Новости

программа Арт-Путь 4

ПРОГРАММА ЧЕТВЕРТОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ФОРУМА «АРТ-ПУТЬ» (21-26 ИЮЛЯ 2019 года) и конференции «Арт-терапия и арт-педагогика: новые возможности для развития и социализации личности» (22-23 ИЮЛЯ)

Место проведения: г. Липецк и г. Грязи (Липецкой области)

Информация по стоимости, размещению и регистрация o.svet.ig@mail.ru (Светлана Пастухова)

21 июля – «РАСШИРЕНИЕ КРЕАТИВНОЙ ПАЛИТРЫ АРТ-ТЕРАПИИ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Ведущая: Паркер-Белл Барбара директор магистерской программы арт-терапевтического образования Флоридского государственного университета (шт. Флорида, США), президент Аккредитационной комиссии Американской арт-терапевтической ассоциации

На протяжении последних 20 лет арт-терапевты постепенно осваивали компьютерные технологии в свою работу с клиентами. Цифровая арт-терапия началась с использования относительно простых программ, имитирующих традиционные формы изобразительного искусства (рисунок, живопись, коллаж), а также цифровых платформ, таких как мобильные телефоны, планшеты и компьютеры. Они также осваивали цифровую фотографию и видео. С тех пор цифровая арт-терапия стремительно развивается с на сегодняшний день включает анимацию, креативный блоггинг, работу с виртуальной среде и другие возможности. Современная культура поддерживает освоение клиентами цифровых технологий, обеспечивающих их коммуникацию и творческое самовыражение. Поэтому арт-терапевты должны поспевать на развитием цифровых технологий и по возможности внедрять их в свою работу. В ходе семинара будут рассмотрены разнообразные возможности использования цифровых технологий в арт-терапии, продемонстрированы некоторые эффективно работающие приложения, рассмотрены показания и противопоказания для их применения. Участники смогут воспользоваться своими мобильными устройствами (планшетами, айфонами и др.) для того, чтобы получить приложения и начать работать с ними.

 

24 июля – ТЕРАПИЯ ПРИСУТСТВИЕМ: ИСКУССТВО ПСИХОТЕРАПЕВТА СОЗДАВАТЬ И ПОДДЕРЖИВАТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ

Ведущий: Лоринг Кит сертифицированный и зарегистрированный в Великобритании клинический терапевт искусствами (clinical arts therapist), клинический супервизор и тренер; член Британской ассоциации драматерапевтов; соучредитель и соруководитель гуманитарной арт-терапевтической организации Ragamuffin International (Великобритания)

Психическая безопасность лежит в сердце терапии. Именно атмосфера, которую создает терапевт, делает возможными честность, уязвимость, а самое главное, она сообщает бессознательному, что мы готовы встретиться и выдержать то, что поднимается в процессе. Семинар-тренинг посвящен практическому освоению ключевых профессиональных навыков арт-терапевта по созданию психологически безопасной среды для клиентов. С этой целью будет использован широкий спектр экспрессивных практик, связанных с моделирование и отработкой терапевтических ситцаций.

 

25 июля – «самоповреждающее и суицидальное поведение У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ: ДИАГНОСТИКА, КОРРЕКЦИЯ, ПРОФИЛАКТИКА»  

Ведущий: Копытин Александр Иванович доктор мед. наук, профессор кафедры психологии СПбАППО

В ходе однодневного семинара-тренинга рассматриваются возможности арт-терапии в диагностике, коррекции и профилактике суицидальных рисков и самоповреждающего поведения у детей и подростков. Обозначаются поведенческие и графические маркеры депрессий (маскированные, атипичные депрессии), факторы и ситуации риска суицидального и самоповреждающего поведения; возрастные особенности. Показываются диагностические графические методики для диагностики и дифференциальной диагностики суицидального и несуицидального самоповреджающего поведения (НСП). Рассматриваются программы коррекционной и профилактической направленности, снижающие риски суицидального и самоповреждающего поведения и включающие разные группы техник, рекомендуемые для решения следующих задач:

  • стабилизацию эмоционального фона и поведения,
  • освоение навыков саморегуляции,
  • коррекцию образа Я (самоотношения)
  • выражение и переработку переживаний
  • коррекцию поведения, стереотипов эмоционального реагирования и мышления
  • совершенствование копинг-умений.

Участники смогут выполнить и обсудить несколько техник, относимых к разным группам.

 

26 июля – «ИППОВЕНЦИЯ И АРТ-ТЕРАПИЯ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРЕАТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА СОТРУДНИЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА И ЛОШАДИ»

Ведущие: Лопухова Ольга Геннадьевна – доцент Института психологии и образования, Казанский федеральный университет (Казань).

Газизов Каюм Касимович – клинический психолог, тренер по верховой езде, Международный конно-спортивный комплекс (Казань)

Содержание занятий будет ориентировано на развитие ресурсности личности  через интеграцию с природной средой, где лошадь будет выступать фасилитатором личностной динамики. Арт-методы будут реализовываться при рефлексии образа лошади как объекта природы, как "значимого другого" и как архаичного образа культуры, несущего значения защиты и силы. Планируется применение набора фотокарт "Образ лошади", изготовление амулетов "На счастье" с использованием конского волоса и подков.

В ходе МК будет представлена ипповенция как такое направление терапевтического взаимодействия с лошадьми, которое ориентировано на психотерапевтическое и развивающее личность взаимодействие человек-лошадь, в результате которого происходит стимулирование самопознания, интеграция личностных образований, их гармонизация. Особенностью ипповенции является фокусирование внимания на психологических аспектах общения человека с лошадью (состояний, мыслей, образов, ощущений, переживаний, ассоциаций), которые становятся предметом обсуждения и анализа. В ипповенции представлен очень широкий спектр терапевтических видов взаимодействия с лошадьми, которые могут применяться как отдельно, так и в комбинации: наблюдение, чистка, кормление, вождение в поводу и взаимодействие без повода (так называемые «мягкие техники» работы с лошадью, «работа в руках», «работа на земле», техники «свободных отношений», «игры с лошадьми»), работа с образом лошади (проективные техники, метафорические карты «Образ лошади»), арт-терапевтические, фото-терапевтические техники, движение верхом на лошади, психотерапевтическое обучение верховой езде.

