Новости

Арт-терапия в прошлом и настоящем

« Все новости

Доклад А И Копытина Арт-терапия в контексте культуры и технологии первая московская международная конференция по терапии искусством Арт-терапия и творческое самовыражение в сохранении здоровья и развитии человеческого потенциала НОУ Институт современных психологических технологий 9-11 апреля 2010 14.07.2011 22:44

Арт-терапия в контексте культуры и технологии*

(*Материал представлен в качестве пленарного доклада на первой московской международной конференции по терапии искусством «Арт-терапия и творческое самовыражение в сохранении  здоровья и развитии человеческого потенциала», Москва,  9-11 апреля 2010 г. Публикация НОУ «Институт современных психологических технологий»)

Копытин Александр

Данное сообщение представляет собой краткий обзор развития арт-терапии во второй половине ХХ в. - начале XXI в. Обсуждается влияние культурных и технологических факторов на арт-терапию как преимущественно «трансатлантический» феномен, связанный с инициативами художников (и в меньшей степени, клиницистов) в таких странах, как Великобритания и США. Показаны достижения и проблемы арт-терапии на текущем этапе ее существования в разных странах, в том числе, Российской Федерации. Рассматриваются неоднозначные перспективы ее дальнейшего существования как внутри, так и за пределами «трансатлантического» сообщества.

Следуя оригинальному англоязычному определению арт-терапии, принятому международным сообществом (Aмериканская арт-терапевтическая ассоциация, Британская ассоциация арт-терапевтов, Европейский консорциум арт-терапевтического образования), под арт-терапией автор понимает лечебное применение изобразительных средств. Арт-терапия является одной из форм терапии искусством, в ряде стран - парамедицинской профессией, наряду с такими родственными профессиями, как музыкотерапия, танцевально-двигательная терапия и драматерапия.

Историческое развитие данной формы терапии искусством может быть разделено на три этапа:

  1. этап предшественников и пионеров арт-терапии (период до конца 1950-х гг.);
  2. этап начального становления профессии арт-терапии (1960-1980 гг.);
  3. этап «созревания», переход к доказательной арт-терапии (1990-2000 гг.).

Этап предшественников и пионеров арт-терапии

Данный этап развития арт-терапии был ознаменован следующими актуальными социокультурными тенденциями:

  • социальными реформами,
  • реформами в области образования и общественного здравоохранения (1940-е гг.),
  • инновациями в области изобразительного искусства, поиском новых средств выразительности - развитием модернистского искусства.

Это - период предшественников и пионеров арт-терапии, к которым можно отнести исследователей и коллекционеров психопатологической экспрессии - психиатров, художников, искусствоведов (Г. Принцхорн, Ж. Жебюффе), психоаналитиков (К.-Г. Юнг, М. Наумбург, И. Чампернон), художников и художественных педагогов, развивающих инновационные подходы к художественному образованию в клинической и образовательной среде (Э. Адамсон, А. Хилл, Э. Крамер, Г. Рид, М. Ричардсон).

Основные проблемы, связанные с деятельностью предшественников и пионеров арт-терапии, заключались в следующем:

  • отсутствии единого понимания сути, задач и механизмов лечебного воздействия арт-терапии,
  • преобладании эмпирической арт-терапии со слабо оформленной методологией,
  • отсутствии каких-либо исследований, подтверждающих воздействие арт-терапии, поскольку деятельность пионеров арт-терапии опиралась исключительно на веру в исцеляющий потенциал искусства и собственный опыт психологической интеграции,
  • разрозненности арт-терапевтического сообщества, что не позволяло осуществлять целенаправленную политику, связанную с защитой интересов пионеров арт-терапии и ее внедрением в практику,
  • отсутствии гарантированных рабочих мест, критериев оплаты труда арт-терапевтов,
  • отсутствии программ арт-терапевтического образования.

Начальная фаза становления профессии арт-терапии (1960-1980 гг.)

Начальная фаза становления профессии арт-терапии протекала на фоне таких актуальных социокультурных тенденций, как:

  • поиск культурных альтернатив, социальные инновации в условиях обостряющихся противоречий между либеральной и консервативной моделью развития общества,
  • реорганизация общественного здравоохранения, реформы в области психиатрии,
  • переход к постиндустриальному обществу.

