Новости
|
Арт-терапия в прошлом и настоящем
« Все новости
Доклад А.И. Копытина «Отечественная арт-терапия и глобализация: универсальность и самобытность опыта» (вторая московская международная конференция по терапии искусством «Осваивая настоящее, заглядывая в будущее: арт-терапия в современном мире», 20-22 мая 2011 г., РГСУ) 14.07.2011 22:46
Отечественная арт-терапия и глобализация: универсальность и самобытность опыта*А.И. Копытин (*Материал представлен в качестве пленарного доклада на второй московской международной конференции по терапии искусством «Осваивая настоящее, заглядывая в будущее: арт-терапия в современном мире», прошедшей 20-22 мая 2011 г. на базе РГСУ) В сообщении обсуждается влияние актуальных социокультурных и экономических условий на арт-терапевтическое сообщество. Рассматриваются некоторые задачи развития отечественной и зарубежной арт-терапии, сферы ее практического применения в современном мире. Глобализация понимается нами как объективный процесс сближения и диалога культур на основе возрастающей мобильности населения планеты, активного обмена информацией, свободной финансово-хозяйственной деятельности, системы всечеловеческих ценностей. Некоторые позитивные следствия глобализации включают: раскрытие человеческого потенциала, развитие демократии, создание более эффективной и стабильной экономики, повышение качества и уровня жизни людей. К негативным следствиям глобализации можно отнести «эрозию» культур и потерю культурного многообразия, кризисы идентичности (на уровне отдельной взятой личности и сообществ), поверхностность контактов, эксплуатацию транснациональными корпорациями человеческих и природных ресурсов, доминирование утилитарно-потребительских установок. Вопросы, связанные с развитием арт-терапии в условиях глобализации
Чем отечественная арт-терапия похожа на арт-терапию в других странах, и в чем зключаются ее отличительные особенности? Первый вопрос: Что арт-терапия может дать гражданам современного общества с характерными для них потребностями и проблемами? Арт-терапия обращена, прежде всего, к универсальной проблематике современности, касающейся признания ценности человеческих ресурсов как важнейшего условия устойчиво развивающегося общества. Осознание данной проблематики определяет необходимость совершенствования медицинской и психосоциальной помощи населению, в том числе, путем внедрения эффективных методов профилактики, лечения, реабилитации. Важно также рассмотрение арт-терапии как одного из факторов восстановления и поддержки творческой природы человека в современном мире. Возрастающая специализация труда и утилитарно-потребительские установки ведут к тому, что большинство людей становится «потребителями», но не «творцами» образов. В то же время, имеется настоятельная потребность в реализации творческого потенциала людей, рассматриваемого как условие их успешной адаптации и деятельности Кроме того, арт-терапия может быть ориентирована на различные группы населения, нуждающиеся в более активной психосоциальной поддержке. К ним, в частности, можно отнести:
Приоритетными областями практического использования методов арт-терапии можно признать:
Второй вопрос: Какой должна быть арт-терапия с точки зрения ее организации, методологии и философии, подготовки специалистов и их компетентностей, чтобы соответствовать запросам и проблемам общества? Арт-терапия должна учитывать глобальные тенденции развития, акцентировать внимание на исследовании и решении общих проблем современного общества, а также принимать во внимание местный контекст - социокультурную среду, институциональные особенности, традиции и ментальность людей.