*Данный мастер-класс будет проводиться на выезде, по предварительной записи. Количество участников строго ограничено (10 человек).

 

Организаторы форума и конференции:

  • «Арт-терапевтическая ассоциация»
  • ГБОУ «Специальная школа-интернат г. Грязи» (Липецкой области)
  • Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования

 

Партнеры конференции:

  • ГОАОУ «Центр образования, реабилитации и оздоровления» (г. Липецк)
  • Институт культуры и искусства ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского» (г. Липецк)
  • Модальность «арт-психотерапия» Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги» (Москва)
  • Саморегулируемая организация «Содружество психотерапевтов и психологов» (Москва)

 

Конференция проводится при поддержке:

  • Управления образования и науки Липецкой области
  • Администрации г. Грязи (Липецкой области)

 

ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ

Понедельник 22 июля

9.30 – 10.00   Регистрация участников

10.00 – 10.10   Открытие конференции Приветствия

10.10 – 11.00  Пленарные доклады

АКТУАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ АРТ-ТЕРАПИИ: ОТ ЭКОЛОГИИ ДО ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Копытин Александр Иванович доктор медицинских наук, профессор кафедры психологии СПбАППО (г. Санкт-Петербург)

В докладе обозначаются некоторые тенденции развития современной отечественной и зарубежной арт-терапии и арт-педагогики. Особое внимание уделяется экологическому (средовому) подходу в контексте задач устойчивого развития, а также концептуализиции и практическому использованию цифровых и телекоммуникационных технологий. Развитие экологического (средового) подхода и высоких технологий приводит к существенному изменению форм и порядка проведения арт-терапевтических и арт-педагогических мероприятий, представлений о терапевтической среде и факторах эффективной терапии. В то же время, требует взвешенного осмысления и применения базовых принципов и средств арт-терапии.

РАЗВИТИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ У ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ И ПРИЕМОВ

Паркер-Белл Барбара директор магистерской программы арт-терапевтического образования Флоридского государственного университета (шт. Флорида, США), президент Аккредитационной комиссии Американской арт-терапевтической ассоциации

В настоящее время арт-терапевты и специалисты других направлений экспрессивной терапии играют важную роль в решении различных психологических и психосоциальных проблем, с которыми сталкиваются подростки и молодежь, социализируя их и развивая их жизненные навыки.

В докладе обсуждаются разные области практического применения арт-терапии, включая больницы и другие медицинские учреждения, школы и иные образовательные организации, социальные площадки. Показано, как арт-терапевты помогают подросткам и молодежи справляться с многочисленными стрессами повседневности, связанными с семьей и окружающей социальной средой. Будут приведены примеры инновационных и эффективных арт-терапевтических техник и программ, учитывающих психологические особенности нового поколения и позволяющих использовать их творческий потенциал с целью их развития, оздоровления и адаптации.

ДИНАМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ АРТ-ТЕРАПИИ

Э’Корт Беверлисертифицированный арт-терапевт, работает на базе Финдхорн Фонда, участвует в ряде международных социальных арт-терапевтических проектах, ведет частную практику (п. Финдхорн, Шотландия)

В докладе рассматриваются источники дальнейшего развития и обогащения арт-терапии, связанные с обращением к культурным корням и древним системам экологического знания. Особое внимание будет обращено на то, какую роль в культурной традиции и экологических системах древности

играло знание и использование телесно-ориентированных практик в их неразрывной связи с окружающим природным ландшафтом. Будут приведены примеры использования подобных практик в настоящее время в некоторых культурных и природных анклавах, что позволит понять ценность их опыта для обогащения теории и практики арт-терапии.

11:00 – 13:30  Мастер-классы

Бойкова Ольга Александровна (Москва)

ДИНАМИКА МНОГООБРАЗ-И-Я: ЦВЕТОВАЯ ПСИХОГЕОМЕТРИЯ

Анисимов Владимир Петрович (Тверь)

СОГЛАСОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЕЙ В ОБОГАЩЕНИИ ОБРАЗА Я

Хает Леонид (Берлин, Германия)

АЛГОРИТМЫ  И  ТЕХНИКИ  КУКЛОТЕРАПИИ

Швырева Елена (Саратов)

«СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ ДУШИ»: УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ СОСТОЯНИЕМ В СТРЕССОВОЙ СИТУАЦИИ

Э’Корт Беверли (Финдхорн, Шотландия)

ДИНАМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ АРТ-ТЕРАПИИ, ПРОВОДИМОЙ НА УЛИЦЕ: РИТУАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ И ПРОЦЕССЫ

Черенков Роман Артурович  (Санкт-Петербург)

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА «ЖИВОЙ АКРИЛ» В РАБОТЕ С ЭМОЦИЯМИ

 

ДИНАМИКА МНОГО-ОБРАЗ-И-Я: ЦВЕТОВАЯ ПСИХОГЕОМЕТРИЯ

Бойкова Ольга Александровна – психолог, художник, арт-терапевт (Москва), мастерская креатива 3DDAR «Дар Дорога к Дому» (г. Москва)

Мастер-класс посвящен полимодальному подходу в арт-терапии, использованию комплекса средств творческого самовыражения с целью актуализации и поддержки ресурсных состояний – изобразительной деятельности, движения, сочинения историй. В ходе мастер-класса будут использованы авторские ассоциативные карты, позволяющие исследовать и включить в творческий процесс цветовые предпочтения участников, стимулировать фантазии и изобразительную деятельность. Будут использованы разные формы совместной творческой работы, использующие выразительные и коммуникативные возможности цвета.

 

СОГЛАСОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЕЙ В ОБОГАЩЕНИИ ОБРАЗА Я

Анисимов Владимир Петрович к.п.н., заведующий кафедрой дошкольной педагогики и психологии, доцент ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет», директор научно-образовательного Центра (НОЦ) арт-педагогики (г. Тверь)

 

АЛГОРИТМЫ  И  ТЕХНИКИ  КУКЛОТЕРАПИИ

Хает Леонид (Берлин, Германия) психолог, консультант Службы помощи (Берлин, Германия)

На мастер-классе демонстрируются различные техники куклотерапии и алгоритм их выбора. Продемонстрировано применение набора кукол для индивидуального консультирования, работы с парой и групповых занятий. Практически показан выбор различных сценариев работы, различных героев и кукол, различных диспозиционно-коммуникативных схем куклотерапии для обеспечения решения поставленной терапевтической задачи.