Данные тенденции оказали следующее влияние на формирующееся арт-терапевтическое сообщество:

  1. придали «радикальный» характер арт-терапевтическим инициативам (арт-терапия как альтернатива сложившейся модели психиатрии, образования и др.),
  2. определили возрастание роли критической мысли (феминизма, неомарксизма и др.) среди представителей арт-терапевтического сообщества, привели к повышению их политической и культурной активности (участие в общественных движениях),
  3. в этот период имели место попытки создания первых теоретически обоснованных моделей арт-терапии, связанные, главным образом, с заимствованием положений психоанализа, семейной психотерапии, когнитивной психотерапии, гуманистического, феноменологического подходов и др.,
  4. происходила легализация и институционализация арт-терапии, расширение спектра арт-терапевтических услуг для разных категорий населения.

В 1964 г. была создана Британская ассоциация арт-терапевтов - первая профессиональная организация специалистов, использующих изобразительное искусство в целях лечения. В 1969 г. была также основана Американская арт-терапевтическая ассоциация. Примерно в эти же годы наблюдается активизация  практического использования арт-терапии, первых научных исследований в форме описания случаев, создание первых программ арт-терапевтического образования в США и Великобритании.

В 1982 г. Британский Департамент Здравоохранения и Социальной Безопасности принимает закон, регламентирующий профессиональную роль и оплату труда арт-терапевтов. Великобритания стала первой страной, где вступил в силу закон, связанный с арт-терапевтической деятельностью. Благодаря этому государство через систему здравоохранения получило больший контроль над деятельностью арт-терапевтов, а они, в свою очередь, обрели рычаги влияния на систему здравоохранения и другие социальные институты.

Переход к доказательной арт-терапии (1990-2000 гг.)

Для этого периода в развития арт-терапии характерны такие социокультурные тенденции, как:

  • возрастание влияния постмодернисткой мысли,
  • глобализация, переход к информационному типу культуры, с характерными для нее открытостью, множественностью, мультикультурализмом, виртуальностью, неопределенностью,
  • прагматика, давление экономических реалий,
  • иной правовой контекст, связанный с повышенным вниманием к интересам граждан и меньшинств (гражданское общество),

Влияние этих социокультурных тенденций на на арт-терапевтическое сообщество определило:

  1. усиление междисциплинарных связей арт-терапии, начало более активного диалога арт-терапевтов с представителями медицины, психологии, нейропсихологии, социологии, культурологии др.),
  2. включение арт-терапевтов в полипрофессиональный контекст, согласование ими своей работы с другими специалистами на основе биопсихосоциальной модели психических и соматических болезней и их лечения,
  3. возрастание роли психологических и клинических дисциплин в профессиональной подготовке арт-терапевтов, усиливающееся сближение арт-терапии с психотерапией и консультированием, ее превращение в арт-психотерапию.
  4. повышенное внимание к вопросам менеджмента и профессиональной этики,
  5. ужесточение правового регулирования арт-терапевтической деятельности, повышение требований к эффективности и доказательности вмешательств, активизация научных исследований и переход к доказательной арт-терапевтической практике (evidence-basedpractice),
  6. сокращение сроков лечения, ужесточение финансовой политики государства; диверсификация услуг и финансирования,
  7. «глобализация» арт-терапевтического сообщества, развитие международных связей арт-терапевтов, определение международных, в частности, общеевропейских стандартов арт-терапевтического образования
  8. возрастание роли информационных технологий,
  9. формирование новых философских, культурно-антропологических, психологических концепций человека.

