Новости

Арт-терапия в прошлом и настоящем

« Все новости

Доклад А.И. Копытина «Отечественная арт-терапия и глобализация: универсальность и самобытность опыта» (вторая московская международная конференция по терапии искусством «Осваивая настоящее, заглядывая в будущее: арт-терапия в современном мире», 20-22 мая 2011 г., РГСУ) 14.07.2011 21:46

Отечественная арт-терапия и глобализация: универсальность и самобытность опыта*

А.И. Копытин

(*Материал представлен в качестве пленарного доклада на второй московской международной конференции по терапии искусством «Осваивая настоящее, заглядывая в будущее: арт-терапия в современном мире», прошедшей 20-22 мая 2011 г. на базе РГСУ)

В сообщении обсуждается влияние актуальных социокультурных и экономических условий на арт-терапевтическое сообщество. Рассматриваются некоторые задачи развития отечественной и зарубежной арт-терапии, сферы ее практического применения в современном мире.

Глобализация понимается нами как объективный процесс сближения и диалога культур на основе возрастающей мобильности населения планеты, активного обмена информацией, свободной финансово-хозяйственной деятельности, системы всечеловеческих ценностей. Некоторые позитивные следствия глобализации включают: раскрытие человеческого потенциала, развитие демократии, создание более эффективной и стабильной экономики, повышение качества и уровня жизни людей. К негативным следствиям глобализации можно отнести «эрозию» культур и потерю культурного многообразия, кризисы идентичности (на уровне отдельной взятой личности и сообществ), поверхностность контактов, эксплуатацию транснациональными корпорациями человеческих и природных ресурсов, доминирование утилитарно-потребительских установок.

Вопросы, связанные с развитием арт-терапии в условиях глобализации

  • Что арт-терапия может дать гражданам современного общества с характерными для них потребностями и проблемами?
  • Какой может (должна) быть арт-терапия (с точки зрения ее организации, методологии и философии, подготовки специалистов и их компетентностей) для того, чтобы соответствовать запросам и проблемам современного общества?
  • Как может осуществляться деятельность национальных и региональных профессиональных сообществ арт-терапевтов, и с какими проблемами они при этом сталкиваются?

Чем отечественная арт-терапия похожа на арт-терапию в других странах, и в чем зключаются ее отличительные особенности?

Первый вопрос: Что арт-терапия может дать гражданам современного общества с характерными для них потребностями и проблемами?

Арт-терапия обращена, прежде всего, к универсальной проблематике современности, касающейся признания ценности человеческих ресурсов как важнейшего условия устойчиво развивающегося общества. Осознание данной проблематики определяет необходимость совершенствования медицинской и психосоциальной помощи населению, в том числе, путем внедрения эффективных методов профилактики, лечения, реабилитации.

Важно также рассмотрение арт-терапии как одного из факторов восстановления и поддержки творческой природы человека в современном мире. Возрастающая специализация труда и утилитарно-потребительские установки ведут к тому, что большинство людей становится «потребителями», но не «творцами» образов. В то же время, имеется настоятельная потребность в реализации творческого потенциала людей, рассматриваемого как условие их успешной адаптации и деятельности

Кроме того, арт-терапия может быть ориентирована на различные группы населения, нуждающиеся в более активной психосоциальной поддержке. К ним, в частности, можно отнести:

  • людей пожилого и преклонного возраста,
  • лиц, переживающих кризисы идентичности,
  • детей, подростков, молодежь, а также взрослых, находящиеся в аномальных психосоциальных условиях,
  • лиц с различными зависимостями и созависимостями,
  • дисфункциональные и неполные семьи и сообщества.

Приоритетными областями практического использования методов арт-терапии можно признать:

  • систему здравоохранения и реализуемые на базе лечебно-профилактических учреждений и за их пределами комплексные программы лечебной, реабилитационной, профилактической направленности,
  • систему образования (включая массовые и специализированные школы, ДОУ, учреждения дополнительного образования, школы-интернаты и др.,
  • учреждения социальной сферы, в том числе, специализированные центры комплексного обслуживания для пожилых людей, детей, подростков и молодежи, общинные центры.

Второй вопрос: Какой должна быть арт-терапия с точки зрения ее организации, методологии и философии, подготовки специалистов и их компетентностей, чтобы соответствовать запросам и проблемам общества?

Арт-терапия должна учитывать глобальные тенденции развития, акцентировать внимание на исследовании и решении общих проблем современного общества, а также принимать во внимание местный контекст - социокультурную среду, институциональные особенности, традиции и ментальность людей.