 

СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ ДУШИ. УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ СОСТОЯНИЕМ В СТРЕССОВОЙ СИТУАЦИИ

Швырева Елена Валерьевнапедагог-психолог МАОУ МБЛ (Саратов)

На МК представлен опыт использования техник интермодальной терапии искусствами: авторских фотокарт «Мандала», техник танцевально-двигательной терапии и мыловарения. Представлен опыт работы с эмоциональной сферой детей и взрослых: осознание своего актуального состояния, поиск мостика в желаемое состояние ресурса и здоровья, создание ресурсного якоря.

Участникам группы предлагается получить доступ к своим внутренним ресурсам через медитативный процесс создания собственного образа здоровья и силы, используя аромат, цвет и форму.

Данные арт-терапевтические техники эффективны для осознания и гармонизации эмоционального состояния участников.

 

ДИНАМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ АРТ-ТЕРАПИИ, ПРОВОДИМОЙ НА УЛИЦЕ: РИТУАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ И ПРОЦЕССЫ

Э’Корт Беверлисертифицированный арт-терапевт, работает на базе Финдхорн Фонда, участвует в ряде международных социальных арт-терапевтических проектах, ведет частную практику (п. Финдхорн, Шотландия)

Одним из характерных архетипов, связанных с представлениями о Земле, является архетип Великой Матери. Она выступает источником любви и поддержки разнообразных форм жизни. В то же время, она является носителем энергий разрушения. В разных культурах существуют ритуалы и церемонии, позволяющие организовать и конструктивно использовать различные проявления и энергии данного архетипа и использовать их с целью лечения и трансформации. В ходе мастер-класса будут показаны основные условия безопасного проживания взаимодействия человека с природной средой. Будет продемонстрировано то, что безопасность с терапии не обязательно связана с инертностью и покоем, но может также предполагать пробуждение энергии, риск и готовность к решительным действиям, без которых невозможен творческий процесс. Это также риск, связанный с выходом за пределы освоенного, привычного пространства, привычных границ тела и смыслов. Особое внимание будет обращено на роль терапевтических ритуалов и церемоний, позволяющих соединить ощущение безопасности и предсказуемости с динамикой природных процессов и освоением нового.

 

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА «ЖИВОЙ АКРИЛ» В РАБОТЕ С ЭМОЦИЯМИ

Черенков Роман Артурович – художник, специалист по арт-терапии Смольного института Российской академии образования (Санкт-Петербург) (г. Санкт-Петербург)

Мастер-класс посвящен оригинальной авторской технике создания абстрактных картин с использованием жидкого акрила. В процессе мастер-класса участники смогут создать собственное абстрактное полотно и рассмотреть возможности интеграции техники в арт-терапевтическую и арт-педагогическую практику в качестве инструмента работы с эмоциями, развития творческого воображения, освоения средств художественной выразительности, характерных для современного искусства.

 

Стендовые доклады:

13:30 – 14:15 Обед

14:15 – 16:45  Мастер-классы

Паркер-Белл Барбара (шт. Флорида, США)

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В АРТ-ТЕРАПИИ

Лоринг Кит (Великобритания)

КАКИМ ОБРАЗОМ ТЕРАПЕВТЫ ИСКУССТВОМ СОЗДАЮТ И ПОДДЕРЖИВАЮТ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ДЛЯ КЛИЕНТОВ

Лаптий Анастасия (Краснодар)

КОЛЛЕКТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА «ШКОЛА ЗЛОБНЫХ ТВАРЕЙ»

Уханова Анна Влладимировна (Ярославль)

ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОПЫТА С ПОМОЩЬЮ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ «АРХЕТИПИЧЕСКИЙ АРТ-КОНСТРУКТОР»

Кожохина Светлана Константиновна (Ярославль)

СОЗДАНИЕ ОБРАЗА РАСКРЫТОГО ОКНА НА ОСНОВЕ АВТОРСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ «ОКНО МОЕЙ ДУШИ»

Морозова Валентина Вячеславовна (Архангельск)

АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ В РАБОТЕ С НАСИЛИЕМ В БЛИЗКИХ ОТНОШЕНИЯХ

 

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В АРТ-ТЕРАПИИ

Паркер-Белл Барбара директор магистерской программы арт-терапевтического образования Флоридского государственного университета (шт. Флорида, США), президент Аккредитационной комиссии Американской арт-терапевтической ассоциации.

В хоте мастер-класса будут показаны новые возможности для арт-терапии, связанные с использованием цифровых технологий. Будут представлены некоторые программы и приложения мобильных устройств, которые могут быть использованы в арт-терапевтической работе. Участники мастер-класса смогут использовать некоторые такие возможности, создав свою творческую продукцию. Будут рассмотрены возможности и ограничения, связанные с цифровыми технологиями в арт-терапии.

 

КАКИМ ОБРАЗОМ ТЕРАПЕВТЫ ИСКУССТВОМ СОЗДАЮТ И ПОДДЕРЖИВАЮТ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ДЛЯ КЛИЕНТОВ

Лоринг Кит сертифицированный и зарегистрированный в Великобритании клинический терапевт искусствами (clinical arts therapist), клинический супервизор и тренер; член Британской ассоциации драматерапевтов; соучредитель и соруководитель гуманитарной арт-терапевтической организации Ragamuffin International (Великобритания)

Мастер-класс затрагивает одно из основных условий лечебно-профилактического воздействия любой формы психотерапии и психологической - психологической безопасности. Атмосфера, которую создает психотерапевт, делает возможными проявиться таким человеческим свойствам, как искренность, уязвимость, доверие. Межличностная атмосфера психологической безопасности сообщает бессознательному, что мы готовы встретиться и выдержать то, что поднимается в процессе контакта. Мастерская позволяет на живом опыте межличностного взаимодействия обратиться к тому, что значит быть психологически безопасным психотерапевтом и то, какую критичную роль это играет в процессе терапии.

КОЛЛЕКТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА «ШКОЛА ЗЛОБНЫХ ТВАРЕЙ»

Лаптий Анастасия Валерьевна – руководитель мультстудии «Контакт» (Краснодар).

Мастер-класс посвящен работе с агрессией на основе использования средств изобразительной деятельности и игры. Участники мастер-класса смогут поработать со своей злостью, раздражением и агрессией, используя пластилин. Планируется создание персонажей Тетра Злобных Тварей и разыгрывание сюжетов с их участием.

ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОПЫТА С ПОМОЩЬЮ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ А.И.КОПЫТИНА «АРХЕТИПИЧЕСКИЙ АРТ-КОНСТРУКТОР» 

Уханова Анна Владимировна – руководитель психологической службы Государственного образовательного автономного учреждения дополнительного образования Ярославской области «Центр детей и юношества», Ярославль (ГОАУ ДО ЯО ЦДЮ) (Ярославль).

Цель мастер-класса: профилактика профессионального выгорания, стимулирование профессионального роста. Его задачи: включить участников в творческую деятельность, актуализирующую индивидуальные ресурсы и саногенный потенциал, активизировать профессиональную рефлексию, способствовать определению направлений профессионального обновления.

Мастер-класс будет включать работу с «успешным» и «неуспешным» профессиональным опытом участников, в том числе поиск и актуализацию ресурсов успешной ситуации, создание условий для переоценки  проблемной ситуации в процессе творческой деятельности с использованием богатого визуального материала «Архетипического арт-конструктора», легко вызывающего эмоциональный отклик и стимулирующего воображение.

 

СОЗДАНИЕ ОБРАЗА РАСКРЫТОГО ОКНА НА ОСНОВЕ АВТОРСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ «ОКНО МОЕЙ ДУШИ»

Кожохина Светлана Константиновна – старший педагог дополнительного образования, руководитель арт-студии «Синяя птица» ГОАУ ДО ЯО ЦДЮ, Государственное образовательное автономное учреждение дополнительного образования Ярославской области «Центр детей и юношества» (г. Ярославль)

На мастер-классе будет представлена технология «Окно моей души», которая состоит из набора трех авторских коллекций фото-образов различных видов окон, которые условно можно назвать: «Окна городские», «Окна сельской местности», «Окна внутри». Технология связана с возможностями чувственного постижения и понимания ребенком окружающего мира и себя в нем; принятия богатства человеческой культуры; развития способности эффективного контакта с миром и самим собой, что в совокупности направлено на сохранение психологического здоровья, эффективную социализацию и адаптацию в условиях современного общества. Создание образа раскрытого окна, позволяет снять границу регулирующую процессы разделения и осуществить переход субъекта из внутренней среды помещения во внешнюю природную и социальную среду и объединить их. Основным адресатом технологии и программы являются дети с 6-летнего возраста и подростки до 18 лет включительно.

 

АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ В РАБОТЕ С НАСИЛИЕМ В БЛИЗКИХ ОТНОШЕНИЯХ

Морозова Валентина Вячеславовна – председатель правления, тренер, АРОО «Арт-Север» (г. Архангельск)

 

16:45 – 17:30 Объединяющий ритуал

18:30 – 21:00 Культурная программа

 

Вторник 22 июля

 

9.3010.15  Симпозиум «Арт-терапия и творческая реабилитация в работе с детьми, подростками и семьями»

 

ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ ПОЛИМОДАЛЬНОЙ АРТ-ТЕРПИИ В ФОРМИРОВАНИИ «СОБСТВЕННОЙ» Я- ИДЕНТИЧНОСТИ  ПРИЕМНОГО  РЕБЕНКА.

Глазунова Жанна Ивановна педагог-психолог отдела сопровождения замещающих семей Г(О)БУ Центр "СемьЯ", тренер Школы приемных родителей (г. Липецк)

В докладе представлен опыт использования психолого-педагогической модели  арт-терапии в практике сопровождения замещающих семей.  Приводятся примеры практической работы в ситуации «конфликта лояльности» замещающей и кровной семей. Описаны арт-терапевтические техники по преднамеренному моделированию истории двух семей – кровной и замещающей. Представлена, находящаяся в апробации и доработке, арт-терапевтическая программа  по формированию Я-идентичности приемного ребенка  «Лоскутная одежда».

 

РЕАЛИЗАЦИЯ АВТОРСОЙ ПРОГРАММЫ «ЦЕЛЕЮНОЕ ПРИКОСНОВЕНИЕ. ОТКРЫТАЯ СТУДИЯ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ» С РАЗНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ ДЕТЕЙ  ПОДРОСТКОВ (УСЛОВНАЯ НОРМА, С ПРИЗНАКАМИ ОДАРЕННОСТИ, С ОВЗ)

Кожохина Светлана Константиновна – старший педагог дополнительного образования, руководитель арт-студии «Синяя птица» ГОАУ ДО ЯО ЦДЮ, Государственное образовательное автономное учреждение дополнительного образования Ярославской области «Центр детей и юношества» (г. Ярославль)

Представлены результаты работы с использованием программы «Целебное прикосновение. Открытая студия четырех стихий», предназначенной для социализации, развития и адаптации детей и подростков с ОВЗ и их здоровых сверстников с использованием средовой (экологической) арт-терапии. Проходя программу, участники группы постигают целебную силу природы в течение всех времен года, совершая свои творческие путешествия в любую погоду. Дети и подростки с ОВЗ занимаются в пространстве арт-терапевтического кабинета. Результаты применения программы средовой (экологической) арт-терапии хорошо отражаются в детских и подростковых арт-дневниках, используемых в качестве оригинальной формы отражения их опыта.

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЕ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Белозорова Людмила Александровна – кандидат психологических наук, доцент кафедры ПиМДНОО Воронежского института развития образования (г. Воронеж)

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АР-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЪ ТЕХНИК В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОСОБЕННОСТЯМИ В РАЗВИТИИ

Зоткина Елена Александровнастарший преподаватель кафедры психологии развития. Клинический психолог «Центра системного консультирования детей и взрослых» (Самара)

В докладе представлены случаи из практики с использованием арт-терапевтических техник при работе с детьми, имеющими особенности в развитии (расстройства аутического спектра, нарушения поведения, невротические расстройства). Доклад преследует цель не только поделиться опытом, но и поставить ряд вопросов, касающихся диагностики и психокоррекции.