Что касается методологии арт-терапии, то для ряда западных стран, прежде всего, США и Великобритании, характерен значительный вклад представителей художественного сообщества в создание первых форм арт-терапии начиная с середины ХХ века. Развиваемые ими модели арт-терапии являются результатом влияния следующих основных теоретико-методологических подходов:
Вклад психотерапевтов-психоаналитиков в развитие арт-терапии также весьма значителен. Представители психодинамического подхода, включавшие в процесс психотерапевтического взаимодействия с пациентами изобразительные средства, К.Г. Юнг, М. Наумбург, И. Чампернон, М. Миллнер, являются создателями динамической модели арт-терапии. В отличие от художников и арт-педагогов, они строили свою работу, опираясь на теоретико-методологический аппарат аналитической психологии, теории объектных отношений, а в последующем также на теоретические разработки в области групповой динамической психотерапии В. Биона, С. Фолькиса, динамической психиатрии Г. Аммона. Изучение истории и современного состояния зарубежной арт-терапии свидетельствует о взаимодополнении художественной и психодинамической школ. Имеется определенная связь между теоретико-методологической основой работы зарубежных специалистов и практикуемыми ими организационными формами арт-терапии. Креативистское и художественно-образовательное направление реализуются в основном в форме студийной (групповой) арт-терапии, тяготеющей к терапии занятостью, в то время как динамическая модель нередко используется в интерактивных арт-терапевтических группах, а также индивидуальной инсайт-ориентированной арт-терапии (арт-психотерапии). В последние годы происходит развитие новых моделей социально-ориентированной арт-терапии, связанных с постструктурализмом/постмодернизмом, большим вниманием к социальным, культурным, дискурсивным факторам, определяющим субъектность и отношения между людьми. В этим моделям можно, в частности, отнести:
Значение данных направлений в арт-терапии, по всей видимости, будет в ближайшие годы все более усиливаться, что связано:
Третий вопрос: Как может осуществляться деятельность национальных и региональных профессиональных сообществ арт-терапевтов, и с какими проблемами они при этом сталкиваются? Существование множества вариантов и моделей арт-терапии соответствует ее природе и реалиям современного общества. Толерантность к различиям в европейской и мировой арт-терапии и психотерапии, в целом, выступает в качестве предпосылки профессионального диалога и синтеза разных систем взглядов и отвечает принципам Страссбургской декларации по психотерапии (European Association of Psychotherapy, 1991). Арт-терапия при этом может рассматриваться как формирующийся метод психотерапии, эмпирически сложившаяся система лечебно-реабилитационной практики, связанной с занятиями клиентов (пациентов) изобразительной деятельностью с преимущественно эклектической, междисциплинарной основой. Формы и направления международного сотрудничества арт-терапевтов в условиях глобализации могут включать:
Одной из международных организаций в области терапии искусством является Европейский консорциум арт-терапевтического образования (ЕКАТО). Как отметила почетный президент данной организации, Л. Коссолапов (Kossolapow L., 1999), «Аккумуляция национальных, этнических и местных культуральных ингредиентов является альтернативой конформизма и источником дивергентного мышления и поведения в среде профессионалов... Каждая страна и каждый регион имеют свои собственные арт-терапевтические традиции. Эти местные традиции являются основой европейской арт-терапии как целостного феномена». Признаки европейской мультикультурной арт-терапии.
Четвертый вопрос: Чем отечественная арт-терапия похожа на арт-терапию в других странах, и в чем заключаются ее отличительные особенности? Некоторые отличия отечественной арт-терапии от зарубежной (в частности, «трансатлантической» арт-терапии, характерной для таких стран, как США и Великобритания):
Достоинства и преимущества отечественной арт-терапии связаны с ее междисциплинарным характером, наличием в отечественном арт-терапевтическом сообществе представителей разных профессиональных групп (врачей, художников, психологов, педагогов). От зарубежной арт-терапии ее отличают:
Риски, связанные с несформированностью профессиональных позиций отечественной арт-терапии Можно выделить следующие риски, связанные с несформированностью профессиональных позиций отечественной арт-терапии:
Одним из условий предупреждения данных рисков может являться понимание отечественными арт-терапевтами преимуществ и достоинств используемых ими методов. К некоторым из этих преимуществ и достоинств можно отнести:
Другим важным условием предупреждения данных рисков следует признать профессиональную самоидентификацию/самоопределение арт-терапевта, не обязательно напрямую связанные с созданием профессии «арт-терапевт», но обязательно предполагающие формирование осознанной профессионально-личностной позиции, включающей следующие составляющие: n аксиологическую (ценностную), n методологическую, n инструментальную. При условии непротиворечивого внутреннего соотнесения друг с другом они задают основу и вектор деятельности и профессионального мышления арт-терапевта. Литература:
|