  • Методология арт-терапии должна соответствовать общим проблемам современного общества и при этом быть конгруэнтной местным условиям (национальным, региональным).
  • Организационный аспект. Арт-терапевтические услуги должны быть «встроены» в современный полипрофессиональный контекст деятельности учреждений и условия финансирования здравоохранения, образования, социальной сферы,
  • Подготовка. Соответствующая методологическая ориентация и набор компетентностей, необходимых для работы в условиях глобализации, должны формироваться в процессе профессиональной подготовки арт-терапевтов.

Что касается  методологии арт-терапии, то для ряда западных стран, прежде всего, США и Великобритании, характерен значительный вклад представителей художественного сообщества в создание первых форм арт-терапии начиная с середины ХХ века. Развиваемые ими модели арт-терапии являются результатом влияния следующих основных теоретико-методологических подходов:

  • инновационной художественной педагогики с более свободным, чем это характерно для классического художественного образования, подходом,
  • креативистских концепций художественно-творческой деятельности, рассматривающих изобразительную деятельность как акт свободного самовыражения самоактуализирующейся личности,
  • концепций целостного воспитательно-образовательного воздействия на личность посредством искусства.

Вклад психотерапевтов-психоаналитиков в развитие арт-терапии также весьма значителен. Представители психодинамического подхода, включавшие в процесс психотерапевтического взаимодействия с пациентами изобразительные средства, К.Г. Юнг, М. Наумбург, И. Чампернон, М. Миллнер, являются создателями динамической модели арт-терапии. В отличие от художников и арт-педагогов, они строили свою работу, опираясь на теоретико-методологический аппарат аналитической психологии, теории объектных отношений, а в последующем также на теоретические разработки в области групповой динамической психотерапии В. Биона, С. Фолькиса, динамической психиатрии Г. Аммона.

Изучение истории и современного состояния зарубежной арт-терапии свидетельствует о взаимодополнении художественной и психодинамической школ. Имеется определенная связь между теоретико-методологической основой работы зарубежных специалистов и практикуемыми ими организационными формами арт-терапии. Креативистское и художественно-образовательное направление реализуются в основном в форме студийной (групповой) арт-терапии, тяготеющей к терапии занятостью, в то время как динамическая модель нередко используется в интерактивных арт-терапевтических группах, а также индивидуальной инсайт-ориентированной арт-терапии (арт-психотерапии).

В последние годы происходит развитие новых моделей социально-ориентированной арт-терапии, связанных с постструктурализмом/постмодернизмом, большим вниманием к социальным, культурным, дискурсивным факторам, определяющим субъектность и отношения между людьми. В этим моделям можно, в частности, отнести:

  • нарративную модель,
  • феминистскую модель,
  • мультикультурный подход и другие.

Значение данных направлений в арт-терапии, по всей видимости, будет в ближайшие годы все более усиливаться, что связано:

  • с растущим пониманием важной роли социокультурных факторов в развитии и профилактике психических и соматических заболеваний, а также психосоциальных проблем при разных патологиях (биопсихосоциальная модель развития и лечения болезней и их последствий),
  • большим вниманием общества к интересам меньшинств, людей с психосоциальными ограничениями,
  • проникновением арт-терапии во внегоспитальную среду, ее приближением к реальным условиям жизнедеятельности представителей разных социокультурных групп.

Третий вопрос: Как может осуществляться деятельность национальных и региональных профессиональных сообществ арт-терапевтов, и с какими проблемами они при этом сталкиваются?

Существование множества вариантов и моделей арт-терапии соответствует ее природе и реалиям современного общества. Толерантность к различиям в европейской и мировой арт-терапии и психотерапии, в целом, выступает в качестве предпосылки профессионального диалога и синтеза разных систем взглядов и отвечает принципам Страссбургской декларации по психотерапии (European Association of Psychotherapy, 1991). Арт-терапия при этом может рассматриваться как формирующийся метод психотерапии,  эмпирически сложившаяся система лечебно-реабилитационной практики, связанной с занятиями клиентов (пациентов) изобразительной деятельностью с преимущественно эклектической, междисциплинарной основой.

Формы и направления международного сотрудничества арт-терапевтов в условиях глобализации могут включать:

  • согласование общих стандартов и содержания арт-терапевтической деятельности,
  • использование общих принципов и этических норм арт-терапии,
  • академические обмены - сотрудничество между центрами арт-терапевтического образования (обмены студентами и преподавателями, стажировки специалистов и др.),
  • международные исследования и публикации,
  • создание международных профессиональных организаций, консорциумов арт-терапевтов, а также рабочих групп, ориентированных на работу с определенной проблематикой.

         Одной из международных организаций в области терапии искусством является Европейский консорциум арт-терапевтического образования (ЕКАТО). Как отметила почетный президент данной организации, Л. Коссолапов (Kossolapow L., 1999), «Аккумуляция национальных, этнических и местных культуральных ингредиентов является альтернативой конформизма и источником дивергентного мышления и поведения в среде профессионалов... Каждая страна и каждый регион имеют свои собственные арт-терапевтические традиции. Эти местные традиции являются основой европейской арт-терапии как целостного феномена».