В 1980-1990-е гг. происходит создание профессиональных общественных объединений арт-терапевтов во многих странах мира (Канада 1981, Австралия, 1987, Германия, 1989, Нидерланды 1996, Российская Федерация 1997, Италия 1997, Испания 1999). 1990-е гг. также ознаменованы созданием образовательных программ по арт-терапии при университетах многих европейских стран. Происходит «дробление» арт-терапевтического сообщества, появление в нем разнородных школ и коалиций, отстаивающих собственное видение арт-терапии и реализующих разную профессиональную политику, стремящихся контролировать формирующийся в Европе сектор арт-терапевтических услуг и образования. В некоторых странах континентальной Европы создаются несколько общественных объединений арт-терапевтов (например, в Германии). Даже внутри объединений «со стажем» усиливается конфронтация между разными сегментами арт-терапевтического сообщества. В связи с этим, некоторые авторы (например, D.Waller, 1991) пишут о «процессуальной модели» профессии, имея при этом в виду то, что представление о том, что такое арт-терапия, и кто может оказывать арт-терапевтические услуги, динамично меняется.

Проблемы современной зарубежной арт-терапии

Следует отметить некоторые наиболее острые проблемы современной арт-терапии. Так, интеграция арт-терапевтического сообщества и определение международных стандартов арт-терапевтического образования встречаются с препятствиями из-за различий в национальных законах и политике национальных арт-терапевтических организаций. Переходу к доказательной практике  препятствует недостаточное знание зарубежными арт-терапевтами методов исследования. Более того, наблюдается возрастающее отставание арт-терапии от развития медицины, психологии и иных областей научного знания.

Включение в полипрофессиональные бригады затруднено по причине недостаточного знания клиники и биопсихосоциальной модели медицины, дефицита знаний в области управления и организации услуг. Консерватизм части арт-терапевтического сообщества за рубежом препятствует его развитию, наблюдается недостаточное использование современных методов и инструментов научного познания и художественной практики, информационных технологий и медиа.

Относительная закрытость арт-терапевтического сообщества, обусловленная жесткими критериями членства в профессиональных организациях и допуска к арт-терапевтическому образованию и практике в некоторых странах ограничивает вовлечение в арт-терапевтическое движение представителей других профессиональных групп (врачей, психологов и др.) и, тем самым, затрудняет развитие арт-терапевтической методологии и исследований.

Многие вопросы, связанные с легализацией деятельности профессиональных арт-терапевтов, остаются неурегулированными. В 1998 г. британским парламентом был принят закон, определяющий профессиональный статус и роль арт-терапевтов, а также стандарты арт-терапевтического образования. Согласно данному закону, арт-терапевты, наряду с музыкальными терапевтами и драматерапевтами, являются вспомогательными медицинскими специалистами. Их труд в лечебных учреждениях оплачивается по тарифной сетке Национальной системы здравоохранения. В то же время, не существует тарифной сетки для арт-терапевтов в образовательных учреждениях.

Несмотря на принятые законы, арт-терапевты во многих странах (в том числе, Великобритании и США) испытывают трудности в трудоустройстве. Постоянных рабочих мест для арт-терапевтов недостаточно, и многие из них вынуждены работать по временным контрактам или имеют ограниченное количество рабочих часов и, поэтому, совмещают арт-терапетическую практику с работой в качестве художника или арт-педагога, психолога-консультанта, семейного психотерапевта (при наличии специальной дополнительной подготовки, помимо арт-терапевтической). Даже те рабочие места, которые были доступны в предыдущие годы, нередко сокращаются, но при этом отрываются рабочие места для других специалистов системы здравоохранения (эрготерапевтов, медицинских сестер). Причинами этого является сокращение финансирования общественного здравоохранения, а также повышение требований, предъявляемых к разным специалистам. Так, в частности, возрастают требования к эффективности деятельности, что диктует необходимость доказательства результатов лечения на основе применения валидных и надежных критериев. Арт-терапевты зачастую не выдерживают конкуренции с другими специалистами, поскольку в меньшей степени владеют методами исследования или ориентированы на недирективную, долгосрочную терапию, которая является более дорогостоящей и подчас менее эффективной, чем иные вмешательства.

Начиная с 1980-х гг. Британская ассоциация арт-терапевтов (БААТ) проводит переговоры с арт-терапевтическими организациями других стран Европы, связанные с выработкой общеевропейских стандартов арт-терапевтического образования и практики. Принятие таких стандартов обеспечивало бы возможность профессиональной миграции арт-тарепвтов и гарантировало бы им единые условия труда и оплаты. Эти стандарты пока не приняты, что в значительной мере связано с отсутствием профессии арт-терапевта во многих странах Европы и различиями в их законодательствах. Жесткая позиция БААТ делает практически невозможным трудоустройство арт-терапевтов из стран континентальной Европы в Великобритании.

