Новости
|
Арт-терапия в прошлом и настоящем
« Все новости
Доклад А И Копытина Арт-терапия в контексте культуры и технологии первая московская международная конференция по терапии искусством Арт-терапия и творческое самовыражение в сохранении здоровья и развитии человеческого потенциала НОУ Институт современных психологических технологий 9-11 апреля 2010 14.07.2011 22:44
Арт-терапия в контексте культуры и технологии*(*Материал представлен в качестве пленарного доклада на первой московской международной конференции по терапии искусством «Арт-терапия и творческое самовыражение в сохранении здоровья и развитии человеческого потенциала», Москва, 9-11 апреля 2010 г. Публикация НОУ «Институт современных психологических технологий») Копытин Александр Данное сообщение представляет собой краткий обзор развития арт-терапии во второй половине ХХ в. - начале XXI в. Обсуждается влияние культурных и технологических факторов на арт-терапию как преимущественно «трансатлантический» феномен, связанный с инициативами художников (и в меньшей степени, клиницистов) в таких странах, как Великобритания и США. Показаны достижения и проблемы арт-терапии на текущем этапе ее существования в разных странах, в том числе, Российской Федерации. Рассматриваются неоднозначные перспективы ее дальнейшего существования как внутри, так и за пределами «трансатлантического» сообщества. Следуя оригинальному англоязычному определению арт-терапии, принятому международным сообществом (Aмериканская арт-терапевтическая ассоциация, Британская ассоциация арт-терапевтов, Европейский консорциум арт-терапевтического образования), под арт-терапией автор понимает лечебное применение изобразительных средств. Арт-терапия является одной из форм терапии искусством, в ряде стран - парамедицинской профессией, наряду с такими родственными профессиями, как музыкотерапия, танцевально-двигательная терапия и драматерапия. Историческое развитие данной формы терапии искусством может быть разделено на три этапа:
Этап предшественников и пионеров арт-терапии Данный этап развития арт-терапии был ознаменован следующими актуальными социокультурными тенденциями:
Это - период предшественников и пионеров арт-терапии, к которым можно отнести исследователей и коллекционеров психопатологической экспрессии - психиатров, художников, искусствоведов (Г. Принцхорн, Ж. Жебюффе), психоаналитиков (К.-Г. Юнг, М. Наумбург, И. Чампернон), художников и художественных педагогов, развивающих инновационные подходы к художественному образованию в клинической и образовательной среде (Э. Адамсон, А. Хилл, Э. Крамер, Г. Рид, М. Ричардсон). Основные проблемы, связанные с деятельностью предшественников и пионеров арт-терапии, заключались в следующем:
Начальная фаза становления профессии арт-терапии (1960-1980 гг.) Начальная фаза становления профессии арт-терапии протекала на фоне таких актуальных социокультурных тенденций, как:
Данные тенденции оказали следующее влияние на формирующееся арт-терапевтическое сообщество:
В 1964 г. была создана Британская ассоциация арт-терапевтов - первая профессиональная организация специалистов, использующих изобразительное искусство в целях лечения. В 1969 г. была также основана Американская арт-терапевтическая ассоциация. Примерно в эти же годы наблюдается активизация практического использования арт-терапии, первых научных исследований в форме описания случаев, создание первых программ арт-терапевтического образования в США и Великобритании. В 1982 г. Британский Департамент Здравоохранения и Социальной Безопасности принимает закон, регламентирующий профессиональную роль и оплату труда арт-терапевтов. Великобритания стала первой страной, где вступил в силу закон, связанный с арт-терапевтической деятельностью. Благодаря этому государство через систему здравоохранения получило больший контроль над деятельностью арт-терапевтов, а они, в свою очередь, обрели рычаги влияния на систему здравоохранения и другие социальные институты. Переход к доказательной арт-терапии (1990-2000 гг.) Для этого периода в развития арт-терапии характерны такие социокультурные тенденции, как:
Влияние этих социокультурных тенденций на на арт-терапевтическое сообщество определило:
В 1980-1990-е гг. происходит создание профессиональных общественных объединений арт-терапевтов во многих странах мира (Канада 1981, Австралия, 1987, Германия, 1989, Нидерланды 1996, Российская Федерация 1997, Италия 1997, Испания 1999). 1990-е гг. также ознаменованы созданием образовательных программ по арт-терапии при университетах многих европейских стран. Происходит «дробление» арт-терапевтического сообщества, появление в нем разнородных школ и коалиций, отстаивающих собственное видение арт-терапии и реализующих разную профессиональную политику, стремящихся контролировать формирующийся в Европе сектор арт-терапевтических услуг и образования. В некоторых странах континентальной Европы создаются несколько общественных объединений арт-терапевтов (например, в Германии). Даже внутри объединений «со стажем» усиливается конфронтация между разными сегментами арт-терапевтического сообщества. В связи с этим, некоторые авторы (например, D.Waller, 1991) пишут о «процессуальной модели» профессии, имея при этом в виду то, что представление о том, что такое арт-терапия, и кто может оказывать арт-терапевтические услуги, динамично меняется. Проблемы современной зарубежной