 

МУЛЬТТЕРАПИЯ: РЕШЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ РЕБЕНКА С ПОМОЩЬЮ СОЗДАНИЯ МУЛЬТФИЛЬМА

Лаптий Анастасия Валерьевна – руководитель мультстудии «Контакт» (Краснодар) ana-laptij@yandex.ru

В докладе представлен опыт работы с психологическими проблемами детей на основе создания мультфильмов. Рассматриваются особенности психологического сопровождения ребенка при создания мультфильма. Приводятся примеры психологической работы со злостью и страхом.

 

ТЕХНИКА КРУЧЕНИЯ ПРОВОЛОКИ (WIRE WRAP) КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ

Санникова Ольга Викторовна – дизайнер, преподаватель живописи в центре развития и творчества «Студия №1», г. Грязи Липецкой области, педагог дополнительного образования ГБОУ «Специальная школа-интернат г. Грязи» (Грязи, Липецкая обл.)

В докладе будет раскрыто понятие техники «Wire wrap» (от английского wire – проволока, wrap – обертывание). Показывается, каким образом можно применить данный вид искусства для развития креативного мышления, творческого воображения. Описывается этапность выполнения техники.

 

ТВОРЧЕСКАЯ ГЕОМТРИЯ: РАБОТА С КРУГОМ И КВАДРАТОМ В АРТ-ПЕДАГОГИКЕ И АРТ-ТЕРАПИИ

Тургель Вероника Александровна – к.пс.наук, доцент, Институт специальной педагогики и психологии (им. Р. Валленберга), ЛГУ им. Пушкина (Санкт-Петербург)

В докладе кратко рассматривается дискуссионность воздействия геометрических форм на психику в аспекте связи формы и цвета. Приводятся примеры использования форм круга и квадрата в живописи. А также на основе практического арт-педагогического опыта автора описываются интересные возможности творческой работы с формами квадрата и круга в условиях арт-студии загородного детского лагеря. Также автор приводит примеры арт-терапевтической работы с мандалами.

 

10.45 – 11.15  Симпозиум «Клиническая и социальная арт-терапия»

 

САНОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК ФАКТОР ОПТИМИЗАЦИИ КЛИНИЧЕСКОЙ СИСТЕМНОЙ АРТ-ПСИХОТЕРАПИИ

Лебедев Алексей Анатольевичврач-психотерапевт  психотерапевтического отделения госпиталя ветеранов войн (ГБУЗ ВОКГВВ), старший преподаватель кафедры общей и клинической психологии Волгоградского государственного медицинского университета (ВолгГМУ) (г. Волгоград)

В докладе обсуждается значение и возможности саногенетического подхода, подразумевающего конструктивную мобилизацию собственных ресурсных возможностей организма, с целью  оптимизации клинической системной арт-психотерапии (КСАТ). Рассматривается  самостоятельный (неспецифический) саногенетический потенциал арт-терапии, а также способы его целенаправленной активации и мониторинга с помощью специальных техник и методических приемов. Обосновывается  целесообразность  оптимального сочетания саногенетического и традиционного патогенетического подходов для конструктивного решения как организационно - технических (проблемы мотивации и нонкомплаенса), так и собственно терапевтических задач (оптимизация групповой динамики, симптоматическое улучшение, развитие эмоционального интеллекта,  укрепления позитивной самоидентичности, повышение качества жизни  и т.д.).

 

АРТ-ТЕРАПИЯ В СЧЕТАНИИ С ДРУГИМИ ФОРМАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПАЦИЕНТАМ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ЦЕНТРА В РАМКАХ БИОПСИХОСОЦИАЛЬНОГО ПОДХОДА К МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

Большунова Светлана Витальевна креативный директор ТО «Центр творческих технологий», художник, арт-терапевт (г. Москва)

В докладе рассматриваются результаты арт-терапевтической программы реабилитации различных групп соматических пациентов, находящихся на реабилитации в специализированных центрах. Женщины после рака молочной железы, пациенты в реабилитации гастроэнтерологических, язвенных и сердечных болезней, а также подростков и молодых людей с ДЦП. Акцент сделан на работу с эмоциональной сферой, а также семейной и социальной сферой, взаимодействие пациентов со средой реабилитационного центра в рамках биопсихосоциального подхода к медицинской реабилитации соматических пациентов. Будут представлены результаты эмпирического исследования (магистерской диссертации) по снижению тревожности и стабилизации эмоциональной сферы пациентов.

 

РАЗВИТИЕ  КОНЦЕПЦИИ  ДАРЕНИЯ  В  АРТ-ТЕРАПИИ

Хает Леонид Григорьевич (Берлин, Германия) психолог, консультант Службы помощи (Берлин, Германия)

В докладе изложены культурно-исторические корни концепции дарения, дарение рассмотрено как культурный ритуал и как социальный феномен. Изложены психологические аспекты дарения, предопределяющие эффективность дарения как психотерапевтической интервенции. Дано определение концепции дарения, изложено её место в терапии природой и искусством, её сфера и область применения, пути её реализации, приведены примеры успешного применения концепции в работе с мигрантами.

 

ИЗ ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ТЕХНИК В РАБОТЕ С ПАЦИЕНТАМИ, ИМЕЮЩИМИ ПСИХИАТРИЧЕСКИЕ

Жигамонт Наталья Рудольфовна – педагог-художник, арт-терапевт, руководитель изостудии «Анёлак» Свято-Елисаветинского монастыря. (Минск,Беларусь).

В докладе представлен опыт арт-терапевтической работы в суицидальном отделении ГУ "Республиканский научно-практический центр психического здоровья" и в изостудии на базе Свято-Елисаветинского монастыря. На примере пациентки (диагноз F.20), с которой терапия искусством проводится с 2013 года, показаны результаты терапии поддержки в условиях стационара и арт-терапевтического пространства за пределами больницы.