Познания зарубежных арт-терапевтов в области психологии, клиники, психотерапии и психологического консультирования остаются на недостаточном уровне. Важнейшим условием поступления на программы профессиональной подготовки по арт-терапии за рубежом продолжает оставаться наличие у кандидатов художественного образования. Подавляющее большинство поступающих, как правило, не имеют какого-либо психологической или клинической (медицинской) подготовки. Образовательные программы по арт-терапии включают блок психологических и клинических дисциплин, однако количество часов по ним сравнительно невелико.

Что касается философской и методологической платформы большинства зарубежных образовательных программ по арт-терапии, то она включает признание важной роли процесса художественного творчества, а также отношений клиента со специалистом в достижении терапевтических эффектов. Теоретической базой арт-терапии в процессе обучения выступает главным образом психодинамический подход. В этом плане система арт-терапевтического образования в таких странах, как Великобритания и США, начиная с 1970-х гг. и до настоящего времени, не претерпела существенных изменений.

По нашему мнению, сильные стороны «трансатлантической» модели арт-терапии заключаются в следующем.

  1. В тесной связи этой модели арт-терапии с художественным сообществом и художественной практикой. Более 90% дипломированных арт-терапевтов Великобритании и США имеют художественное образование, имеют разносторонний опыт изобразительной или художественно-педагогической деятельности. Благодаря этому, они хорошо понимают возможности разных художественных материалов, динамику творческого процесса и визуальные характеристики образов.
  2. В относительно высоком уровне внедрения методов арт-терапии в разные учреждения общественного здравоохранения, образования и социальной работы. Начиная с 40-50-х гг. прошлого века арт-терапия начала применяться в государственных лечебных и реабилитационных учреждениях США и Великобритании. В дальнейшем были сделаны попытки внедрить арт-терапию в школы и исправительные учреждения, специализированные центры по оказанию помощи алкоголикам и наркоманам и некоторые другие сферы ее практического применения. Это позволило накопить эмпирический опыт работы с разными клиентскими группами и наладить взаимодействие арт-терапевтов с персоналом различных учреждений.
  3. В наличии более или менее общих стандартов арт-терапевтического образования, что в сочетании с жестким контролем над допуском к арт-терапевтической практике, осуществляемым со стороны общественных организаций арт-терапевтов и государственных структур, может способствовать качественным арт-терапевтическим услугам.
  4. В гарантированной оплате труда дипломированных арт-терапевтов, работающих в системе здравоохранения и наличии определенного количества рабочих мест для арт-терапевтов (главным образом, в медицинских учреждениях).

В то же время, «трансатлантическая» модель арт-терапии имеет ряд недостатков, некоторые из которых профессиональное арт-терапевтическое сообщество пытается в настоящее время устранить. Пока недостаточно ясно, сможет ли оно это сделать, оставаясь на прежних позициях и сохраняя приверженность тем принципам, которые характеризовали его на протяжении прошедших нескольких десятилетий. Работа над устранением этих недостатков является серьезным вызовом данной модели арт-терапии и может потребовать изменения системы профессиональной подготовки арт-терапевтов, организации арт-терапевтических услуг.

Развитие арт-терапии в Российской Федерации

На сегодняшний день арт-терапия в Российской Федерации продолжает оставаться инновационным здоровьесберегающим подходом, хотя в предыдущие десятилетия был накоплен определенный опыт исследования и практического использования разных форм творческого самовыражения с целью лечения и реабилитации. Так, в 1980-е гг. активизировались исследования творчества душевнобольных с клинико-психиатрических позиций, В Швейцарии вышли три тома коллективного труда Э. Бабаяна и других отечественных авторов (на русском и английском языках) «Изобразительный язык больных шизофренией».