арт-терапии Следует отметить некоторые наиболее острые проблемы современной арт-терапии. Так, интеграция арт-терапевтического сообщества и определение международных стандартов арт-терапевтического образования встречаются с препятствиями из-за различий в национальных законах и политике национальных арт-терапевтических организаций. Переходу к доказательной практике препятствует недостаточное знание зарубежными арт-терапевтами методов исследования. Более того, наблюдается возрастающее отставание арт-терапии от развития медицины, психологии и иных областей научного знания. Включение в полипрофессиональные бригады затруднено по причине недостаточного знания клиники и биопсихосоциальной модели медицины, дефицита знаний в области управления и организации услуг. Консерватизм части арт-терапевтического сообщества за рубежом препятствует его развитию, наблюдается недостаточное использование современных методов и инструментов научного познания и художественной практики, информационных технологий и медиа. Относительная закрытость арт-терапевтического сообщества, обусловленная жесткими критериями членства в профессиональных организациях и допуска к арт-терапевтическому образованию и практике в некоторых странах ограничивает вовлечение в арт-терапевтическое движение представителей других профессиональных групп (врачей, психологов и др.) и, тем самым, затрудняет развитие арт-терапевтической методологии и исследований. Многие вопросы, связанные с легализацией деятельности профессиональных арт-терапевтов, остаются неурегулированными. В 1998 г. британским парламентом был принят закон, определяющий профессиональный статус и роль арт-терапевтов, а также стандарты арт-терапевтического образования. Согласно данному закону, арт-терапевты, наряду с музыкальными терапевтами и драматерапевтами, являются вспомогательными медицинскими специалистами. Их труд в лечебных учреждениях оплачивается по тарифной сетке Национальной системы здравоохранения. В то же время, не существует тарифной сетки для арт-терапевтов в образовательных учреждениях. Несмотря на принятые законы, арт-терапевты во многих странах (в том числе, Великобритании и США) испытывают трудности в трудоустройстве. Постоянных рабочих мест для арт-терапевтов недостаточно, и многие из них вынуждены работать по временным контрактам или имеют ограниченное количество рабочих часов и, поэтому, совмещают арт-терапетическую практику с работой в качестве художника или арт-педагога, психолога-консультанта, семейного психотерапевта (при наличии специальной дополнительной подготовки, помимо арт-терапевтической). Даже те рабочие места, которые были доступны в предыдущие годы, нередко сокращаются, но при этом отрываются рабочие места для других специалистов системы здравоохранения (эрготерапевтов, медицинских сестер). Причинами этого является сокращение финансирования общественного здравоохранения, а также повышение требований, предъявляемых к разным специалистам. Так, в частности, возрастают требования к эффективности деятельности, что диктует необходимость доказательства результатов лечения на основе применения валидных и надежных критериев. Арт-терапевты зачастую не выдерживают конкуренции с другими специалистами, поскольку в меньшей степени владеют методами исследования или ориентированы на недирективную, долгосрочную терапию, которая является более дорогостоящей и подчас менее эффективной, чем иные вмешательства. Начиная с 1980-х гг. Британская ассоциация арт-терапевтов (БААТ) проводит переговоры с арт-терапевтическими организациями других стран Европы, связанные с выработкой общеевропейских стандартов арт-терапевтического образования и практики. Принятие таких стандартов обеспечивало бы возможность профессиональной миграции арт-тарепвтов и гарантировало бы им единые условия труда и оплаты. Эти стандарты пока не приняты, что в значительной мере связано с отсутствием профессии арт-терапевта во многих странах Европы и различиями в их законодательствах. Жесткая позиция БААТ делает практически невозможным трудоустройство арт-терапевтов из стран континентальной Европы в Великобритании. Познания зарубежных арт-терапевтов в области психологии, клиники, психотерапии и психологического консультирования остаются на недостаточном уровне. Важнейшим условием поступления на программы профессиональной подготовки по арт-терапии за рубежом продолжает оставаться наличие у кандидатов художественного образования. Подавляющее большинство поступающих, как правило, не имеют какого-либо психологической или клинической (медицинской) подготовки. Образовательные программы по арт-терапии включают блок психологических и клинических дисциплин, однако количество часов по ним сравнительно невелико. Что касается философской и методологической платформы большинства зарубежных образовательных программ по арт-терапии, то она включает признание важной роли процесса художественного творчества, а также отношений клиента со специалистом в достижении терапевтических эффектов. Теоретической базой арт-терапии в процессе обучения выступает главным образом психодинамический подход. В этом плане система арт-терапевтического образования в таких странах, как Великобритания и США, начиная с 1970-х гг. и до настоящего времени, не претерпела существенных изменений. По нашему мнению, сильные стороны «трансатлантической» модели арт-терапии заключаются в следующем.