Признаки европейской мультикультурной арт-терапии.

  • Интерактивность - способность работать с представителями разных культурных сообществ, различающихся по признакам их расовой, этнической, классовой, конфессиональной принадлежности.
  • Самокритичность - способностью специалистов критически оценивать свои взгляды и профессиональные позиции.
  • Мобильность и ориентированность специалистов в правовых, этических и административных вопросах арт-терапевтической деятельности в разных странах.
  • Профессионализм - способность специалистов в области арт-терапии к эффективному рабочему взаимодействию со своими коллегами из других стран и включаться в институциональную среду медицинских, образовательных и социальных учреждений в разных регионах Европы.
  • Мультикультурность - способность специалистов сравнивать глобальные, национальные и региональные социокультурные традиции, принимать различия в образе жизни, обычаях и верованиях жителей разных стран и регионов Европы и терпимо к ним относиться (Kossolapow L., 2000).

Четвертый вопрос: Чем отечественная арт-терапия похожа на арт-терапию в других странах, и в чем заключаются ее отличительные особенности?

Некоторые отличия отечественной арт-терапии от зарубежной (в частности, «трансатлантической» арт-терапии, характерной для таких стран, как США и Великобритания):

  • российские арт-терапевты нередко имеют первое психологическое, педагогическое, медицинское образование,
  • на момент начала обучения они уже, как правило, имеют определенные профессиональные позиции, работая в учреждениях образования, здравоохранения, социальной сферы,
  • они имеют определенное представление о конвенциональных методах исследования, могут их применять,
  • их художественное образование зачастую недостаточно,
  • они не так связаны стандартами арт-терапевтической деятельности, как их зарубежные коллеги.

Достоинства и преимущества отечественной арт-терапии связаны с ее междисциплинарным характером, наличием в отечественном арт-терапевтическом сообществе представителей разных профессиональных групп (врачей, художников, психологов, педагогов). От зарубежной арт-терапии ее отличают:

  • значительный научный и исследовательский потенциал,
  • многообразие ракурсов восприятия арт-терапевтического процесса,
  • способность к экспериментам и развитию,
  • возможность интеграции в самые разные области лечебной, образовательной и социальной практики на основе сложившихся форм профессиональной работы

Риски, связанные с несформированностью профессиональных позиций отечественной арт-терапии

Можно выделить следующие риски, связанные с несформированностью профессиональных позиций отечественной арт-терапии:

  • выхолащивание художественной составляющей арт-терапии за счет усиления ее психотерапевтической, педагогической составляющей,
  • биологизация и физиологизация арт-терапии, ведущие к ослаблению ее гуманитарной основы,
  • подмена внутриличностных и межличностных факторов арт-терапевтического процесса его инструментальной составляющей, связанной с использованием техник и алгоритмов направленного психологического, педагогического, лечебно-профилактического воздействия,
  • потеря арт-терапией ее основной миссии и уникального характера в ряду других методов.

Одним из условий предупреждения данных рисков может являться понимание отечественными арт-терапевтами преимуществ и достоинств используемых ими методов. К некоторым из этих преимуществ и достоинств можно отнести:

  • использование и активизация внутренних ресурсов личности в интересах сохранения и восстановления здоровья, развития человеческого потенциала,
  • личностно-ориентированная направленность арт-терапии, связанная с признанием творческой личностной активности как «краеугольного камня» любого лечения,
  • значительный коммуникативный потенциал арт-терапии, тесно связанный с богатством символической (метафорической) экспрессии, возможностью активизации межличностной и социальной динамики - как в пространстве психотерапии, лечебной среде, так и за их пределами,
  • богатство и разнообразие физического, сенсорного опыта, получаемого в процессе арт-терапевтических занятий, что позволяет позиционировать арт-терапию не только как вариант психотерапии, но и форму психофизического (ментально-физического) воздействия.

Другим важным условием предупреждения данных рисков следует признать профессиональную самоидентификацию/самоопределение арт-терапевта, не обязательно напрямую связанные с созданием профессии «арт-терапевт», но обязательно предполагающие формирование осознанной профессионально-личностной позиции, включающей следующие составляющие:

n  аксиологическую (ценностную),

n  методологическую,

n  инструментальную.

При условии непротиворечивого внутреннего соотнесения друг с другом они задают основу и вектор деятельности и профессионального мышления арт-терапевта.

Литература:

  1. European Association for Psychotherapy (1991) Strassbourg Declaration for Psychotherapy.
  2. Kossolapow, L. (1999) ECArTE: A Directory of European Training Courses', P. 13-20.
  3. Kossolapow, L. (2000) ECArTE Newsletter, P. 1-3.