 

ДУХОВНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ АРТ-ТЕРАПИЯ В ФОРМИРОВАНИИ МОТИВАЦИИ К ИЗМЕНЕНИЮ ОБРАЗА ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ, ЗАВИСИМЫХ ОТ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ

Бердичевский Алексей Александрович – психолог сети православных реабилитационных центров «Неугасимая надежда» (Москва).

В докладе представлено описание мотивационной духовно-ориентированной арт-терапевтической программы, реализуемой в сети православных социально-реабилитационных центров «Неугасимая надежда». Представлено теоретическое обоснование программы, ее методология, приведены примеры описания основных тематических групп, включены примеры работ, выполненные воспитанниками центров, приведены данные проверки эффективности программы и перспективы дальнейшего развития.

 

11.30 13.00 Мастер-классы

 

Тургель Вероника Александровна (Санкт-Петербург)

ТЕХНИКА «СРУБЛЕНОЕ ДЕРЕВО» В РАБОТЕ С УТРАТАМИ

Берегулина Лидия Николаевна (Санкт-Петербург)

ТЕХНИКА КИНЦУГИ В АРТ-ТЕРАПИИ ПСИХИЧЕСКОЙ ТРАВМЫ

Глазунова Жанна Ивановна, Давыдова Татьяна Николаевна (Липецк)

АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ШЕРСТИ В КОНСУЛЬТИРОВАНИИ РОДИТЕЛЬСТВА

Кириллова Александра Александровна (Москва) 

«ОСВОБОЖДЕНИЕ ГОЛОСА» В КОНТЕКСТЕ ЭКСПРЕССИВНОЙ ТЕРАПИИ. ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ГОЛОСОВЫМ ПРАКТИКАМ

Рашитова Лилия Сергеевна (Санкт-Петербург)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАЛИСМАНОПОДОБНЫХ ОБЪЕКТОВ ДЛЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

 

ТЕХНИКА «СРУБЛЕНОЕ ДЕРЕВО» В РАБОТЕ С УТРАТАМИ

Тургель Вероника Александровна – к.пс.наук, доцент, Институт специальной педагогики и психологии (им. Р. Валленберга), ЛГУ им. Пушкина (Санкт-Петербург)

Мастер класс представляет собой практическую демонстрацию возможностей использования авторской методики «Срубленное/сломанное дерево» в работе с жизненными утратами. С помощью набора фотографий участники смогут определить ассоциативный ряд, связанный с их актуальными запросами.Нарративная часть (составление истории) и художественно-творческая часть (образная разработка фотографии в контексте изобразительной деятельности) проясняют видение ситуации и пути работы с ней. По окончании работы рефлексия участников направляется на определение стратегий терапевтической работы, а также на осмысление методических возможностей предложенной техники как профессионального инструментария.

ТЕХНИКА КИНЦУГИ В АРТ-ТЕРАПИИ ПСИХИЧЕСКОЙ ТРАВМЫ

Берегулина Лидия Николаевна – врач-психотерапевт, психиатрическая больница Св. Николая Чудотворца (Санкт-Петербург)

Японское искусство кинцуги - реставрация керамических изделий с помощью лака, смешанного с золотом. Философская основа кинцуги заключается в том, что поломки и трещины неотъемлемы от истории объекта, и поэтому не заслуживают забвения и маскировки. После реставрации, таким способом, объект становится значительно дороже. Данные представления могут выступать емкой метафорой переработки опыта психической травмы. В ходе мастер-класса участники будут создавать образ поврежденного сосуда и производить его «восстановление» в соответствии с практикой кинцуги.

АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ШЕРСТИ В КОНСУЛЬТИРОВАНИИ РОДИТЕЛЬСТВА: РАБОТА С ОЖИДАНИЯМИ И УСТАНОВКАМИ В ОТНОШЕНИИ РЕБЕНКА

Глазунова Жанна Ивановна – педагог-психолог Г(О)БУ Центр "СемьЯ", тренер Школы приемных родителей, (Липецк)

Давыдова Татьяна Николаевна – педагог-психолог Г(О)БУ Центр "СемьЯ", тренер Школы приемных родителей. (Липецк)

На мастер-классе будет представлена техника фелт-терапии. Участники мастер-класса узнают об особенностях, показаниях и ограничениях использования техники. В процессе мастер-класса участники смогут исследовать свои ожидания и установки в отношении собственного ребенка, получат опыт их пересмотра, сформулируют новые варианты стратегий во взаимоотношениях с ребенком.

«ОСВОБОЖДЕНИЕ ГОЛОСА» В КОНТЕКСТЕ ЭКСПРЕССИВНОЙ ТЕРАПИ. ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ГОЛОСОВЫМ ПРАКТИКАМ

Кириллова Александра Александровна – певица, композитор, психолог, автор и ведущая тренинга "Освобождение Голоса" (Москва).

В первой части предлагается познакомиться с методологией работы. Слушателям будут представлены как общие принципы терапевтической работы в сфере голосовых практик, так и особенности авторского подхода. Речь пойдёт о специфике данного вида терапии творческим самовыражением, о сфере применения, об этапах такой работы, о компонентах практики, о принципах их сочетания в групповой и индивидуальной работе. Будут рассмотрены различные типы упражнений. В практической части будет продемонстрировано несколько вводных упражнений, которые обычно используются в самом начале занятий.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАЛИСМАНОПОДОБНЫХ ОБЪЕКТОВ ДЛЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Рашитова Лилия Сергеевна – педагог-психолог СПб ГБУЗ детский санаторий "Солнечное" (Санкт-Петербург)

В ходе мастер-класса участники познакомятся с практикой использование талисманоподобных объектов с целью психологической поддержки  детей и подростков, оказавшихся в новых социальных и микросоциальных условиях. Будет показана технология создания таких объектов как форма творческой и игровой деятельности детей и подростков на арт-терапевтических занятиях.