В конце 1980-х гг. формируется и получает распространение оригинальный психотерапевтический метод, Терапия творческим самовыражением (М. Е. Бурно). Вторая половина 1980-х - начало 1990-х гг. были ознаменованы дальнейшим оживлением интереса к творчеству душевнобольных (Хайкин Р. Б. 1992), созданием первых специализированных коллекций их художественных работ (коллекция «Иные»; руководитель - В. В. Гаврилов). В 1996 г. в Москве открывается Музей творчества аутсайдеров. Творчество душевнобольных  начинает рассматриваться уже не только с клинико-психиатрических позиций, становится предметом междисциплинарных исследований, становится объектом художественно-эстетического восприятия. Ъ

В 1990-е гг. происходит повышение интереса к использованию инновационных программ в области художественного образования, а также методов  творческого самовыражения в деятельности образовательных учреждений. Рядом психологов и педагогов нашей страны были начаты исследования, связанные с изучением здоровьесберегающего потенциала искусства в системе общего и специального образования. (М.Ю. Алексеева, 2003; Л.А. Аметова, 2003, А.В. Гришина 2004, Л.Д. Лебедева, 2000, 2003).

Во второй половине 1990-х гг. происходит формирование арт-терапевтического сообщества Российской Федерации. В 1997 г. в Санкт-Петербурге создана Арт-терапевтическая ассоциация, ставшая ядром набирающего силу арт-терапевтического движения. Задачи деятельности ассоциации и ее печатного органа (международного журнала арт-терапии «Исцеляющее искусство») включают пропаганду исцеляющих возможностей занятий творчеством, поддержку лечебно-реабилитационных проектов и практических исследований, связанных с арт-терапией, а также разработку и реализацию программ арт-терапевтического образования.

В конце 1990-х гг. - начале 10-е гг. XXI в. происходит превращение арт-терапии (терапии искусством) в массовый профессиональный инструмент в деятельности психологов и врачей-психотерапевтов нашей страны, возрастает внедрение арт-терапии и арт-методов в здравоохранение, образование и социальную сферу.

В эти же годы происходит становление оригинальной отечественной системы арт-терапевтического образования, разрабатывается теория и методология арт-терапии на основе достижений отечественной психологии, психиатрии, педагогики и других наук. Была разработана модель лечебно-реабилитационных арт-терапевтических воздействий при психических расстройствах - системная арт-терапия (САТ) (Копытин А.И., 2010). Она соответствует условиям организации психиатрической и психотерапевтической помощи в нашей стране, базируется на системном и транстеоретическом подходах, биопсихосоциальной концепции развития психических расстройств, психологической концепции личности как системы отношений человека с окружающей средой, концепции творчества как особого вида деятельности, связанного с духовной сферой и механизмами адаптации.

В настоящее время арт-терапевтическое сообщество Российской Федерации включает специалистов с медицинским, психологическим, художественным, педагогическим и иным образованием, получивших дополнительную подготовку в области арт-терапии (в отдельных случаях также - высшее образование в области арт-терапии) и регулярно использующих ее в качестве ведущего метода в своей профессиональной деятельности.

Согласно Резолюции РОО «Арт-терапевтическая ассоциация» (принятой 16 мая 2009 г. участниками 11-ой санкт-петербургской конференции «Арт-терапия сегодня. Методы арт-терапии в образовании, медицине, социальной работе»), арт-терапия рассматривается как система психологических и психофизических лечебно-коррекционных и профилактических воздействий, основанных на занятиях клиента (пациента) изобразительной деятельностью, построении и развитии психотерапевтических отношений. Она может применяться с целью лечения и предупреждения различных разных болезней, коррекции нарушенного поведения и психосоциальной дизадаптации, реабилитации лиц с психическими и физическими заболеваниями и психосоциальными ограничениями, достижения более высокого качества жизни и развития человеческого потенциала.

В этом же документе отмечено: «Арт-терапия тесно связана с клинической практикой. Это определяет приоритетную роль клинических знаний, опору на концепцию биопсихосоциогенеза болезней и состояний психосоциальной дизадаптации при разработке и реализации арт-терапевтических вмешательств. Попытки использовать техники арт-терапии без достаточной клинической подготовки или при отсутствии тесного контакта со специалистами в области психического здоровья, медицинскими работниками во многих случаях могут быть признаны неэтичными и чреватыми причинением клиентам морального и физического ущерба. Арт-терапия также тесно связана с художественной практикой. Хорошее знание специалистом в области арт-терапии возможностей различных художественных материалов и форм художественной практики может способствовать повышению эффективности работы».

