зоткина Андрея («Опыт использования эко-арт-терапии в работе с людьми, переживающими кризис личностных смыслов»), Тургель Вероники («Использование образа дерева в работе с экзистенциальными проблемами в арт-терапии»), Щербаковой Светланы и Яблонской (Соболевой) Натальи («Арт-терапия  в работе с семьей методами имагинации и интуитивной живописи в проблемно-символическом подходе»), Зоткиной Елены («Использование полимодального подхода в описании жизненного пути в арт-терапевтической практике»), Побединской Ирины («Расширение адаптивных возможностей клиента за счет фототерапии») 

Во второй день конференции было проведено 11 мастер-классов. Два из них были посвящены оригинальным изобразительным техникам, использующим особые красочные составы и создающим очень интересные художественные эффекты (Любовь Гаврутто и Роман Черенков). Юлия Овчинникова показала оригинальную технику декоративно-прикладной деятельности. Елена Зоткина уделила внимание работе с телесной сферой средствами арт-терапии. На мастер-классе Алексея Бердичевского была показана методика работы с киноматериалами в реабилитации аддиктов. Лидия Берегулина представила технику работы с посттравматическими состояниями на основе использования традиционного японского художественного метода кинцуги. Ирина Побединская показала работу с речевыми метафорами, Константин Почтенный – техники театротерапии. Наталья Жигамонт продемонстрировала авторские ассоциативные карты "Цвета и чувства"; Татьяна Почтенная – оригинальную технику, предназначенную для исследования опыта семейных отношений. Вероника Тургель пригласила участников своего мастер-класса поработать с цветом как вариантом  совместной изодеятельности.

 

reportspb6

Рис. 6 Мастер-класс Тургель Вероники «Работа с цветом в совместной арт-деятельности»

В работе конференции  в качестве докладчиков и ведущих мастер-классов приняли участие учёные и специалисты-практики из многих городов России и Беларуси – Санкт-Петербурга, Москвы, Самары, Екатеринбурга, Минска, Севастополя, Апатит. Участвующие же в качестве слушателей представляли также Молдавию, Китай, десятки городов России, включая регионы Дальнего Востока, Поволжье, Урал, Сибирь и Европейскую часть страны. Конференция создала богатые возможности для обсуждения актуальных проблем развития арт-терапии и родственных направлений терапии искусством, обмена опытом, обучения, получения ярких и разнообразных впечатлений, связанных с творчеством и общением с близкими по духу и, в то же время, столь разными людьми. Одним из ощутимых достоинств конференции этого года также явилось то, что она происходила в уникальной атмосфере пригорода Санкт-Петербурга, в непосредственной близости к дворцово-парковым ансамблям Павловска и Царского Села, создающим продуктивный и целебный альянс природы и искусства.

 

Репортаж подготовили Александр Копытин и Вероника Тургель