 

13.00 13.45 Обед

 

13.45 – 15.15 Мастер-классы

 

Белозорова Людмила Александровна (Воронеж)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИК АР-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С АРТ-АЛЬБОМАМИ «МЫ – ВМЕСТЕ!» ДЛЯ СЕМЕЙ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Жигамонт Наталья Рудольфовна (Минск, Беларусь)

О ЧЕМ МОЛЧАТ ВЕЩИ? ТЕХНИКА РАБОТЫ С ГРАФИТОМ

Кузина Марина Евгеньевна (Тольятти)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ АРТ­-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

Шустова Виктория Олеговна (Москва)

«ГИМНАСТИКА МОЗГА» С ЭЛЕМЕНТАМИ АРТ-ТЕРАПИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ, ИСПЫТЫВАЮЩИХ СЛОЖНОСТИ В УСВОЕНИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Большунова Светлана Витальевна (Москва)

ПЛАСТИЧЕСКИ-МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР ЭМОЦИЙ «ВЕЩИ В ТЕЛЕ»

Рашитова Лилия Сергеевна (Санкт-Петербург)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАЛИСМАНОПОДОБНЫХ ОБЪЕКТОВ ДЛЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИК АР-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С АРТ-АЛЬБОМАМИ «МЫ – ВМЕСТЕ!» ДЛЯ СЕМЕЙ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Белозорова Людмила Александровна – к.пс. н., доцент кафедры ПиМДНОО ВИРО (г. Воронеж) lydmila-belozorova@yandex.ru

Мастер-класс посвящен демонстрации технологии работы с арт-альбомами как арт-терапевтического средства установления более тесных взаимоотношениий родителей с  детьми «с особенностями развития». Будут показаны приемы работы, представленные в арт-альбомах  для родителей и детей, посвященные таким темам, как «Мы – вместе!», «Моя семья», «Парное рисование», «Мои мечты» и другим.

 

О ЧЕМ МОЛЧАТ ВЕЩИ? ТЕХНИКА РАБОТЫ С ГРАФИТОМ

Жигамонт Наталья Рудольфовна – руководитель изостудии «Анёлак» в Свято-Елисаветинском монастыре, арт-терапевт в суицидальном отделении ГУ "Республиканский научно-практический центр психического здоровья" (Минск, Беларусь)

Участникам мастер-класса будет предложена оригинальная техника создания фигуративной и абстрактной композиций на основе реальных предметов. В качестве стимульного материала будут также использоваться авторские метафорические кары "Темы и вариации", на основе которых участники создадут эссе и собственную серию графических работ. Будет показана работа графитом (в лаке и в порошке) как обладающая большими выразительными возможностями.

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ АРТ­-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

Кузина Марина Евгеньевна –  клинический  (медицинский) психолог, арт-терапевт, действительный член Российской арт-терапевтической ассоциации, место работы, ГБУЗ СО ТПНД (Тольятти)

Мастер-класс посвящен возможностям использования интерактивной арт-терапии, в работе с детьми с нарушениями (работая с музыкальными ритмами, иллюстрациями современных художников,  знакомясь и получая новый опыт игры на народных шумовых музыкальных инструментах, включаясь в игру, танец и т.д.), в решение следующих задач: развитие когнитивной сферы; развитие скорости реакции, наблюдательности; регуляции эмоционального состояния; повышение  доверия друг к другу. Вместе с ведущим, участники рассмотрят возможности проведения предложенной работы, в условиях терапевтических сессий с детьми младшего школьного возраста и подростками, в работе с семьями, обсудят возникшие вопросы.

 

«ГИМНАСТИКА МОЗГА» С ЭЛЕМЕНТАМИ АРТ-ТЕРАПИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ, ИСПЫТЫВАЮЩИХ СЛОЖНОСТИ В УСВОЕНИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Шустова Виктория Олеговна кандидат психологических наук, психолог ГБУ ЦПСиД «Планета Семьи» (г. Москва)

В ходе мастер-класса участники познакомятся с теоретическими основами кинезиологии в ее сочетании с арт-терапией. Они освоят упражнение «Гимнастики мозга» (упражнения, повышающие энергию тела; упражнения,  растягивающие мышцы тела; упражнения, пересекающие среднюю линию тела и т.д.). Тем самым, получат практический инструмент гармонизации эмоционального состояния, снижения утомляемости, повышения работоспособности, развития познавательных процессов и позитивного отношения к процессу учебной деятельности, снижения уровня тревоги перед контрольными работами посредством кинезиологических упражнений с элементами арт-терапии.

 

ПЛАСТИЧЕСКИ-МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР ЭМОЦИЙ «ВЕЩИ В ТЕЛЕ»

Большунова Светлана Витальевна креативный директор ТО «Центр творческих технологий», художник, арт-терапевт (г. Москва)

В ходе мастер-класса показываются техники полимодального подхода к работе с эмоциями и конфликтами, которые проявляются в нашем теле дискомфортом, ограничениями и болезнями. Поясняется, что скрывает бессознательное, когда тело подает соматический сигнал, например, аллергию, болевой синдром или кожные проявления. Участники смогут ознакомиться с некоторыми техниками, позволяющими снять физический дискомфорт, ощутить внутреннюю свободу и легкость, узнают об акустическо-резонансной терапии тибетскими чашами, познакомятся с элементами эмоционально-образной терапии, сыграют мини-спектакль, способствующий решению внутренних конфликтов.

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАЛИСМАНОПОДОБНЫХ ОБЪЕКТОВ ДЛЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Рашитова Лилия Сергеевна – педагог-психолог СПб ГБУЗ детский санаторий "Солнечное" (Санкт-Петербург)

В ходе мастер-класса участники познакомятся с практикой использование талисманоподобных объектов с целью психологической поддержки детей и подростков, оказавшихся в новых социальных и микросоциальных условиях. Будет показана технология создания таких объектов как форма творческой и игровой деятельности детей и подростков на арт-терапевтических занятиях.