В то же время, «трансатлантическая» модель арт-терапии имеет ряд недостатков, некоторые из которых профессиональное арт-терапевтическое сообщество пытается в настоящее время устранить. Пока недостаточно ясно, сможет ли оно это сделать, оставаясь на прежних позициях и сохраняя приверженность тем принципам, которые характеризовали его на протяжении прошедших нескольких десятилетий. Работа над устранением этих недостатков является серьезным вызовом данной модели арт-терапии и может потребовать изменения системы профессиональной подготовки арт-терапевтов, организации арт-терапевтических услуг. Развитие арт-терапии в Российской Федерации На сегодняшний день арт-терапия в Российской Федерации продолжает оставаться инновационным здоровьесберегающим подходом, хотя в предыдущие десятилетия был накоплен определенный опыт исследования и практического использования разных форм творческого самовыражения с целью лечения и реабилитации. Так, в 1980-е гг. активизировались исследования творчества душевнобольных с клинико-психиатрических позиций, В Швейцарии вышли три тома коллективного труда Э. Бабаяна и других отечественных авторов (на русском и английском языках) «Изобразительный язык больных шизофренией». В конце 1980-х гг. формируется и получает распространение оригинальный психотерапевтический метод, Терапия творческим самовыражением (М. Е. Бурно). Вторая половина 1980-х - начало 1990-х гг. были ознаменованы дальнейшим оживлением интереса к творчеству душевнобольных (Хайкин Р. Б. 1992), созданием первых специализированных коллекций их художественных работ (коллекция «Иные»; руководитель - В. В. Гаврилов). В 1996 г. в Москве открывается Музей творчества аутсайдеров. Творчество душевнобольных начинает рассматриваться уже не только с клинико-психиатрических позиций, становится предметом междисциплинарных исследований, становится объектом художественно-эстетического восприятия. Ъ В 1990-е гг. происходит повышение интереса к использованию инновационных программ в области художественного образования, а также методов творческого самовыражения в деятельности образовательных учреждений. Рядом психологов и педагогов нашей страны были начаты исследования, связанные с изучением здоровьесберегающего потенциала искусства в системе общего и специального образования. (М.Ю. Алексеева, 2003; Л.А. Аметова, 2003, А.В. Гришина 2004, Л.Д. Лебедева, 2000, 2003). Во второй половине 1990-х гг. происходит формирование арт-терапевтического сообщества Российской Федерации. В 1997 г. в Санкт-Петербурге создана Арт-терапевтическая ассоциация, ставшая ядром набирающего силу арт-терапевтического движения. Задачи деятельности ассоциации и ее печатного органа (международного журнала арт-терапии «Исцеляющее искусство») включают пропаганду исцеляющих возможностей занятий творчеством, поддержку лечебно-реабилитационных проектов и практических исследований, связанных с арт-терапией, а также разработку и реализацию программ арт-терапевтического образования. В конце 1990-х гг. - начале 10-е гг. XXI в. происходит превращение арт-терапии (терапии искусством) в массовый профессиональный инструмент в деятельности психологов и врачей-психотерапевтов нашей страны, возрастает внедрение арт-терапии и арт-методов в здравоохранение, образование и социальную сферу. В эти же годы происходит становление оригинальной отечественной системы арт-терапевтического образования, разрабатывается теория и методология арт-терапии на основе достижений отечественной психологии, психиатрии, педагогики и других наук. Была разработана модель лечебно-реабилитационных арт-терапевтических воздействий при психических расстройствах - системная арт-терапия (САТ) (Копытин А.И., 2010). Она соответствует условиям организации психиатрической и психотерапевтической помощи в нашей стране, базируется на системном и транстеоретическом подходах, биопсихосоциальной концепции развития психических расстройств, психологической концепции личности как системы отношений человека с окружающей средой, концепции творчества как особого вида деятельности, связанного с духовной сферой и механизмами адаптации. В настоящее время арт-терапевтическое сообщество Российской Федерации включает специалистов с медицинским, психологическим, художественным, педагогическим и иным образованием, получивших дополнительную подготовку в области арт-терапии (в отдельных случаях также - высшее образование в области арт-терапии) и регулярно использующих ее в качестве ведущего метода в своей профессиональной деятельности. Согласно Резолюции РОО «Арт-терапевтическая ассоциация» (принятой 16 мая 2009 г. участниками 11-ой санкт-петербургской конференции «Арт-терапия сегодня. Методы арт-терапии в образовании, медицине, социальной работе»), арт-терапия рассматривается как система психологических и психофизических лечебно-коррекционных и профилактических воздействий, основанных на занятиях клиента (пациента) изобразительной деятельностью, построении и развитии психотерапевтических отношений. Она может применяться с целью лечения и предупреждения различных разных болезней, коррекции нарушенного поведения и психосоциальной дизадаптации, реабилитации лиц с психическими и физическими заболеваниями и психосоциальными ограничениями, достижения более высокого качества жизни и развития человеческого потенциала. В этом же документе отмечено: «Арт-терапия тесно связана с клинической практикой. Это определяет приоритетную роль клинических знаний, опору на концепцию биопсихосоциогенеза болезней и состояний психосоциальной дизадаптации при разработке и реализации арт-терапевтических вмешательств. Попытки использовать техники арт-терапии без достаточной клинической подготовки или при отсутствии тесного контакта со специалистами в области психического здоровья, медицинскими работниками во многих случаях могут быть признаны неэтичными и чреватыми причинением клиентам морального и физического ущерба. Арт-терапия также тесно связана с художественной практикой. Хорошее знание специалистом в области арт-терапии возможностей различных художественных материалов и форм художественной практики может способствовать повышению эффективности работы». Арт-терапевтическая ассоциация ориентирует своих членов, представителей арт-терапевтического сообщества Российской Федерации на систематическое повышение своей компетенции путем прохождения соответствующих программ дополнительного образования и супервизий, соблюдение норм профессиональной этики, систематические занятия художественной практикой, овладение знаниями в области визуальных искусств, психологии и психотерапии, подтверждение результатов своей деятельности путем проведения практических исследований. Важнейшими направлениями развития и интеграции арт-терапевтического сообщества Российской Федерации являются:
Учитывая популярность в России интегративного подхода в области терапии искусством, Ассоциация допускает наличие в своих рядах специалистов, использующих разные модальности творческого самовыражения (музыку, движение и танец, драматическое искусство, литературное творчество и др.). В то же время, визуальная модальность рассматривается в качестве основополагающей. Заключение Автором доклада рассмотрены некоторые достоинства и недостатки «трансатлантической» модели арт-терапии, представленной в культурном и технологическом контексте, в процессе ее исторического развития. Несмотря на определенные достижения специалистов, реализующих эту модель арт-терапии, без решения ряда обозначенных выше проблем превращение арт-терапии в эффективный инструмент лечебно-реабилитационной практики, отвечающий современному уровню научного знания, экономическим, социальным и культурным вызовам нашего времени, вряд ли возможно. Надежды зарубежных специалистов в области арт-терапии (представителей «трансатлантической» модели) на то, что ее профессионализация позволит решить многие проблемы (в том числе, их трудоустройства и достойной оплаты их труда, обеспечит широкое общественное признание арт-терапии, поступательное развитие методологии и исследований) во многом не оправдались. Перспективы существования профессии арт-терапии и системы арт-терапевтического образования в этих странах в том виде, как они существуют на сегодняшний день, туманны. Многие проблемы, характерные для зарубежной арт-терапии, отчасти проявляются и в нашей стране. При этом автор хотел бы призвать своих соратников по арт-терапевтическому движению ценить те достоинства и преимущества отечественной арт-терапии, которые во многом связаны с ее изначально междисциплинарным характером, наличием в отечественном арт-терапевтическом сообществе представителей разных профессиональных групп (врачей, художников, психологов, педагогов). Это наделяет молодую отечественную арт-терапию значительным научным и исследовательским потенциалом, многообразием ракурсов восприятия арт-терапевтического процесса, способностью к экспериментам и развитию, а также возможностью интеграции в самые разные области лечебной, образовательной и социальной практики. В перспективе, возможно создание в нашей стране не столько профессии арт-терапии (согласно «трансатлантической» модели ее развития), сколько нескольких моделей специализации с разными образовательными маршрутами и разным набором профессиональных компетентностей (функций):
|