Арт-терапевтическая ассоциация ориентирует своих членов, представителей арт-терапевтического сообщества Российской Федерации на систематическое повышение своей компетенции путем прохождения соответствующих программ дополнительного образования и супервизий, соблюдение норм профессиональной этики, систематические занятия художественной практикой, овладение знаниями в области визуальных искусств, психологии и психотерапии, подтверждение результатов своей деятельности путем проведения практических исследований.

Важнейшими направлениями развития и интеграции арт-терапевтического сообщества Российской Федерации являются:

  • укрепление связей внутри самого сообщества, в частности, путем осуществления организованной деятельности в регионах и в рамках межрегиональных проектов;
  • укрепление связей с государственными институтами и общественными объединениями, работающими над решением общих с сообществом задач;
  • совершенствование менеджмента и управления деятельностью сообщества;
  • привлечение дополнительных финансовых ресурсов и проведение публичных акций;
  • разработка методологических аспектов арт-терапии и более четкое определение принципов арт-терапевтической деятельности;
  • развитие доказательной базы арт-терапии путем активизации прикладных исследований, прежде всего, связанных с изучением ее эффектов.

Учитывая популярность в России интегративного подхода в области терапии искусством, Ассоциация допускает наличие в своих рядах специалистов, использующих разные модальности творческого самовыражения (музыку, движение и танец, драматическое искусство, литературное творчество и др.). В то же время, визуальная модальность рассматривается в качестве основополагающей.

Заключение

Автором доклада рассмотрены некоторые достоинства и недостатки «трансатлантической» модели арт-терапии, представленной в культурном и технологическом контексте, в процессе ее исторического развития. Несмотря на определенные достижения специалистов, реализующих эту модель арт-терапии, без решения ряда обозначенных выше проблем превращение арт-терапии в эффективный инструмент лечебно-реабилитационной практики, отвечающий современному уровню научного знания, экономическим, социальным и культурным вызовам нашего времени, вряд ли возможно.

Надежды зарубежных специалистов в области арт-терапии (представителей «трансатлантической» модели) на то, что ее профессионализация позволит решить многие проблемы (в том числе, их трудоустройства и достойной оплаты их труда, обеспечит широкое общественное признание арт-терапии, поступательное развитие методологии и исследований) во многом не оправдались. Перспективы существования профессии арт-терапии и системы арт-терапевтического образования в этих странах в том виде, как они существуют на сегодняшний день, туманны.

Многие проблемы, характерные для зарубежной арт-терапии, отчасти проявляются и в нашей стране. При этом автор хотел бы призвать своих соратников по арт-терапевтическому движению ценить те достоинства и преимущества отечественной арт-терапии, которые во многом связаны с ее изначально междисциплинарным характером, наличием в отечественном арт-терапевтическом сообществе представителей разных профессиональных групп (врачей, художников, психологов, педагогов). Это наделяет молодую отечественную арт-терапию значительным научным и исследовательским потенциалом, многообразием ракурсов восприятия арт-терапевтического процесса, способностью к экспериментам и развитию, а также возможностью интеграции в самые разные области лечебной, образовательной и социальной практики.

В перспективе, возможно создание в нашей стране не столько профессии арт-терапии (согласно «трансатлантической» модели ее развития), сколько нескольких моделей специализации с разными образовательными маршрутами и разным набором профессиональных компетентностей (функций):

  • клинической модели (арт-психотерапии) для специалистов с медицинским, психиатрическим, психотерапевтическим образованием или клинических психологов, имеющих подготовку по психотерапии;
  • психологической модели («арт-методы в психологическом консультировании») - для психологов с разной специализацией (не только по клинической психологии),
  • педагогической / арт-педагогической модели («арт-методы в специальном образовании, арт-педагогике») для специалистов с высшим педагогическим образованием,
  • художественно-творческой («арт-методы в художественно-творческом развитии личности») для специалистов с художественным образованием.