 

15.30-17.00 Мастер-классы

 

Степанчук Наталья Николаевна (Донецк)

ТРЕНИНГОВОЕ МРОПРИЯТИЕ «ТЕРРИТОРИЯ ПРАВДЫ». УПРАВНЕНИЕ С АРХЕТИПИЧЕСКИМИ ОБЪЕКТАМИ

Лебедев Алексей Анатольевич (Волгоград)

САНОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В АРТ-ТЕРАПИИ (ОБОСНОВАНИЕ, ТЕХНИКИ, ПРИЕМЫ)

Санникова Ольга Викторовна (Грязи)

СОЗДАНИЕ АРТ-ОБЪЕКТА ИЗ ПРОВОЛОКИ

Зоткина Елена Александровна (Самара)

ИСТОРИЯ, РАССКАЗАННАЯ ТЕЛОМ

Бердичевский Алексей Александрович (Москва)

ДУХОВНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ В ФОРМИРОВАНИИ МОТИВАЦИИ К РЕАБИЛИТАЦИИ ЛЮДЕЙ У ЗАВИСИМЫХ ОТ ПАВ

 

ТРЕНИНГОВОЕ МРОПРИЯТИЕ «ТЕРРИТОРИЯ ПРАВДЫ». УПРАВНЕНИЕ С АРХЕТИПИЧЕСКИМИ ОБЪЕКТАМИ

Степанчук Наталья Николаевна преподаватель, Государственное профессиональное образовательное учреждение «Донецкий художественный колледж» (ГПОУ «ДХК») (г.Донецк, ДНР) donart_stepanchuk@mail.ru

Упражнение с архетипическими объектами с целью изучения психологической безопасности образовательной среды, актуализации эмоциональных и поведенческих паттернов, присущих участникам образовательного процесса. Работа заключается в раскрытии и понимании наших глубинных реакций, являющихся неизбежными естественными чувствами, заблокированными заботами повседневной жизни; овладении жизненным опытом, как позитивным, так и несущим в себе сложности.

 

САНОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В АРТ-ТЕРАПИИ (ОБОСНОВАНИЕ, ТЕХНИКИ, ПРИЕМЫ)

Лебедев Алексей АнатольевичЛебедев Алексей Анатольевичврач-психотерапевт  психотерапевтического отделения госпиталя ветеранов войн (ГБУЗ ВОКГВВ), старший преподаватель кафедры общей и клинической психологии Волгоградского государственного медицинского университета (ВолгГМУ) (г. Волгоград)

Мастер-класс посвящен саногенетическому потенциау арт-терапии в контексте ее оптимизации и повышения эффективности при работе с разными группами пациентов и клиентов. Основанный на мобилизации собственных ресурсных и саморегулятивных возможностей организма, он  может быть существенно усилен с помощью специальных арт-терапевтических техник и методических приемов, преимущественно позитивной направленности. Для демонстрации различных вариантов активации  саногенетических механизмов, а также их оценки и мониторинга, будут рассмотрены техники  из группы «Ресурсные эпизоды», «Личная история в картинках», «Диалог без слов», «бланк КСПЭС», а также характерные примеры вариантов обсуждений, в том числе с использованием юмора и рефрейминга,  позитивно-ориентированной структурной организации сеанса и  арт-терапевтического процесса в целом. Будут рассмотрены достоинства подхода при решении разноплановых  клинических и развивающих психотерапевтических задач, в том числе,  при работе с  «трудными клиентами», в условиях ограниченного времени и повышенного риска «нонкомплайенса» (преждевременных обрывов психотерапии).

 

СОЗДАНИЕ АРТ-ОБЪЕКТА ИЗ ПРОВОЛОКИ

Санникова Ольга Викторовна – дизайнер, преподаватель живописи в центре развития и творчества «Студия №1» г. Грязи Липецкой области, педагог дополнительного образования ГБОУ «Специальная школа-интернат г. Грязи» (Грязи, Липецкая обл.) 50helga7@rambler.ru

Цель мастер-класса – показать технику создания арт-объектов на основе кручения из проволоки, этапы выполнения работы как художественно-творческой деятельности для разных категорий участников занятий. Участники мастер-класса получат навыки работы с медной проволокой, познакомятся с различными методами плетения и декорирования. Будет проведен разбор этапов работы с проволокой и варианты применения готовых изделий.

 

ИСТОРИЯ, РАССКАЗАННАЯ ТЕЛОМ

Зоткина Елена Александровна – старший преподаватель кафедры психологии развития. Клинический психолог «Центра системного консультирования детей и взрослых» (Самара)

На мастер-классе будут использованы телесноориентированные рисуночные техники, а также работа с Личной историей. Мастер-класс посвящен исследованию внутренних ресурсов на основе концентрации на телесных ощущениях, визуализации и изобразительной деятельности. Необходима удобная одежда, готовность работать с телом и желание встречи с собой.

 

СЕМЕЙНАЯ СИСТЕМА КАК МЕТАФОРИЧЕСКАЯ КАРТИНА

Лебедева Людмила Дмитриевнадоктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе и международному сотрудничеству института позитивных технологий и консалтинга (г. Москва)

На мастер-классе демонстрируется авторская арт-терапевтическая техника, направленная на исследование личного жизненного пространства, включая семейное окружение. Позволяет осознать диспозиции в отношениях, признать и отреагировать трудные переживания, нацелена на укрепление психоэмоциональной устойчивости, улучшение стратегий взаимодействия и качества жизни. Метафорическая опора творческой работы – образ рыб как людей и образ водоема как жизненного пространства семьи. Предполагаемый результат – опыт интроспекции семейной системы и трансформации художественного продукта в контексте осознанных ресурсов

 

ДУХОВНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ В ФОРМИРОВАНИИ МОТИВАЦИИ К РЕАБИЛИТАЦИИ ЛЮДЕЙ, ЗАВИСИМЫХ ОТ ПАВ

Бердичевский Алексей Александрович – психолог сети православных реабилитационных центров «Неугасимая надежда» (Москва).

Мастер-класс представляет теорию и практику мотивационной духовно-ориентированной арт-терапевтической программы по созданию у наркозависимых людей мотивации к изменению образа жизни, реализуемой в сети православных социально-реабилитационных центров «Неугасимая надежда». В краткой теоретической части состоится знакомство с особенностями православной психологической помощи, психологической антропологией В. И. Слободчикова и Е. И. Исаева и стадийной моделью изменения поведения Д. Прохаски и К. Ди Клименте. В практической части участники получат навыки работы в тематической мотивационной духовно-ориентированной арт-терапевтической группе по созданию мотивации к изменению поведения на основе обсуждения творчества реабилитантов РЦ «Неугасимая надежда».

 

17.00-18.00 Подведение итогов конференции

 

Культурные мероприятия (18.30-21.00 с 21.07 по 24.07)